Профилактика и способы решения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Содержание

1.Конфликты в педагогическом общении.
1.1Существует несколько видов общения.
1.2 Проблемы педагогического общения.
2. Причина педагогического конфликта и его особенности.
2.1Противоречия педагогического общения.
2.2Правило бесконфликтного общения.
2.3Основные типы и разновидности конфликтов.
2.4Типы конфликтных учащихся.
3. Профилактика и способы решения конфликта.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

конфликты.docx

— 43.10 Кб (Скачать)

Оглавление

1.Конфликты в педагогическом общении.

1.1Существует несколько видов общения.

1.2 Проблемы педагогического  общения.

2. Причина педагогического конфликта и его особенности.

2.1Противоречия педагогического общения.

2.2Правило бесконфликтного общения.

2.3Основные типы и разновидности конфликтов.

2.4Типы  конфликтных учащихся.

3. Профилактика и  способы решения  конфликта.

Заключение.

Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении  складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности  воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает  функциональный и профессионально  значимый характер. Оно выступает  в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции  общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в  компоненты профессионально-творческие.

Но, к  сожалению, педагогическое общение  не всегда корректно. Зачастую именно в педагогическом общении возникают  разного рода конфликты, иногда спровоцированные учеником, а иногда сознательно создаваемые  учителем для достижения наилучшего результата в обучении и в становлении  личности учащегося. Можно сказать, что конфликты не обошли стороной и педагогическое общение, осуществляемое в рамках школы. Поэтому изучение конфликтов – их появление, развитие, причины, разрешение – становится очень  востребованным. Не случайно в школах уже не обойтись без помощи психологов, которые могут грамотно разрешить  сложившуюся конфликтную ситуацию. В какой-то степени модной становится профессия конфликтолога, все больше приобретающая популярность.

Наиболее  крупными исследователями в данной сфере являются А.А. Леонтьев, Н.Е. Щуркова, М.М. Рыбакова.

М.М. Рыбакова исследует типичные конфликтные  ситуации между учителями и учениками. Она выявляет причины, типы конфликтов, позиции, которые занимают в них  учителя, поскольку считает, что  источником большинства конфликтов являются сами учителя.

В своих  исследованиях А.А. Леонтьев рассматривает  общение учителя с учащимися. Насколько он их понимает, как говорит  с ними, слушает их, во многом зависит  успешность обучения и воспитания. А.А. Леонтьев показывает те качества и  умения учителя, без которых невозможно создать благоприятные условия  для педагогического общения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Конфликты в педагогическом общении

Исследователи выражают различные точки зрения, определяя общение. Так, например, А.А. Леонтьев утверждает, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение – процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости.

Большая современная энциклопедия дает следующее  определение общения: «Общение –  взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или  аффективно-оценочного характера»

В психолого-педагогическом словаре находим следующее: «Общение – взаимодействие субъектов, в котором  происходит обмен рациональной и  эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп»

1.1Существует несколько видов общения:

1  Социально  ориентированное общение (лекция, доклад, телевизионное выступление). В этом случае лектор выступает  как представитель общества (какой-либо  социальной группы), и решаемая им задача является социальной.

2  Групповое  предметно ориентированное общение  – общение, включенное в коллективный  труд, помогающее коллективу решить  стоящую перед ним задачу. На  первом месте здесь стоят производственные  отношения. Решаемая задача также  является социальной; предмет и  цель такого общения – организация  коллективного взаимодействия в процессе труда.

3  Личностно  ориентированное общение – общение  одного человека с другим. Это  общение также может быть различным:  это может быть и деловое  общение, а может и простое  «выяснение отношений».

В учебном  процессе педагогическое общение занимает особое место, поскольку недостаточное  внимание к личности школьника в  процессе обучения, применение методов  обучения в ущерб личности учащихся – все это может привести к  возникновению серьезных педагогических проблем. Поэтому, прежде всего, стоит  разобраться в том, что же такое  педагогическое общение. 

Подводя итог, скажем, что  общение – способ передачи информации от одного человека к другому, передача или сообщение  мыслей и чувств. Среди разных видов  общения можно  выделить педагогическое общение, которое  занимает особое место. Педагогическое общение  – такое общение  учителя (педагогического  коллектива в целом) со школьниками в  процессе обучения, которое создает  наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника.

