Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:58, реферат
В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога…………………………………..5
1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры…………………………………………………………………………………………..5
2. Профессионально важные качества социального педагога………………………………………………5
3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста……………………………………………………………………………7
4. Этический кодекс социального педагога…………………………………………………………………..8
Глава II. Профессиональное становление социального педагога…………………………………………10
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования…………………………………………………………………………………………………...10
2. Непрерывное образование социального педагога……………………………………………………….10
3. Профессиональное становление социального педагога и его этапы…………………………………...12
Глава III. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
1. Альтруизм — один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма………………………………………………………………………………………13
3. Развитие профессионального самосознания – условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы……………………………………………………………………………….14
4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………
Что сегодня для белоруса его Беларусь, Родина? Это прежде всего те люди, с которыми человек проживает свою жизнь, с которыми живет постоянно. Это — сама жизнь. С.Алексиевич пишет, что "Родина для всех — жизнь". Специфической чертой характера белорусского народа является толерантность, т.е. неприятие шовинизма, национализма, терпимость в отношении того, что отличается от традиционных представлений о мире. Толерантность несовместима с национализмом. Может быть, поэтому сегодня все чаше говорят о том, что в педагогической практике необходимо опираться на понятие "Родина" ("Бацькаушчына"). Именно это понятие тесно связано с понятием "народ Беларуси".
Перечисленные особенности характера белоруса проявляются в той среде, в которой он проживает. Безусловно, в каждом регионе Беларуси выявляются те или иные особенности белорусской ментальности. И сегодня, когда в рамках реформирования общеобразовательной школы разрабатываются вопросы деления республики на учебно-воспитательные регионы (Н.К.Котович, НИО) и формируется содержательный компонент их функционирования, определенным образом должны использоваться национально-культурные и национально-психологические особенности тон среды, где развивается, формируется личность.
Социальному
педагогу необходимо учитывать все
компоненты процесса социализации и
этнизации личности, которые не могут
рассматриваться вне
Заключение
Управление профессиональным развитием социального педагога можно рассматривать в трех плоскостях:
1.Формирование личностных качеств уровня базовых социальных установок (нравственно-психологическая плоскость). Это предполагает определенную центрацию педагога на личности клиента, его проблемах, стремлениях, мыслях и переживаниях, т.е. клиентоцентрированный подход, который отражает гуманистическую центрацию специалиста. В то же время существенны сосредоточенность на содержании и способах собственной профессиональной деятельности, творческий подход к делу, при котором достигаются высокие результаты.
2.Теоретическая подготовка и профессиональные знания (теоретико-методологическая плоскость). Наличие знаний основ социальной политики государства, правовых основ, теории и методики социально-педагогической деятельности, технологий социально-педагогической работы.
3.Технологическая
подготовка (операционно-деятельностная
плоскость). Умение проводить
Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма социальных педагогов:
1. Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифицированных специалистов, обладающих как теоретической и технологической готовностью к социально-педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели:
--осознанный выбор профессии;
внутренняя
предрасположенность к
2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование социально-педагогической деятельности.
Характеристикой
высокого уровня профессионализма социального
педагога могут быть: профессиональный
статус (должностное положение
-- аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);
--
прогностические (выделение
--
проективные (определение
-- рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);
--
коммуникативные (владение
Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста
Существует множество путей формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.
Первый путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.
В основе второго пути лежит углубление и расширение личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации его в условиях социальной сферы. Он включает:
а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку специалиста и определяют его компетенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;
б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере;
в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи;
г) накопление опыта реализации своей педагогической под-готовки в социальной сфере.
Третий путь включает создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.
Четвертый -- проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.
Пятый -- изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педагогическую подготовку.
Шестой -- обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.
Ведущая
роль в овладении социально-
Ни
один из описанных путей отдельно не решает
проблемы повышения педагогической культуры
специалиста социальной сферы. Только
в комплексе при ведущей заинтересован-ной
роли самого специалиста они могут действительно
способствовать решению проблемы повышения
его социально-педагогической культуры[1,243-244].
Список
литературы:
1.
Бгажнокова Социальная
2.
Волкова Т.И Профессиональная
подготовка социального
3.
Зязюлькин П.В. Управление
4.
Калачева И.И.
5.
Коджаспирова Г.М. Культура
6.
Коломинский Я.Л., Кривошеев В.А.О
задачах этнопсихологических
7.
Клемантович И. Новая
8.
Климов Е.А. Психология
9. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста.—М., 1990.
10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя.—М., 1992.
11. Ляуко А.I. Тэарэтыка-метадалагiчныя асновы станаулення сацыяльнай педагогiкi як навукi\ Адукацыя i выхаванне.—1996.--№1.—с. 31-35.
12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики.—М., 1996.
13.
Никитина Н.Н. Развитие
14.
Митина Л.М. Психология
15.
Мудрик А.В. Введение в
16. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога\ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы--детям», Академия последипломного образования.—Мн., 2001.
17.
Основы педагогического
18. Психология профессиональной подготовки: Никифоров Г.С., Зиничев А.Н. Спб, 1993.
19.
Сластенин В.А. Социальный
20. Учителю о педагогической технике\ Под. ред. Рувинского.—М., 1987.
21. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преродавания: Метод. Пособие.—М., 1998.
21.
Шевелева С.С. К становлению
синергетической модели
23.
Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика
и технология работы
Информация о работе Профессиональная культура социального педагога