Профориентационное консультирование: особенности работы, применяемые методики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

Содержание

Введение …………………………………………………………….....3
1.Проблемы в оказании профориентационной помощи…………….5
2.Основные принципы работы профконсультанта………………
3.Формы и содержание профконсультирования…………………
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

чистовик ПК.docx

— 45.76 Кб (Скачать)

    В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать  представления клиента об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей, необходимых для различных  профессий. При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит  от способности консультируемого к  адекватной самооценке и его уверенности  в себе.

    Прогнозируемая  степень удовлетворенности человека его деятельностью во многом зависит  от того, насколько его ожидания соответствуют реальным особенностям профессии. Одни и те же обстоятельства для разных людей могут иметь  совершенно различный личностный смысл. Обмануться в своих ожиданиях  легче всего в молодом возрасте.

    Коррекционная работа профконсультанта проводится на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.

    Одно  из ключевых направлений в профконсультировании клиентов службы занятости (особенно молодежи) – содействие формированию жизненной  перспективы, осознанию образа будущего. Это требует от консультанта более  широкого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как  первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с  работой, созданием семьи, социальным продвижение материальным благосостоянием  и духовным развитием.

    Задача  консультанта – помочь клиенту оценить  ближайшие жизненные планы с  точки зрения долговременных целей  и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни. Ядром жизненной  перспективы являются ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необходимо понять различие между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.

    Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимо ответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других значимых для него сферах жизни. Молодежь, например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планирует свое будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу «то, что хорошо для всех, хорошо и для меня».

    В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только на противоречивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентаций. Если равные по значимости ценности конкурируют, клиенту  трудно определить очередность и  направленность своих действий.

    Следующий шаг в построении жизненной перспективы  – постановка жизненных целей: что  именно и в какой период жизни  должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление  своей деятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям. Жизненные планы – ответ на вопрос: какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели.  Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность, дифференцированность. Продолжительность определяется по тому, насколько далеко с собой человек заглядывать в будущее. Увеличение продолжительности тесно связано с повышением общей удовлетворенности жизнью. Реалистичность выражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности. Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также степенью уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений. Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с прошлыми и настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое. Дифференцированность подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельных последовательных этапов.

    В ходе профконсультации такое развернутое  построение жизненной перспективы очень трудно реализовать. Учитывая критерии оптимальной перспективы, консультант может помочь клиенту осознать собственное будущее, оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их.

    Профконсультанту  не следует «переделывать» клиента на нужный лад в процессе консультирования. Его задача – выявить данные качества с помощью диагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы и найти оптимальное решение с учетом своих возможностей. [2,c.93]

    Таким образом, выбор конкретных развивающих процедур зависит от личностных возможностей и склонностей профконсультанта. Однако любую процедуру желательно завершать обсуждением, чтобы участники могли сравнить свои эмоциональные переживания и поведение с эмоциями и поведением других участников, что способствует развитию адекватной самооценки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В заключении можно отметить, что молодому человеку, задумывающемуся о своем профессиональном самоопределении, есть выбор, куда ему обратиться за советом и помощью. Но вероятно, для того, чтобы принять правильное решение, нужно постараться собрать как можно больше информации по интересующему вопросу, проконсультироваться у разных специалистов.

    И вообще, эффективность профориентационных мероприятий была бы значительно  выше, если бы они начинались уже  со средних классов школы и  проводились на основе единой научно обоснованной методологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература 

  1. Грецов  А.Г. Выбираем профессию: Советы практического  психолога. СПб., Питер, 2005
  2. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М.: Знание. Сер. «Педагогика и психология». 1983. № 2. — 95 с.
  3. Меновщиков В.Ю., Введение в психологическое консультирование. М., Смысл, 2000г.
  4. Психологическая диагностика детей и подростков. — М., 1995.
  5. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999.
  6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.
  7. Школа и производство // Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии»., №4, 2001.

Информация о работе Профориентационное консультирование: особенности работы, применяемые методики