Профилактика и способы решения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Содержание

1.Конфликты в педагогическом общении.
1.1Существует несколько видов общения.
1.2 Проблемы педагогического общения.
2. Причина педагогического конфликта и его особенности.
2.1Противоречия педагогического общения.
2.2Правило бесконфликтного общения.
2.3Основные типы и разновидности конфликтов.
2.4Типы конфликтных учащихся.
3. Профилактика и способы решения конфликта.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

конфликты.docx

— 43.10 Кб (Скачать)

2.1Противоречия педагогического общения

1.Между  «надо» и «хочу»;

2.Между  объективной потребностью развития  ребенка и «прихотями минуты»;

3.Между  «надо» и «могу»;

4.Между отдельными взаимоисключающими интересами ребенка;

5.Между  содержанием речи учителя и  формой словесных и бессловесных  действий, в которые это содержание  облечено.

2.2Правило бесконфликтного общения

-неупотребление  конфликтогенов;

-не  отвечать конфликтогеном на конфликтоген;

-делать  как можно больше благожелательных  посылок;

2.3Основные типы и разновидности конфликтов

Конфликты превосходства

* Прямые  проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая  отрицательная оценка, критика, обвинение,  насмешка, издевка, сарказм.

* Снисходительное  отношение, то есть проявление  превосходства, но с оттенком  доброжелательности: “Не обижайтесь”,  “Успокойтесь”, “Как можно этого  не знать?”, “Неужели Вы не  понимаете?”, “Вам ведь русским  языком сказано».

* Категоричность, безапелляционность - проявление излишней  уверенности в своей правоте,  самоуверенности; предполагает свое  превосходство и подчинение собеседника.  Сюда относятся любые высказывания  категоричным тоном, в частности  такие, как “Я считаю”, “Я  уверен”. Вместо них безопаснее  употреблять высказывания, отличающиеся  меньшим напором: “Я думаю”, “Мне  кажется”, “У меня сложилось  впечатление, что…”.

* Навязывание  своих советов. Есть правило:  давай совет лишь тогда, когда  тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства.

* Подшучивание.

*Демонстрация  своих достоинств;

*напоминание  о проигрышной для собеседника  ситуации;

*Перебивание  собеседника;

*Намеренное  или преднамеренное нарушение  этики;

*обман  (попытка обмана).

Конфликты агрессивности

В латинском  языке слово “agressio” означает “нападение”. Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.

* Человек  с повышенной агрессивностью  конфликтен, является “ходячим конфликтогеном”, поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. Другими словами, он разрешает свои внутренние проблемы за счет окружающих. В этом смысле он является как бы “вампиром”, поглощающим положительную энергию (и эмоции) окружающих.

* Человек  с агрессивностью ниже средней  рискует добиться в жизни намного  меньше, нежели он достоин.

*Привычка  к проявлению ситуативной агрессивности  (неприятность, плохое самочувствие,  ответная реакция на конфликтоген):

-опять  на меня наезжают;

-пойду права покачаю;

-да  как ты смеешь «гад такой».

Конфликты эгоизма

Возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и  самочувствие, а также ответная реакция  на полученный конфликтоген.

Корнем  слова “эгоизм” является латинское  “ego”, обозначающее “я”.

 Все  проявления эгоизма являются  конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

 Эгоизм - это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием  своекорыстных потребностей безотносительно  к интересам других людей. Проявления  эгоизма заключаются в отношении  к другому человеку как к  объекту и средству достижения  своекорыстных целей.

*концентрация на собственном «я»;

*равнодушие  к внутреннему миру других, отсутствие  эмпатии, корысть ее преобладание над всеми интересами.

Выход

*вместо  стремления к превосходству- готовность к сотрудничеству;

*вместо  демонстрации агрессивности-демонстрация дружелюбности;

*вместо  эгоизма- проявление эмпатии.

2.4Типы конфликтных учащихся

*независимые,  очень самостоятельные и не  боящиеся высказывать свою точку  зрения;

*очень  умные эрудированные – они  критично настроены к школьным прграммам;

*особенно  увлеченные чем-то;

*с избирательным  негативным отношением к отдельным  учителям;

*особенно  чувственные к отношениям между людьми;

*с ярко  выраженными особенностями психики;

*с ранним  проявлением взрослых форм поведения;

*неприятные для сверстников;

*со  слабыми умственными способностями;

* «тихие»-отсутствует интерес к учебе , неумело пытаются скрыть;

* «шумные»- отсутствие успехов в учебе пытаются компенсировать в классе авторитетом силы, глупыми и циничными выходками;

*дети  учителей этой же школы.

Типичные  конфликтогены которые допускают учителя на данном этапе

*Учитель  дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем «хорошему».

*Если  дан неверный ответ, учитель  не повторяет вопроса, не предлагает  подсказки, а тут же спрашивает  другого или сам дает верный  ответ.

