Профессионально-значимые личностные качества педагога профессионального обучения: направленность, компетентность, способность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:38, реферат

Описание работы

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………...………3
1.1. Требования к личностным качествам педагога…………………………….5
1.2. Профессиональная компетентность………………………………………..7
1.3. Анализ результатов диагностического исследования…………………….8
Заключение………………………………………………………………..….…18
Список литературы…………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Levkin.docx

— 39.64 Кб (Скачать)

Более 50 % педагогов отмечают у себя несформированность таких умений, как способность по внешнему облику, мимике, пантомимике понять душевное состояние учащихся; способность эмоционально-волевого воздействия; умения в области педагогической режиссуры.

Сформированными у себя организационно-воспитательные умения считают 60 % исследуемых. К наименее сформированным умениям в этой группе относятся диагностика уровня воспитанности учащихся, индивидуализация воспитательных воздействий, анализ эффективности учебно-воспитательного процесса, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.

Только половина педагогов обнаруживает у себя профессионально-технологические  умения, необходимые для успешной реализации педагогической деятельности.

Особо следует отметить низкий уровень  производственно-операционных умений по рабочим специальностям у преподавателей.

Сформированы в минимальной  степени или практически отсутствуют  прогностические умения по планированию успешности учебно-воспитательного  процесса, анализу педагогических ситуаций, построению альтернативных способов реализации педагогической деятельности, проектированию развития личности и коллектива.

Анализ подтвердил полученные данные о недостаточном уровне профессиональной компетентности педагогов. Предлагаемые ситуации были подобраны таким образом, что позволяли диагностировать  умения по решению дидактических, воспитательных, а также связанных с развитием  личности профессиональных типовых  задач.

С первыми из них успешно справились около 80 % педагогов. Решение воспитательных задач вызвало затруднение у 43 %. Задачи, для решения которых  требовались знания и умения по развитию личности учащегося, прогнозированию  результатов учебно-воспитательного  процесса, педагогами практически не были решены.

Таким образом, говоря о профессиональной компетентности исследуемой группы профессионально-педагогических работников, можно отметить:

1) высокий уровень компетентности  и стремление к самосовершенствованию,  приобретению новых знаний;

2) сформированность знаний и умений, необходимых для решения дидактических и методических задач;

3) недостаточный уровень профессионально-технологической  подготовленности (в том числе  производственно-операционных умений  по рабочим профессиям);

4) низкий уровень психолого-педагогических  знаний и умений, необходимых  для реализации развивающей функции  педагога профессиональной школы.                      

Следующим компонентом личности педагога являются профессионально важные качества. Обработка результатов показала, что профессионально важные качества выражены в основном достаточно, что  характеризует средний уровень  их сформированности.

Наиболее ярко выражено у педагогов  такое качество, как социальный интеллект (75,5 %), позволяющее личности ориентироваться  в межличностных отношениях, в  изменяющихся ситуациях общения, устанавливать  общее и особенное в поведении  людей, адекватно реагировать на их поступки, прогнозировать поведение  и поступки окружающих, "прочитывать" человека по 
его внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться. Социальный интеллект характеризует также способность человека ставить стратегические и тактические цели, добиваться их реализации, умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности. 

На втором месте по степени сформированности стоит эмоциональная отзывчивость (69 %). Данное качество характеризует степень эмоционального отклика, способность педагога приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации. 

 Следующее, наиболее выраженное  качество педагога – это требовательность (67 %). Шкала измеряет отношение  личности к себе и другим  людям. Требовательный педагог  придерживается правил, которые  считает для себя важными. Он  способен к целее направленной  деятельности и умеет побудить  других к достижению поставленных  целей и задач. Его отличают  строгость, умение настоять на  своем, решительность и неспособность идти на компромисс в ущерб учебно-воспитательному процессу.  

 Далее по степени сформированности выступает качество реального педагогического гуманизма (66,7 %), которое характеризует способность личности на основании психологических и педагогических знаний подходить к воспитанию растущего человека, учитывая его индивидуальные способности и особенности его развития и характера, если они не соответствуют общепринятым педагогическим нормам.     

 Следующий ранг по степени  убывания сформированности имеет качество "совестливость" (65 %), которое характеризует способность личности к нравственному самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к моральным нормам своей социальной среды, всего общества, соответствия своих поступков требованиям этих норм, в виде внутреннего контроля над своим поведением. Для лиц с высоким значением этого фактора характерны такие черты, как ответственность, добросовестность, строгое соблюдение этических стандартов, невозможность компромисса со своими нравственными убеждениями.      

 Далее по степени выраженности следует социально-профессиональная ответственность (64 %), характеризующая стремление и умение оценивать свое поведение и деятельность с точки зрения пользы или вреда для общества, учебно-педагогического коллектива или отдельной личности, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами и законами, осознавать свой долг и исполнять его, разумно использовать права и обязанности, рассчитывать свои силы, оценивать профессиональную компетентность и не обвинять в своих неудачах других людей или стечение обстоятельств.     

 Отчетливо выражена у педагогов  способность к волевому воздействию  (63 %). Это качество включает в  себя осознание цели, действий, принятие  взвешенных решений, практическое действие по их реализации, критическую оценку достигнутых результатов.

Близка по степени выраженности к вышеуказанному качеству и профессиональная активность личности (62,3 %). Это качество проявляется в решении задач, интегрирует в себе социальную инициативу, стремление достичь поставленных целей, интерес ко всему новому и необычному.

