Профориентационное консультирование: особенности работы, применяемые методики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

Содержание

Введение …………………………………………………………….....3
1.Проблемы в оказании профориентационной помощи…………….5
2.Основные принципы работы профконсультанта………………
3.Формы и содержание профконсультирования…………………
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

чистовик ПК.docx

— 45.76 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова» 

Кафедра педагогики начального образования

и социальной педагогики 

Контрольная работа  по психоконсультированию

 

Профориентационное  консультирование: особенности работы, применяемые методики.

 
 
 

Работу  выполнила:

              студентка 4 курса заочного отделения ФПНО и СП (специальность «Социальная педагогика»)

            Литвиненко  Екатерина Евгеньевна
 
 

            Работу  проверил:

            к.б.н., доцент кафедры ПНО и СП

                         Татьяна Резовна

Архангельск – 2011

 

Оглавление 

Введение …………………………………………………………….....3

1.Проблемы в оказании профориентационной помощи…………….5

2.Основные принципы  работы профконсультанта………………

3.Формы  и  содержание   профконсультирования…………………

Заключение……………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В исследованиях и практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение «человек — профессия» анализировалась только в направлении от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.

    Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между  требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть «диагностическим» и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации. [4,c.138]

    При этом полностью игнорировался тот  факт, что мир профессий чрезвычайно  динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые или к человеку, неуклонно меняются. И наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями. [4, с.139]

В настоящее  время экономической и политической нестабильности в обществе, человек  вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным  быстро и правильно ориентироваться  в общем характере любой специальности  и определять свою пригодность к  ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.

Осознанный  выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального  роста. Необходимость организации  эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку  в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  в оказании профориентационной помощи

    В психологической науке и практике проблематика профессионального самоопределения  человека, или профориентации имеет  достаточно неоднозначный характер. С одной стороны, она является достаточно изученной областью, проработанной  многими авторами и исследователями  с теоретической точки зрения. Создано большое количество разнообразных  методов, методик и инструментов оказания профориентационной помощи людям, в ней нуждающимся. Однако, с другой стороны, существует и ряд проблем, которые существенно ограничивают эффективность практического приложения имеющихся знаний и наработок.

    Первая  проблема носит социально – экономический  характер, и связана с глобальными  изменениями, произошедшими в нашей  стране за последние десятилетия, осознанием этих изменений и адекватностью  существующих методов и концепции  профориентации новых условиям жизни.

    Вторая  проблема связана с отсутствием  системных технологий оказания профориентационной помощи.   Профориентация носит зачастую частный характер, организовывается по инициативе лишь лично заинтересованных специалистов, не производится целенаправленной информирование населения о важности и пользе данных мероприятий. Это существенно ограничивает возможности людей в получении квалифицированной помощи по разным причинам: из-за недостатка информации (а где ее можно получить, а что это такое), из-за отсутствия в месте проживания специалистов и т.п.

    Третья  проблема вытекает из первых двух и  связана с недостатком практических наработок в данной области: как  организационного характера по созданию системы профориентации, так и  содержательного характера самой  услуги, которая удовлетворяла бы запросам современности. Частично данная проблема может быть решена за счет использования огромного опыта западных специалистов по организации центров профориентации, центров карьеры и т.п., но для корректного применения этот опыт должен быть адаптирован под специфику нашей культуры.

    При этом именно сейчас актуальность профориентации высока как никогда ранее. Многообразие выбора профессий и специализаций, возможности для образования  и обучения, новые экономические  условия жизни – вот лишь небольшая  часть тех причин, побуждающих  людей уделять все более пристальное  внимание вопросам собственной профессиональной жизни и карьеры. Поэтому несомненна важность адекватного обеспечения  этого запроса со стороны психологической  практики в рамках различных учреждений (в том числе и образовательных). 
 

2.Основные принципы работы профконсультанта 

    Профконсультирование  является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.

    Последствия общения с консультантом имеют  большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

    1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

    2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования. 

    3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

    4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.

    5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

    6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

    7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого, даже не соответствующие интересам службы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему. [3,c.86]

    Следовательно, профконсультант может реально помочь прежде всего в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов актуальны также проблемы психологической и социальной адаптации.  

3.Формы и содержание   профконсультирования 

    Профконсультирование  характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и  целями. По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными  и групповыми (размер группы зависит  от целей консультаций и организационных  возможностей, но не должен превышать 30 человек).

    Групповой профконсультацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников. Усиления профориентационной работы с учащимися, проводимой центрами профориентации совместно со школами, групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью.

    Групповая консультация имеет свои преимущества. Она позволяет экономить время  консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных  данных о консультируемых, некоторые  виды диагностики). Групповая профконсультация эффективна как средство профессионального  просвещения и информирования, для  повышения уровня психологической  компетентности в вопросах выбора профессии  и поиска работы.

    Вместе  с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к профконсультанту: он должен иметь  навыки с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать  настроение аудитории, поддерживать интерес  слушателей.

    Группы  могут включать: учебный класс, если инициатора ведения консультации является школа или другое учебное заведение; клиентов службы занятости с примерно одинаковым уровнем информированности  в сфере профессиональной деятельности; клиентов, с которыми проводится первичная  профконсультация для подготовки к  индивидуальной консультации, или тренинг.

    По  целевому признаку консультации могут  быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку  профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько  задач, такое разделение имеет условный характер.

    Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего  функцию просвещения клиента  по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. [2,c.76]  

Информация о работе Профориентационное консультирование: особенности работы, применяемые методики