Профориентационное консультирование: особенности работы, применяемые методики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

Содержание

Введение …………………………………………………………….....3
1.Проблемы в оказании профориентационной помощи…………….5
2.Основные принципы работы профконсультанта………………
3.Формы и содержание профконсультирования…………………
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

чистовик ПК.docx

— 45.76 Кб (Скачать)

    Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций клиенты получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда), «Человек и профессия» (понятия профессия, специальность, должность; требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессий» и др.

    При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10 – 15 минут (оптимальная продолжительность  консультации – 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, схемами, карточками-заданиями); решение проблемных ситуаций; введение элементов диагностики. На информационную ценность групповых консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук».

    На  заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы. При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература.

   Диагностическая групповая консультация наиболее подходит для выполнения следующих задач: определения сформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля).

    Однако  возможности диагностики в условиях групповой консультации довольно ограничены. Специфика групповой диагностики в большинстве случаев исключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждому конкретному клиенту. При проведении групповой диагностики важно использовать только те методы, которые отвечают требованию надежности и рекомендованы для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции – четкими, не допускающими разночтений. При подборе методов следует отдавать предпочтение тем, которые допускают самостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов. Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20 минут, иначе на результатах может сказаться утомление, снижение внимания.

    При организации групповой диагностической  консультации следует обеспечить необходимые  санитарно-гигиенические условия (предварительно проветренное помещение, достаточную  освещенность, места, удобные для  письменной работы и т.п.). Численность  группы зависит от сложности диагностической  процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 – 15 человек.

    Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом профконсультант  объясняет цель консультации,. Второй этап – проведение собственно диагностической  процедуры. Консультируемым объясняют  правила заполнения анкет относительно выполнения психодиагностических методик  и инструктируют их. После завершения работы консультант помогает клиенту  подсчитать результаты. На заключительном этапе полученные результаты интерпретируются с позиции успешности учебной  и профессионально деятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана.

    Чтобы определить сформированность профессиональных планов, обычно используется метод  анкетирования. Для планирования дальнейшей работы с молодыми клиентами, обращающимися  в службу занятости, необходимо получить следующие сведения: выбрана ли профессия, что повлияло на выбор, обоснован  ли он знаниями профессии, соответствует  ли она интересам и способностям, состоянию здоровья консультируемого, поддерживает ли его окружение этот выбор. [3,c.42]

    В групповой консультации диагностика  может быть элементом психологического просвещения, направленного на формирование образа «Я», представления о себе как личности и субъекте профессиональной деятельности. Такая консультация может затрагивать различные психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Для изучения интересов, склонностей, мотивов выбора профессии оптантов в ходе групповой консультации используются известные методики: «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), опросник профессиональной готовности (ОПГ).

      Диагностика отдельных профессионально  важных качеств проводится в группах консультируемых, имеющих однородную профессиональную направленность. Профконсультант знакомит аудиторию с профессиограммой интересующей профессии, дает характеристику важных для нее качеств (психограмму) и предлагает консультируемым проверить у себя уровень развития некоторых наиболее важных из них. Например, группе консультируемых, ориентированных на операторские профессии, можно предложить проверить объем кратковременной памяти, устойчивость и распределение внимания. Если у кого-то получились низкие результаты, профконсультанту следует смягчить ситуацию, предостеречь от поспешных выводов о профессиональной непригодности, пригласить на индивидуальную консультацию.

    Развивающая групповая консультация предусматривает  применение активных методов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга, психотехнические игры и  упражнения.

    Имитационные  игры моделируют профессиональную деятельность, давая тем самым возможность  проиграть социальные и профессиональные отношения, что особенно важно в  юношеском возрасте, когда реальный опыт еще невелик. Такая форма  работы создает условия для самоанализа  и осознания своего отношения  к профессии. Наиболее доступны для  проведения игры, моделирующие профессии типа «человек – человек». От профконсультанта как ведущего требуется артистичность, готовность к импровизации, тактичность по отношению к участникам, хорошее распределен внимания для контроля излишней активности или пассивности отдельных консультируемых. Игра обязательно завершается обсуждением, в ходе которого устанавливается обратная связь участников с ведущим и группой, консультируемые анализируют, в каких ситуациях возникали затруднения, какие психологические качества способствовали, а какие мешали выполнению задачи. [5,c. 47]

   Таким образом, использование в процессе групповой консультации элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников к проблеме профессионального выбора, позволяет им лучше узнать самих себя, свои возможности, способности, осознать мотивы поведения, повысить психологическую культуру, овладеть новыми способами общения. Наиболее эффективным методом решения этих задач является тренинг профессионального самоопределения, но он требует специальной профессиональной подготовки психологов, ведущих тренинг.

    Индивидуальная  профессиональная консультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения является основным видом деятельности консультанта. Главная задача профконсультанта – помочь клиенту сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии. Сложность выполнения этой задачи обусловлена тем, что в ней много «неизвестных» слагаемых, ограничений объективного характера, вариантов решений и проверить их правильность можно лишь по истечении некоторого времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеет множество различных признаков. При этом выбирается не столько сама профессия, сколько способ достижения жизненного успеха.

    Обычно  в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее  и коррекционное взаимодействие. Справочно-информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим вопросам:

  • интересующие профессии и основные качества, необходимые для работы по ним;
  • предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;
  • возможности обучения и переобучения по различным специальностям;
  • конъюнктура рынка труда;
  • возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

    Для достижения информационной цели консультант  не только снабжает клиента достаточно полной и достоверной информацией, но и знакомит его со способами  получения нужных сведений: какие  бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.

    Предполагается  использование профконсультантом  различных справочников, информационных карт, описаний профессий в виде отдельных профессиограмм. А в  работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии «Мир профессий». Это особенно значимо при профконсультировании молодежи – именно эта категория клиентов имеет меньше возможностей и опыта в получении необходимой информации. Помимо традиционно используемых видов информации в процессе консультирования можно использовать различные информационные материалы развивающего характера. Например, это могут быть различные классификации, упорядочивающие мир профессий, структурирующие и расширяющие информационное поле выбора.

    В рамках функционального подхода (согласно которому важно не где работать, а что делать – творить, описывать, ремонтировать и т.п.) основой  классификации профессий является функция. Например, функция «обслуживающий» объединяет профессии продавца, официанта, адвоката, психолога, проводника, стюардессы.

    В качестве информационных материалов на разных этапах консультации могут использоваться различные факты, результаты научных  исследований.

    Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой профконсультации. Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера. Применяя психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться  принципом необходимости и достаточности  для получения такой психологической  информации, которая может реально  помочь консультируемому в решении  его проблем.

    В профконсультировании основным предметом  диагностики в той или иной степени является профессиональная пригодность. Но, строго говоря, ее нельзя определить до того, как человек стал занимать соответствующей профессиональной деятельностью. Поэтому консультант выявляет только такие индивидуальные особенности, которые облегчают освоение профессиональных действий, способствуют успешной профессиональной деятельности. Сравнив достаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями, предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные качества.

    В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что клиент начинает более серьезно задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора.

    Проведение  диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врожденных индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни, консультант может дать рекомендации следующего плана:

  • как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;
  • от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;

    как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное  формирование путем проб и ошибок. [6,c.76]

    Профконсультанту  необходимо быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п. В данном случае психодиагностические методики могут быть использованы в качестве критериального инструмента: с их помощью определяются результаты до начала тренировок и после. Такие тренировки дают возможность консультируемым освоить способы развития необходимых способностей. Консультант должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий характер.

Информация о работе Профориентационное консультирование: особенности работы, применяемые методики