В меньшей степени выражена сверхнормативная активность (51,5 %). Она предполагает осуществление деятельности, которая  не является строго обязательной, не входит в должностные обязанности. Стремление во все вникнуть, принять участие, попробовать себя на самых трудных  участках работы, не сулящих наград или материальной выгоды, свидетельствует  о готовности личности к инновационной  деятельности. Это становится фактором,  сдерживающим инновации в профессиональном образовании.

Качество "доминантность" имеет выраженность 44 %, что характеризует слабую склонность к лидерству. Низкий показатель свидетельствует об отсутствии у педагогов стремления к профессиональной карьере, об их неуверенности в правильности своих педагогических воздействий. Доминантность относится к потенциальной характеристике личности, и ее недостаточная выраженность позволяет предположить, что ныне существующая педагогическая система не позволяет личности себя реализовать.

Педагогически значимое качество "эмоциональная  устойчивость" имеет выраженность 43,5 %. Данное качество характеризует  степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому  настроению, раздражительности. Внешне оно выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные психические воздействия. Выделенный показатель эмоционального неблагополучия педагогов говорит  об их постоянной психической напряженности, что, конечно, отрицательно сказывается  на продуктивности их работы, взаимоотношениях с учащимися и коллегами, порождает синдром "эмоционального выгорания".

Таким образом, диагностика показала, что степень выраженности социально  и профессионально важных качеств  исследуемых педагогических работников неоднородна, многие профессионально  значимые характеристики недостаточно выражены. Естественно, это негативно  сказывается на продуктивности деятельности педагогов, а также на их профессиональном самочувствии. Профессиональная дисгармоничность испытуемых отражает психологическое  состояние педагогов профессиональной школы в целом, невостребованность социально и профессионально важных качеств личности, что порождает неудовлетворенность своей работой.

Обобщенный анализ результатов  диагностики степени удовлетворенности  основных потребностей показал, что 42 % педагогов не удовлетворяют свои физиологические потребности; у 78,5% частично не удовлетворены потребности  в безопасности и защищенности. Благоприятные  показатели удовлетворенности социальных потребностей (62 %) являются следствием социономического характера педагогической профессии. Частичная неудовлетворенность (69,6 %) потребности в признании, возможно, является следствием невысокого престижа профессии педагога. Положительной оценки заслуживает преобладание у ряда педагогов (34,8%) потребности в самовыражении, самоосуществлении и самоактуализации. (Эти показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях педагогов в совершенствовании и обновлении профессионального начального образования, об их готовности к инновационной деятельности.)

Эти   негативные   показатели   отражают   социально-экономическую ситуацию в стране, сложившуюся в последние годы.  И конечно, субъективное состояние нужды и беззащитности негативно сказывается на педагогической деятельности, порождает психическую напряженность во взаимоотношениях с учащимися и коллегами.

В ходе исследования установлены следующие  характеристики по четырем подструктурам  личности профессионально успешных педагогов:

·     гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении  и самоактуализации,  преобладание интернальности  над экстернальностью;

·     профессиональная компетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;

·     профессионально  важные  качества:  социальный  интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;

·     психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.  

 Какие же выводы можно  сделать, основываясь на результатах  исследования личности и деятельности  педагога профессиональной школы?

1. Важным условием достижения  социально-экономических целей обновления  общества является опережающее  профессиональное образование. Обеспечение  опережающего характера образования  возможно при условии перехода  к личностно ориентированному  обучению.

2. Психологическая структура деятельности  включает деятельность, направляемую  мотивами и стратегическими целями; педагогическое взаимодействие, определяемое  тактическими и операциональными целями; способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий  и операций. Тематическим ядром (центральным  звеном) деятельности  педагога является  личностно ориентированное педагогическое общение.

3. Профессиональные функции, содержание  деятельности педагога детерминируют  его профессионально важные характеристики, ключевые квалификации и ключевые  компетенции.

4.      Анализ   содержания   профессионально-педагогической деятельности позволяет выделить три уровня ее реализации: виды деятельности, типовые    задачи, профессионально-педагогические умения.

5 Утверждение личностно ориентированного  обучения в системе профессионального  образования предъявляет к педагогу  новые требования. Важным условием  становления педагога-фасилитатора и инноватора становится развитие ключевых квалификаций и компетенций.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении подчеркнем, что педагог  – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое  ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Это благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, самосовершенствования, огромной душевной щедрости, любви  к детям, безграничной верности делу. Выполнить эту миссию способен только учитель с профессионально значимыми личностными качествами, обладающий яркой индивидуальностью, готовый к непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.В целом решение проблемы, потребности общества в таком учителе связано с совершенствованием вузовской подготовки студента. Основной путь – это изучение и реализация студентом основных педагогических позиций на практике, которые предполагают взаимоотношение учителя и учащихся как безоценочное позитивное принятие другого человека без изначального желания что-либо изменить в нем, активное эмпатическое слушание (сопереживание, проникновение в мир чувств, другого человека) и конгруэнтное (адекватное, подлинное и искреннее) самовыражение. Становление такой личности невозможно без самообразовательной работы и самовоспитательной работы самого будущего учителя. Осуществление этого процесса во многом зависит от системы мер, способствующих физическому и духовному развитию учителя. Чем серьезнее и перспективнее цели, которые ставит перед собой педагог, тем активнее он входит в сферу совершенствования своих личностных качеств. Глубокое постижение основ профессиональных и личностных качеств, осмысление их становятся возможными тогда, когда учитель достигает истинного познания и понимания самого себя. Высшее проявление такой личности в стремлении к самосовершенствованию и в повседневной реализации этого стремления. Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Информация о работе Профессионально-значимые личностные качества педагога профессионального обучения: направленность, компетентность, способность