Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:58, реферат
В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога…………………………………..5
1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры…………………………………………………………………………………………..5
2. Профессионально важные качества социального педагога………………………………………………5
3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста……………………………………………………………………………7
4. Этический кодекс социального педагога…………………………………………………………………..8
Глава II. Профессиональное становление социального педагога…………………………………………10
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования…………………………………………………………………………………………………...10
2. Непрерывное образование социального педагога……………………………………………………….10
3. Профессиональное становление социального педагога и его этапы…………………………………...12
Глава III. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
1. Альтруизм — один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма………………………………………………………………………………………13
3. Развитие профессионального самосознания – условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы……………………………………………………………………………….14
4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………
Последний этап — полная реализация личности в труде.
Профессиональное
становление личности — сложный
процесс, проходя который, человек
преодолевает трудности, находит выход
из кризисных ситуаций возрастного
и личностного характера и тем самым получает
способность при поддержке внешних и внутренних
условий ценностно изменить самого себя
или ценностно-духовно поддержать другого
человека[2,53-54].
Глава
III. Основные значимые
факторы и условия развития
профессиональной культуры
социального педагога
1. Альтруизм—один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога
Вместе
с тем, характеризуя понятие непрерывного
социально-педагогического
Альтруистическая эмоция лежит в основе социальной направленности личности и ее высшим выражением является способность к социальному творчеству — к решению социальных проблем нуждающегося человека на высшем профессиональном уровне. Эта постоянно возобновляемая потребность может рассматриваться как психологическое внутриличностное русло образовательного процесса. Человек образовывает себя сам и в меру своих возможностей помогает другому человеку, попавшему в беду (215).
Таким
образом, ведущим фактором, стимулирующим
повышение образования, развитие профессиональной
культуры социального педагога, является
его стремление к расширению поступков
добродеяния, благотворительности и милосердия.
2.
Предоставление
Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социальным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором..
Есть
необходимость особо
Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.
Отсутствие
условий для нормального
Завершая
и обобщая рассуждения о
Все это в значительной степени может регулироваться и формироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профессионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществлении социально-педагогической деятельности может быть профессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном направлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры.
Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть саморазвивающую способность профессиональной культуры, которая может и должна иметь место в практической деятельности, самообразовании социального педагога, социального работника[13, 133].
3. Развитие профессионального самосознания – условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы.
Ведущим
условием повышения качества подготовки
социальных педагогов является профессиональное
самосознание личности субъектов социально-
Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999).
Иными словами, профессиональным самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности.
Проблема устойчивости качества и развития профессионального самосознания, так же зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.
Показатели развития профессионального качества – профессионализма, является гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.
Профессиональное
становление специалиста- сложный ,
непрерывный процесс «
В
связи с этим одной из актуальных
задач, которую необходимо решать в
ВУЗе , является организация профессионального
становления специалиста
Как показывает исследование, проведенное
на курсах подготовки, центре
и т.д. для эффективного
- развитие личностного интереса к выбранной профессии;
-
формирование профессионально-
-
формирование профессионально-
Задачи профессионального становления могут быть практически решены посредствам некоторых способов, таких как реализация социально-педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного подхода , заключающегося в признании человека полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности.
Совершенствование профессионализма также тесно связано с организацией инновационного процесса в социально-педагогической деятельности. Инновационная деятельность должна содержать не только применения инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной деятельности.
Следует
отметить, что особенность системы
повышения подготовки социального
педагога к профессиональной деятельности
- наличие специальных психолого-педагогических
курсов, мероприятий, тренингов личностного
роста, которые помогают социальному
педагогу преодолевать трудности профессионального
роста и значительно увеличить уровень
профессионального самосознания.
4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога
Одним из теоретических подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая концепция педагогики (Н.М.Таланчук). Появление концепции связано с открытием фундаментальных законов развития системного синергетизма. Согласно этим законам источником и движущей силой развития личности является системный синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и гармония различных начал.
Синергетика (в переводе с греч.) — совместный, согласованно действующий. Система (в переводе с греч.) — целое, составление из частей, соединение; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Сов. эн-цикл. слов. — М.: Сов. энц. изд. — 1989. — С 1123, 1126). Поэтому личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а как определенная система, целостность. Личность — это социально-синергетическая система. Личность определенной культуры — этносинергетическая система.
«Национальность--это особая реальность, которая во многом определяет интимно-личностную суть человеческого бытия.. Человеку совершенно необходимо сочетать в своем духовно-нравственном бытии принадлежность к основополагающий общности людей, и в то же время ощущать себя неотделимой частью своего народа, носителем его национальных особенностей»,--пишет доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский[6, 43-44] В этих и других высказываниях мы можем найти сотни подтверждений, характеризующих диаду"человек--этнокультура".
Опирается ли социальный
Через менталитет раскрываются особенности мышления людей, обусловленных особенностями той или иной культуры.
Каков же менталитет белоруса, в чем особенности его национального характера, культурной среды, в которой сложился его образ и стиль жизни? Следует сказать, что типичным для белорусов всегда было желание владеть своей землей. Может, поэтому в белорусском фольклоре сохранилось много легенд, сказок, преданий, которые славят землю-матушку и человека-труженика. Может, поэтому сегодня гипертрофировано отношение крестьянина к земле. Особенно это хорошо видно на примере чернобыльского региона.
С.Алексиевич вспоминает: «Вот приезжаю я в Чернобыльскую зону, тракторист пашет в открытой кабине. Спрашиваю: сколько детей? Он отвечает: пять. "А почему кабина не герметизирована? Почему о жизни своей не думаете?" "А, трэба жыць, такая наша доля!"». Какой смысл этого страдания? Во имя чего оно? Ответ прост, но и сложен одновременно. Прост — потому что хлеб, взращенный в труде, — примета достатка в доме, благополучия и мира в семье, уверенности в завтрашнем дне. Пришло новое время, изменились взаимоотношения человека и природы, изменилась и культурная среда, в которой человек должен жить. Но неизменным остается чувство, выпестованное предыдущими поколениями белорусов,--чувство любви к земле.
Положение
жертвы, страдальца являются характерной
чертой белоруса. Это положение подкрепляется
историческими сведениями о культе
христианских мучеников. В приведенном
примере белорусская
У
белорусского народа хорошо развиты
инстинкты самовыживания и
Информация о работе Профессиональная культура социального педагога