Профессиональная культура социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:58, реферат

Описание работы

В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога…………………………………..5
1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры…………………………………………………………………………………………..5
2. Профессионально важные качества социального педагога………………………………………………5
3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста……………………………………………………………………………7
4. Этический кодекс социального педагога…………………………………………………………………..8
Глава II. Профессиональное становление социального педагога…………………………………………10
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования…………………………………………………………………………………………………...10
2. Непрерывное образование социального педагога……………………………………………………….10
3. Профессиональное становление социального педагога и его этапы…………………………………...12
Глава III. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
1. Альтруизм — один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога…………………………………………………………………………………………………………….13
2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма………………………………………………………………………………………13
3. Развитие профессионального самосознания – условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы……………………………………………………………………………….14
4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по Митр СП.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

   Последний этап — полная реализация личности в труде.

   Профессиональное  становление личности — сложный  процесс, проходя который, человек  преодолевает трудности, находит выход  из кризисных ситуаций возрастного и личностного характера и тем самым получает способность при поддержке внешних и внутренних условий ценностно изменить самого себя или ценностно-духовно поддержать другого человека[2,53-54]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога 

1. Альтруизм—один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога

   Вместе  с тем, характеризуя понятие непрерывного социально-педагогического образования, следует подчеркнуть альтруистические потребности социального педагога, социального работника. Согласно утверждениям психологов, эта потребность является врожденной и мера ее выраженности у разных людей разная Идеальной  нормой для обращения к социально-педагогическому образованию является альтруистически настроенный человек, жизнь которого лишается некоторого смысла, если не создаются условия для проявления его бескорыстных гуманистических эмоций и их воплощения в практическую деятельность.

   Альтруистическая  эмоция лежит в основе социальной направленности личности и ее высшим выражением является способность к социальному творчеству — к решению социальных проблем нуждающегося человека на высшем профессиональном уровне. Эта постоянно возобновляемая потребность может рассматриваться как психологическое внутриличностное русло образовательного процесса. Человек образовывает себя сам и в меру своих возможностей помогает другому человеку, попавшему в беду (215).

   Таким образом, ведущим фактором, стимулирующим  повышение образования, развитие профессиональной культуры социального педагога, является его стремление к расширению поступков добродеяния, благотворительности и милосердия. 

   2. Предоставление самостоятельности  и творчества в  работе социального  педагога как условие  развития профессионализма

   Работа  социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального  вмешательства. Тем не менее, являясь  государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социальным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором..

   Есть  необходимость особо подчеркнуть, что полноценная профессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, понукание, игнорирование и другие некорректные вмешательства в деятельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику, депрофессионализацию специалиста.                                                                

   Полноценная  профессиональная  деятельность   выражается   в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.

   Отсутствие  условий для нормального осуществления  социально-педагогической деятельности вызывает профессиональную де­формацию  личности, состояние психической усталости, эмоциональной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики.  

   Завершая  и обобщая рассуждения о профессиональном и культурном восхождении социального педагога, подчеркнем, что профессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизиче­ского развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д.

   Все это в значительной степени может регулироваться и формироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профессионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществлении социально-педагогической деятельности может быть профессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном направлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры.

   Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть саморазвивающую способность профессиональной культуры, которая может и должна иметь место в практической деятельности, самообразовании социального педагога, социального работника[13, 133].

   3. Развитие профессионального самосознания – условие повышения качества подготовки специалистов социальной  работы.

   Ведущим условием повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности.

   Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999).

   Иными словами, профессиональным самосознанием  называется совокупность психических  процессов, посредством которых  специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности.

   Проблема  устойчивости качества и развития профессионального  самосознания, так же зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.

   Показатели  развития профессионального качества – профессионализма, является гуманистическая  направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

   Профессиональное  становление специалиста- сложный , непрерывный процесс « проектирования личности». ( М.В. Фирсов).

   В связи с этим одной из актуальных задач, которую необходимо решать в  ВУЗе , является организация профессионального  становления специалиста социального  педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к  профессиональным вершинам, профессиональному мастерству.

     Как показывает исследование, проведенное  на курсах подготовки, центре  и т.д. для эффективного развития  профессионализма социального педагога  необходимо решение следующих  задач:

   -        развитие личностного интереса  к выбранной профессии;

   -        формирование профессионально-мотивационной  установки на будущую деятельность;

   -        формирование профессионально-личностной  «Я-концепции».