1.2 Проблемы педагогического общения

Проблема  оптимального педагогического общения  была поставлена еще в период развития советской педагогики, но не потеряла своей актуальности и в наши дни.

А.С. Макаренко  подчеркивал необходимость для  учителя овладевать техникой педагогического  мастерства, техникой педагогического  общения. Он говорил, что мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим  лицом. По его мнению, не может быть педагога, который не умел бы играть, то есть, не умел бы управлять собой: «Постановка голоса, мимика, умение встать, умение сесть – все это  очень важно для педагога. Каждый пустяк имеет большое значение…» [7, с. 506].

Неоднократно  в своих работах об этом говорил  и В.А. Сухомлинский. «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести  живого, конкретного человека, с  которым мы имеем дело…» [10, с. 140]. «Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать» [11, с. 102–103]. По В.А. Сухомлинскому  педагогическая культура связана с  уровнем культуры человеческих взаимоотношений.

Большое внимание уделял этому вопросу и  выдающийся советский педагог С.Т. Шацкий. Он говорил о том, что учитель должен заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления. 2. Конфликты в педагогическом общении

Наиболее  талантливые педагоги нового времени  понимали соотношение «техники»  и «искусства» в деятельности учителя. Они склонялись к тому, что  учителя надо учить не набору технических  операций в каждом отдельном случае, а формировать его личность.

Так, советский  педагог П.П. Блонский говорил, что воспитатель должен «создавать сам свою технику воспитания применительно к индивидуальным условиям данной обстановки и к личности своей и воспитанника…» Но для этого, по словам Блонского, необходим педагогический талант, который вместе с личными свойствами воспитателя только преобразуется, в результате усвоения техники педагогического дела. Отсюда и идея П.П. Блонского о «педагогической интуиции».

«Педагогическая интуиция» не является врожденной, это результат внутренней деятельности, превратившийся в компонент личности. То, что раньше было осознано в виде правил, превращается во внутренний подсознательный  механизм. Но это «вращивание» по-разному осуществляется у разных людей, в зависимости от различных темпераментов, характеров, типов личности. Отсюда и различные индивидуальные стили деятельности и поведения, а также и различные индивидуальные стили общения учителя с учениками.

2. Причина педагогического конфликта и его особенности

общение учитель ученик конфликт

Взаимодействие  учителя с учениками организуется через разрешение педагогических ситуаций. По Н.В. Кузьминой педагогическая ситуация – это «реальная обстановка в  учебной группе и в сложной  системе отношения и взаимоотношения учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения и способах воздействия на них». Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Простые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения в школе. В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастником ситуации. В том случае, когда не удается вовремя разрешить конфликтную ситуацию, возникает конфликт. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

·  ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие  по поводу выполнения учеником учебных  заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

·  ситуации (конфликты) поведения (поступков), возникающие  по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

·  ситуации (конфликты) отношений, возникающие  в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в  сфере их общения в процессе педагогической деятельности

Педагогический  конфликт отличается от остальных конфликтов. Соответственно, он имеет ряд особенностей, присущих только ему. Приведем некоторые из них:

·  профессиональная ответственность учителя за педагогически  правильное разрешение ситуации: ведь школа – модель общества, где  ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

·  участники  конфликтов имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем  и определяется их разное поведение в конфликте;

·  разница  возраста и жизненного опыта участников ставит их на разные позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности  за ошибки при их разрешении;

·  различное  понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя  и глазами ученика видится  по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний  ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

·  присутствие  других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

·  профессиональная позиция учителя в конфликте  обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место  суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

·  всякая ошибка учителя при разрешении конфликта  порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

·  конфликт в педагогической деятельности легче  предупредить, чем успешно разрешить [9, c. 53].

Подводя итог, можно сказать, что взаимодействие учителя с учеником происходит через  разрешение педагогических ситуаций, которое поможет избежать в дальнейшем возникновения конфликта. Причинами  данного конфликта могут быть ситуации, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности, по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее, ситуации, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Итак, учителю необходимо анализировать поступки ученика в индивидуальном порядке, так как один и тот же поступок может быть продиктован совершенно разными мотивами. Причиной конфликта так же может служить неправильная оценка поведения и неумелое разрешение педагогом ситуации. Подобные конфликты часто приобретают личностный характер.

Информация о работе Профилактика и способы решения конфликта