Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:30, контрольная работа
Актуальность исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
1.Конфликты в педагогическом общении.
1.1Существует несколько видов общения.
1.2 Проблемы педагогического общения.
2. Причина педагогического конфликта и его особенности.
2.1Противоречия педагогического общения.
2.2Правило бесконфликтного общения.
2.3Основные типы и разновидности конфликтов.
2.4Типы конфликтных учащихся.
3. Профилактика и способы решения конфликта.
Заключение.
Список используемой литературы.
2.1Противоречия педагогического общения
1.Между «надо» и «хочу»;
2.Между
объективной потребностью
3.Между «надо» и «могу»;
4.Между отдельными взаимоисключающими интересами ребенка;
5.Между
содержанием речи учителя и
формой словесных и
2.2Правило бесконфликтного общения
-неупотребление конфликтогенов;
-не отвечать конфликтогеном на конфликтоген;
-делать
как можно больше
2.3Основные типы и разновидности конфликтов
Конфликты превосходства
* Прямые
проявления превосходства:
* Снисходительное
отношение, то есть проявление
превосходства, но с оттенком
доброжелательности: “Не обижайтесь”,
“Успокойтесь”, “Как можно
* Категоричность,
безапелляционность - проявление излишней
уверенности в своей правоте,
самоуверенности; предполагает
* Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства.
* Подшучивание.
*Демонстрация своих достоинств;
*напоминание о проигрышной для собеседника ситуации;
*Перебивание собеседника;
*Намеренное или преднамеренное нарушение этики;
*обман (попытка обмана).
Конфликты агрессивности
В латинском языке слово “agressio” означает “нападение”. Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.
* Человек
с повышенной агрессивностью
конфликтен, является “ходячим
* Человек
с агрессивностью ниже средней
рискует добиться в жизни
*Привычка
к проявлению ситуативной
-опять на меня наезжают;
-пойду права покачаю;
-да как ты смеешь «гад такой».
Конфликты эгоизма
Возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген.
Корнем слова “эгоизм” является латинское “ego”, обозначающее “я”.
Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.
Эгоизм
- это ценностная ориентация
*концентрация на собственном «я»;
*равнодушие к внутреннему миру других, отсутствие эмпатии, корысть ее преобладание над всеми интересами.
Выход
*вместо стремления к превосходству- готовность к сотрудничеству;
*вместо
демонстрации агрессивности-
*вместо эгоизма- проявление эмпатии.
2.4Типы конфликтных учащихся
*независимые,
очень самостоятельные и не
боящиеся высказывать свою
*очень умные эрудированные – они критично настроены к школьным прграммам;
*особенно увлеченные чем-то;
*с избирательным
негативным отношением к
*особенно чувственные к отношениям между людьми;
*с ярко
выраженными особенностями
*с ранним
проявлением взрослых форм
*неприятные для сверстников;
*со
слабыми умственными
* «тихие»-отсутствует интерес к учебе , неумело пытаются скрыть;
* «шумные»- отсутствие успехов в учебе пытаются компенсировать в классе авторитетом силы, глупыми и циничными выходками;
*дети учителей этой же школы.
Типичные конфликтогены которые допускают учителя на данном этапе
*Учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем «хорошему».
*Если
дан неверный ответ, учитель
не повторяет вопроса, не
*выслушивая
ответ любимого ученика,
*За
неверный ответ учитель чаще
ругает одного ученика, чем
другого; реже хвалит за
*Стремится
не реагировать на ответ «
*Одних учеников вызывает чаще чем других, а некоторых вообще не замечает.
Предотвращение этих конфликтогенов является профилактикой конфликтов в педагогическом общении.
Принцип "выхода чувств"- По наблюдению психологов, если человеку дать возможность беспрепятственно выражать свои отрицательные эмоции, то постепенно они сами собой сменяются положительными. Реализация данного принципа требует от вас терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника, демонстрируя сочувствие, понимание, которое ещё не гарантирует согласия с ним.
Принцип "эмоционального возмещения»- Человек, обращающийся к вам с жалобами на своего оппонента, должен рассматриваться вами как страдающее лицо, хотя действительным пострадавшим может являться не он. Показав, что считаетесь с этим, вы уже эмоционально возмещаете удручённое душевное состояние собеседника.
Принцип "авторитетного третьего»- Примиряющее, доброе мнение одного из оппонентов о другом, переданное через третье лицо, может побудить обиженного к поиску компромисса.
Принцип
«проговаривание проблемы»-
3. Профилактика и способы решения конфликта
Как уже
говорилось, педагогическое общение
может приводить к
Исходя из того, что педагог, в силу своего профессионализма и опыта способен видеть два интереса: ситуативный интерес и интерес развития ученика, как нами упоминалось ранее, то задача педагога в таком случае состоит в том, чтобы показать ребенку эти два плана его интересов.
В педагогическом конфликте педагог как бы перекладывает ответственность за разрешение конфликта на плечи своего ученика. В таком случае конфликт приобретает внутриличностный характер, где противостоящими сторонами являются «я» ребенка и его другое «я». Необходимо понимать, что в данной ситуации педагог полностью несет ответственность за столкновение двух «я» ребенка, за его разрешение.
Профессиональная хитрость состоит в том, чтобы сначала поднять ученика до уровня «равного», потом скрытым образом указать ему возможный путь выхода из столкновения, далее инициировать его активность и признать его достойный выход из противоречия, а самому остаться незамеченным [6, c. 63].
Предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный для обеих сторон вариант выхода из ситуации. Учитель при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными приемами напряженность и берет ситуацию под контроль.
При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком сказать и зачем сказать.
Многие учителя затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.
За последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась культура общения между учителями и учениками. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, на производстве, в семье и в итоге в школе.
При разговоре
с учеником по поводу его поступка
учителю уместно проявить искренний
интерес к личности ребенка, а
не торопиться дать оценку поступку и
выражать свое возмущение, негодование
по поводу его поведения, угрожать наказанием,
упрекать за непослушание. В этом случае
ученик займет оборонительную позицию
по отношению к учителю, (закроется)
для общения или ответит
Когда же учитель видит не только ученика, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего в беду, которому грозят наказание, и проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.
Сближению
позиций учителя и ученика, взаимопониманию
помогут некоторые приемы, которые
не всегда используются учителями. Например,
необходимо постараться называть ученика
по имени, даже тогда, когда учитель
сердит на него. Это придаст обращению
к ученику ласково-
В общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи, и если, как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации, то при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается. По интонации ребенок точно узнает отношение к нему взрослых.
В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь взрослых, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Крик и монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы, потому что сенсорные входы ученика либо забиты, либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие, как бы четко и правильно ни произносились слова и фразы. Такая речь не вызывает переживаний у ученика, и учитель теряет подход к сознанию ученика через его переживания.
Информация о работе Профилактика и способы решения конфликта