Программа логопедической работы с заикающимися детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 04:12, практическая работа

Описание работы

В специальных детских учреждениях заикающиеся дети комплектуются в отдельные группы в соответствии с определенной возрастной категорией. Цель коррекционно-развивающего обучения в этих группах — устранение заикания. Решение этой сложной задачи возможно при правильной, научно обоснованной организации системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное преодоление отклонений в пользовании самостоятельной речью и нормализацию свойственных заикающемуся ребенку личностных особенностей, проявляющихся в общении.

Работа содержит 1 файл

программа с заикающимися.docx

— 61.25 Кб (Скачать)

Программа логопедической работы с заикающимися детьми 

Пояснительная записка 

      Данная программа разработана  для учителей-логопедов, работающих  с детьми, страдающими заиканием.

       В специальных детских учреждениях  заикающиеся дети комплектуются  в отдельные группы в соответствии  с определенной возрастной категорией. Цель коррекционно-развивающего  обучения в этих группах —  устранение заикания. Решение этой  сложной задачи возможно при  правильной, научно обоснованной  организации системы воспитания  и обучения, предусматривающей последовательное  целенаправленное преодоление отклонений  в пользовании самостоятельной  речью и нормализацию свойственных  заикающемуся ребенку личностных  особенностей, проявляющихся в общении.

       В детском саду, а также в  отдельных специальных группах  для заикающихся детей при  массовых детских садах обеспечивается  воспитание, включающее коррекционно-развивающее  воздействие на речь, а также  физическое, умственное, нравственное  и эстетическое развитие с  учетом их возрастных и индивидуальных  психофизиологических особенностей.

       В настоящее время эффективность  логопедической помощи заикающимся  детям в дошкольном возрасте  общепризнана.

       Длительное время в практике  устранения заикания подчеркивалась  задача выработки замедленной,  плавной репродуцирующей речи  и после этого осуществлялся  переход к самостоятельной речи  в нормальном темпе. На занятиях  значительное место отводилось  механическим тренировкам, носящим  характер стереотипного повторения  готовых формулировок, которые не  подготавливали детей к пользованию  самостоятельной речью без заикания.

       Воздействие на личность исчерпывалось  психотерапией, направленной на  устранение «страха речи».

       Исследованиями лаборатории логопедии  ИКП РАО доказано, что некоторые  формы самостоятельной речи доступны  заикающимся с первых дней  обучения (Р. Е. Левина, С. А.  Миронова, Н. А. Чевелева).

       Наиболее элементарной и поэтому  доступной заикающимся является  ситуативная речь, протекающая в  условиях наглядного материала,  когда предмет, о котором идет  разговор, хорошо виден и знаком  детям. В наглядной ситуации  дети для пояснения своей мысли  широко пользуются различными  средствами показа, жестами, мимикой,  указательными местоимениями (этот, тот, такой и др.).

       Значительно затрудненными оказываются  условия, когда общение выходит  за рамки непосредственно воспринимаемых  впечатлений. Перед ребенком возникает  необходимость строить высказывание  без конкретного показа, опираясь  лишь на средства словесной  контекстной речи. Контекстная речь, в отличие от ситуативной, является более отвлеченной, более развернутой, может носить объясняющий или рассуждающий характер, передавать содержание, о котором известно лишь со слов собеседника. Именно контекстная речь в большинстве случаев вызывает усиление заикания у детей.

       Задачами коррекционно-развивающего  обучения являются: нормализация  общего и речевого поведения  детей с учетом возрастных  психофизиологических особенностей  и формирование навыков пользования  самостоятельной речью без заикания. Существенными особенностями предлагаемой  системы является то, что речевые  умения и навыки формируются  не по подражанию, а в условиях, с самого начала стимулирующих  пользование самостоятельной связной  речью без заикания. Усложнение  системы достигается уменьшением  наглядного содержания речи и  нарастания в ней элементов  контекстности.

       Образовательными задачами предусмотрено  расширение и углубление знаний  детей об окружающем мире, развитие  элементарных математических представлений,  обучение рассказыванию, навыкам  изображения предметов и передачи  сюжетов на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.

       Все содержание работы по разделам («Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи», «Формирование  элементарных математических представлений», «Изобразительная деятельность  и конструирование») составляет  основу обучения заикающихся  детей.

       Обучение и воспитание заикающихся  дошкольников осуществляются в  активной детской деятельности  — в играх, посильном труде,  разнообразных занятиях. В детском  саду заикающиеся дети развиваются в обществе сверстников, что создает благоприятные условия для перевоспитания их речи и личности в целом, для овладения знаниями и умениями в процессе коллективных занятий.

       Коррекция речи, обучение и воспитание  заикающихся детей осуществляется  совместными усилиями логопеда, воспитателей и музыкального  руководителя в процессе прохождения  программного материала.

       Учебный год в каждой возрастной  группе делится на четыре периода:

       I период — сентябрь, октябрь,  ноябрь.

       II период — декабрь, январь, февраль. 

       III период — март, апрель.

       IV период — май, июнь.

       В данной программе периоды  совпадают с этапами. 

Особенности речи детей, страдающих заиканием 

      Первоначально развитие речи  у заикающихся детей (понимание  и активное пользование ею) чаще  всего происходит так же, как  и у нормально говорящих сверстников.  Отдельные слова у них появляются  в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период  овладения фразовой речью, примерно  от двух до четырех лет.