*выслушивая  ответ любимого ученика, учитель  оценивает хорошо даже слабый  ответ.

*За  неверный ответ учитель чаще  ругает одного ученика, чем  другого; реже хвалит за правильный  ответ

*Стремится  не реагировать на ответ «плохого»  УЧЕНИКА, вызывает другого, не  замечая поднятой руки;

*Одних  учеников вызывает чаще чем других, а некоторых вообще не замечает.

Предотвращение  этих конфликтогенов является профилактикой конфликтов в педагогическом общении.

Принцип "выхода чувств"-   По наблюдению психологов, если человеку дать возможность беспрепятственно выражать свои отрицательные эмоции, то постепенно они сами собой сменяются положительными. Реализация данного принципа требует от вас терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника, демонстрируя сочувствие, понимание, которое ещё не гарантирует согласия с ним.

Принцип "эмоционального возмещения»- Человек, обращающийся к вам с жалобами на своего оппонента, должен рассматриваться вами как страдающее лицо, хотя действительным пострадавшим может являться не он. Показав, что считаетесь с этим, вы уже эмоционально возмещаете удручённое душевное состояние собеседника.

Принцип "авторитетного третьего»-   Примиряющее, доброе мнение одного из оппонентов о другом, переданное через третье лицо, может побудить обиженного к поиску компромисса.

Принцип «проговаривание проблемы»-самое важное- вслух сказать то, о чем воспитанник беспокоится.

3. Профилактика и способы решения конфликта

Как уже  говорилось, педагогическое общение  может приводить к возникновению  конфликтов.

Исходя  из того, что педагог, в силу своего профессионализма и опыта способен видеть два интереса: ситуативный  интерес и интерес развития ученика, как нами упоминалось ранее, то задача педагога в таком случае состоит  в том, чтобы показать ребенку  эти два плана его интересов.

В педагогическом конфликте педагог как бы перекладывает  ответственность за разрешение конфликта  на плечи своего ученика. В таком  случае конфликт приобретает внутриличностный характер, где противостоящими сторонами являются «я» ребенка и его другое «я». Необходимо понимать, что в данной ситуации педагог полностью несет ответственность за столкновение двух «я» ребенка, за его разрешение.

Профессиональная  хитрость состоит в том, чтобы  сначала поднять ученика до уровня «равного», потом скрытым образом  указать ему возможный путь выхода из столкновения, далее инициировать его активность и признать его  достойный выход из противоречия, а самому остаться незамеченным [6, c. 63].

Предупредить  конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный для обеих сторон вариант выхода из ситуации. Учитель  при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает  косвенными приемами напряженность  и берет ситуацию под контроль.

При разговоре  с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком сказать и зачем  сказать.

Многие  учителя затрудняются в проведении диалога с учениками разного  возраста. Диалог учителя с учениками  часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение  продолжается в течение многих лет  обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения  с учителями.

За последнее  время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась культура общения между учителями и  учениками. Причину этого они  видят в снижении культуры общения  в быту, на производстве, в семье  и в итоге в школе.

При разговоре  с учеником по поводу его поступка учителю уместно проявить искренний  интерес к личности ребенка, а  не торопиться дать оценку поступку и  выражать свое возмущение, негодование  по поводу его поведения, угрожать наказанием, упрекать за непослушание. В этом случае ученик займет оборонительную позицию  по отношению к учителю, (закроется) для общения или ответит грубостью, а общение сведется к обмену словесными ударами.

Когда же учитель видит не только ученика, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего  в беду, которому грозят наказание, и проявит сочувствие, желание  помочь, выражает огорчение и сожаление  о случившемся, то тем самым создается  определенный эмоциональный фон, который  объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции  в общении.

Сближению позиций учителя и ученика, взаимопониманию  помогут некоторые приемы, которые  не всегда используются учителями. Например, необходимо постараться называть ученика  по имени, даже тогда, когда учитель  сердит на него. Это придаст обращению  к ученику ласково-требовательный характер, объединит с ним. Следует  учитывать, что именно подростки  не так уж часто слышат свое имя, в школе к ним чаще обращаются по фамилии. Да и сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами [13; 15].

В общении  учителя с учениками большое  значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации  речи, и если, как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации, то при общении с ребенком воздействие  интонации увеличивается. По интонации  ребенок точно узнает отношение  к нему взрослых.

В интонации  проявляются те переживания, которые  сопровождают речь взрослых, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Крик и монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы, потому что сенсорные  входы ученика либо забиты, либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие, как бы четко и правильно ни произносились слова и фразы. Такая речь не вызывает переживаний  у ученика, и учитель теряет подход к сознанию ученика через его  переживания.

Информация о работе Профилактика и способы решения конфликта