Профилактика и способы решения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Содержание

1.Конфликты в педагогическом общении.
1.1Существует несколько видов общения.
1.2 Проблемы педагогического общения.
2. Причина педагогического конфликта и его особенности.
2.1Противоречия педагогического общения.
2.2Правило бесконфликтного общения.
2.3Основные типы и разновидности конфликтов.
2.4Типы конфликтных учащихся.
3. Профилактика и способы решения конфликта.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

конфликты.docx

— 43.10 Кб (Скачать)

Учителю также необходимо уметь слушать  ученика и слышать его. Результативность речи учителя во многом зависит от его умения слушать, настроиться  на волну ученика. Это не так легко  сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и  связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще  больше затрудняют высказывание, хотя он так и не сказал главного для  него. Во-вторых, учителям часто некогда  выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить, а когда  учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно  говорить с тем, кто его не слышит.

Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в  глазах ученика статус и учителя, и взрослого, если упрекает ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер – этого ученики  не прощают учителям. [14]. Но, к сожалению, случаи нарушения этого правила  не единичны. Зачастую бывает так, что  именно об этом учителя говорят особенно зло.

Важным  средством предупреждения и успешного  разрешения конфликтов может быть прием  «возврат эмоций».

Освоение  своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти за пределы собственных  эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания ребенка.

Учитель вместе с учениками проживает  каждый возрастной период становления  их личности, сопереживает по поводу их неудач, радуется успехам, огорчается за срывы в поведении и работе, прощает – все это не снижает  авторитета учителя в глазах учеников, а наоборот, сближает их позиции  на эмоциональном уровне, порождает  сопереживание и взаимопонимание, помогает избавиться от стереотипов  в отношениях с учениками. Без этого немыслимо педагогическое сотрудничество, когда учитель может увидеть хорошее в том ученике, которого все уже давно считают неисправимым хулиганом, выразить надежду на его исправление.

Ученики ценят хорошие отношения с  теми учителями, которые могут разделить  их радости и огорчения. При таких  отношениях бывают и конфликты, но разрешать  их значительно проще, отношения  не доходят до конфронтации. В конфликтах в процессе педагогического общения  не бывает до конца «правых» и «виноватых», победителей и побежденных –  в каждой педагогической неудаче, трудной  судьбе ученика есть и вина несостоявшегося учителя.

Однако  педагог не всегда может контролировать протекание конфликта, поскольку сам  является его инициатором в силу неопытности, личных качеств, жизненной позиции.

Тогда основным звеном при разрешении педагогической ситуации, вслед за М.М. Рыбаковой, мы считаем проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может  раскрыть причины ситуации, не допустить  ее перехода в длительный конфликт, т.е. в какой-то мере научиться владеть  ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Однако  психологический анализ не разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь снизит число ошибок, которые допускает учитель. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений.

Целью психологического анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях.

Анализ  помогает учителю избежать субъективизма  в оценке поведения учеников. При  разборе поступка, оценке поведения  часто виноватым оказывается  тот ученик, кто менее симпатичен учителю (для женщин-учителей этот критерий более значим), а поэтому учителя  зачастую хорошо помнят даже мелкие нарушения  дисциплины этими учениками. Такая  позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное  изучение личностных качеств ученика  перечнем тех проступков, в которых  он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а трудный ученик всегда остается виновным.

Интерес к вопросам возрастной и педагогической психологии, интерес к ребенку, желание  увидеть ситуацию глазами ученика  и помочь ему выйти из нее, умение построить собственное рациональное рассуждение по поводу возникшей  ситуации – таковы основные слагаемые  педагогически грамотного анализа.

Такой анализ помогает осмыслить собственный  опыт выхода из ситуации, разрешения конфликтов, увидеть ошибки и просчеты в своем  поведении и не повторять их, возлагая всю вину на учеников. Тем самым учитель учится принимать решения без лишних эмоций, уходя от радиционных мер воздействия. Это повышает его свободу выбора и профессиональное самоуважение.

Для того чтобы успешно разрешить конфликт, учителю необходимо грамотно охарактеризовать сложившуюся ситуацию. Эта характеристика включает:

·  описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т.д.);

·  что  предшествовало возникновению ситуации;

·  какие  возрастные и индивидуальные особенности  участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;

·  ситуация глазами ученика и учителя;

·  личностная позиция учителя в возникшей  ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);

·  что  нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

·  основные причины возникшей ситуации или  конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

·  варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;

·  выбор  средств и приемов педагогического  воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей  в настоящее время и на перспективу

Естественно, что реальные ситуации из жизни школы, собственного опыта учителей могут  не вписываться в рамки предложенной схемы, однако выделенные вопросы помогут  определить значимый момент в ситуации, использовать психологические знания для ее осмысления и построить собственное рассуждение.

Знание  содержания и особенностей потребностей ребенка в разные возрастные периоды  позволяет предложить приемлемые способы их удовлетворения.

При разрешении конфликтов учителя считают наказание  одним из основных средств воздействия. Они полагают, что благодаря этому  поступок больше не повторится, что  это устрашит ученика. Но необходимо подумать о том, какой след переживаний  остается в душе ребенка после  его наказания: раскаяние, злоба, страх, агрессия, обида, вина…. В некоторых  случаях вместо наказания уместнее найти компромисс между учителем и учеником

В случае если компромисс найти не удается  и учитель принимает решение  о наказании ученика, учитель  должен следовать наставлению А.С. Макаренко, который писал: «Как бы ни строго был наказан воспитанник, наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без  всяких остатков. Уже через час  после наложения взыскания нужно  быть с воспитанником в нормальных отношениях»

Для разрешения конфликта, когда отношения между  учителем и учеником принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего».

При выборе третьей стороны следует учесть, что он должен иметь возможность  включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание  помочь ученику и глубоко понять причины конфликта. Таким «третьим»  могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы этот самый «третий» был  значимым для конфликтующего ученика человеком.

Таким образом, мы рассмотрели различные  методы и способы преодоления  конфликтов в педагогическом общении. В результате анализа можно сделать  вывод о том, что в большинстве  случаев конфликты можно избежать. Необходимо только правильно научиться  анализировать конфликтные ситуации и препятствовать их дальнейшему  перерастанию в конфликты. Естественно, что для этого необходимо как  время для приобретения соответствующего опыта, так и желание избегать бесполезных спорных ситуаций в  педагогическом общении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

1. Невозможно  ожидать от школьников способности  от природы к умению к психологической  и нравственной самореализации.

2. Главный  способ бесконфликтного педагогического  общения – формирование высокого  уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из  конфликтных ситуаций без потери  собственного достоинства.

3. Организация  эффективного педагогического взаимодействия  требует высокого уровня эмоциональной  идентификации с объектом воздействия.

4. Необходима  разработка индивидуальной лексики  приспособления к объекту воздействия,  приемы их чередования, уместность  использования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

Информация о работе Профилактика и способы решения конфликта