       В большинстве случаев заикание  наступает постепенно, начинаясь  с легкой прерывистости речи  по типу физиологических затруднений,  сопровождающих переход к фразовой  речи. В благоприятных условиях  прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции  речевого акта. В неблагоприятных  условиях прерывистость речи  усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возникает  тогда, когда переход от общения  в ситуации наглядности к чисто  словесным его формам происходит  недостаточно постепенно, с непомерной  активизацией этого процесса. Овладевая  речью в общении с окружающими  людьми, ребенок заимствует сложное  содержание и построение речи, которое ему непосильно. Поэтому  причиной заикания нередко становится  усиленное развитие речи, поощряемое  родителями, заучивание и пересказ  не по годам сложного речевого  материала, ранние выступления  при посторонних, воспитание детей  без учета особенностей их  нервной системы.

       Заикание является выражением  самых разнообразных затруднений  в овладении коммуникативной  функцией речи. Оно обычно усиливается  в ситуации общения и ослабевает  в условиях речи, обращенной к  себе, а не к другим. По-разному  протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и моложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре, когда ослабевает коммуникативная ответственность.

       Проявления заикания связаны  с тем, что дети начинают  затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и  точно подобрать нужные слова,  иногда создается впечатление,  что в момент высказывания  они не могут вспомнить названия  некоторых предметов, действий, качеств,  хотя имеют достаточный по  возрасту запас знаний и представлений.  Самостоятельные высказывания детей  начинают сопровождаться повтором  слов, слогов, звуков, паузами при  поиске слов.

       При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь дошкольников изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, э и др. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими незаикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами, притоптыванием и т. д.).

       У заикающихся детей отмечаются  специфические особенности общего  и речевого поведения: повышенная  импульсивность высказывания и  в связи с этим недоучет  точного содержания речи собеседника,  слабость волевого напряжения, замедленное  или опережающее включение в  деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя  переключиться с одного объекта на другой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.

       Некоторые из указанных особенностей  свойственны и незаикающимся дошкольникам, но у заикающихся детей они выражены более ярко. У данной категории детей чаще проявляется резкая неустойчивость внимания, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.

       Указанные особенности определяют  специфичность задач коррекционно-развивающего  воздействия. 

Психологические особенности заикающихся детей  средней группы 

      Дети средней группы находятся  ближе к истокам заикания, так  как прошел сравнительно небольшой  срок со времени появления  дефекта. В связи с этим в  средней группе большее значение  приобретает прослушивание речевых  моделей, которые доступны для  самостоятельного пользования детьми  в данный момент или в ближайшее  время. В некоторых случаях  прослушивание образцов речи  приводит к устранению заикания.

       Для этой цели полезно использовать  констатирующую речь; в момент  выполнения какой-либо деятельности  логопед комментирует действия  детей, не пропуская ни одного  ребенка. Длительное прослушивание  речевых образцов помогает детям  постепенно накапливать определенный  запас речевых моделей, а затем  свободно пользоваться ими. Упражнение  детей в самостоятельной речи  происходит в начале и в  конце занятия. В середине его,  во время выполнения какой-либо  деятельности, они учатся вслушиваться  в инструкции логопеда, понимать  содержание высказываний, соотнося  их с объектом речи, а также  сравнивать свою работу с работой  товарищей, ориентируясь на комментарий  логопеда. Все это отчетливо можно  проследить по переведению взора  ребенка с одного объекта на  другой. Переведение взора ребенка  свидетельствует о возможности  формирования у него способности  к восприятию речи в момент  действия, а также помогает определить  нужный темп речи логопеда. С  этой целью необходимо делать  паузы между предложениями, чтобы  ребенок успел перевести взгляд, когда начинается рассказ о  другом объекте.

       Заикающимся детям средней группы  свойственно пользование краткими  ответами. Чаще всего на вопросы  они отвечают одним словом, что  характерно для естественной  разговорной речи в форме диалога.  Они длительное время не понимают  и не принимают требования  логопеда отвечать развернуто (полно,  подробно, «как я», чтобы всем  было понятно и т. д.) независимо  от доступности объяснения и  использования различных приемов.  Поэтому в коррекционных целях  дети средней группы более  длительно упражняются в однословных  ответах.

       У заикающихся детей средней  группы еще не сформирована  способность заниматься одновременно двумя видами деятельности, например: рисовать и слушать речь взрослых. Это связано с особенностями объема, распределения и переключения внимания детей данного возраста. Поэтому они не могут одновременно слушать вопросы логопеда и выполнять начатое действие, а также отвечать на вопросы в момент действия, как это доступно старшим детям. В таких случаях вместо ответа на вопрос дети говорят: «Подождите, я рисую». Или: «Подождите, я сейчас». Некоторые, наоборот, пытаются отвечать на заданный вопрос, но при этом они оставляют свою деятельность.

       В связи с тем что заикающиеся дети средней группы не могут отвечать на вопросы во время деятельности, необходимо отводить больше времени организованному диалогу в другие моменты занятия, а именно: при объяснении задания к занятию и после выполнения работы, а не в процессе самой деятельности. Например: логопед во время объяснения задания выполняет на глазах у детей образец предстоящей работы (рисунка, лепки, аппликации). Дети смотрят на образец и отвечают на вопросы логопеда, относящиеся к данному образцу. Молено также активно упражнять их в ответах на вопросы, когда деятельность закончена, используя в качестве наглядной опоры их собственные, только что выполненные работы (рисунки, аппликации, предметы лепки, конструирования).

Информация о работе Программа логопедической работы с заикающимися детьми