   Задачи  профессионального становления  могут быть практически решены посредствам  некоторых способов, таких как реализация  социально-педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного подхода , заключающегося в признании человека полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности.

   Совершенствование профессионализма  также тесно  связано с организацией инновационного процесса в социально-педагогической деятельности. Инновационная деятельность должна содержать не только применения инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной деятельности.

   Следует отметить, что особенность системы  повышения подготовки социального  педагога к профессиональной деятельности - наличие специальных психолого-педагогических курсов, мероприятий, тренингов личностного роста, которые помогают  социальному педагогу преодолевать трудности профессионального роста и значительно увеличить уровень профессионального самосознания. 

   4. Системно-синергетическая  концепция педагогики  как один из  подходов к процессу  формирования профессиональной  культуры социального  педагога

   Одним из теоретических подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая концепция педагогики (Н.М.Таланчук). Появление концепции связано с открытием фундаментальных законов развития системного синергетизма. Согласно этим законам источником и движущей силой развития личности является системный синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и гармония различных начал.

   Синергетика (в переводе с греч.) — совместный, согласованно действующий. Система (в  переводе с греч.) — целое, составление  из частей, соединение; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Сов. эн-цикл. слов. — М.: Сов. энц. изд. — 1989. — С 1123, 1126). Поэтому личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а как определенная система, целостность. Личность — это социально-синергетическая система. Личность определенной культуры — этносинергетическая система.

   «Национальность--это  особая реальность, которая во многом определяет интимно-личностную суть человеческого бытия.. Человеку совершенно необходимо сочетать в своем духовно-нравственном бытии принадлежность к основополагающий общности людей, и в то же время ощущать себя неотделимой частью своего народа, носителем его национальных особенностей»,--пишет доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский[6, 43-44] В этих и других высказываниях мы можем найти сотни подтверждений, характеризующих диаду"человек--этнокультура".

       Опирается ли социальный педагог  в своей деятельности на национальную  культуру, осваивая знания и особенности  национально-психологического характера белорусов, изучая процессы и закономерности формирования этнического самосознания, внедряя в практику народную педагогику? Какое место в профессиональной культуре социальных  педагогов  занимает компонент этнопсихопедагогических  знаний?  Не  претендуя на глобальное рассмотрение всех этих вопросов, выделим категорию «менталитета» бе­лорусов как наиболее значимую категорию этнопсихопедагогики  и определим некоторые особенности восприятия этого   феномена сегодня.   Менталитет  (от франц.) — склад  души,  характер и стиль мышления народа, его жизнеспособность. Менталитет — интегративная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него [11, 9]. Менталитет - одно из важнейших понятий,   раскрывающих духовность определенной общности людей, которая исторически сформировалась в данных условиях жизнедеятельности. 

   Через менталитет раскрываются особенности  мышления людей, обусловленных особенностями  той  или иной культуры.

   Каков же менталитет белоруса,  в чем  особенности его национального  характера, культурной среды, в которой  сложился его образ и стиль  жизни?   Следует  сказать,   что  типичным  для белорусов всегда было желание владеть своей землей. Может, поэтому в  белорусском  фольклоре  сохранилось много легенд, сказок, преданий, которые славят землю-матушку и человека-труженика. Может, поэтому сегодня гипертрофировано отношение крестьянина к земле. Особенно это хорошо видно на примере чернобыльского региона.

   С.Алексиевич вспоминает: «Вот приезжаю я в Чернобыльскую  зону, тракторист пашет в открытой кабине. Спрашиваю: сколько детей? Он отвечает: пять. "А почему кабина не герметизирована? Почему о жизни своей не думаете?" "А, трэба жыць, такая наша доля!"». Какой смысл этого страдания? Во имя чего оно? Ответ прост, но и сложен одновременно. Прост — потому что хлеб, взращенный в труде, — примета достатка в доме, благополучия и мира в семье, уверенности в завтрашнем дне. Пришло новое время, изменились взаимоотношения человека и природы, изменилась и культурная среда, в которой человек должен жить. Но неизменным остается чувство, выпестованное предыдущими поколениями белорусов,--чувство любви к земле.

   Положение жертвы, страдальца являются характерной  чертой белоруса. Это положение подкрепляется  историческими сведениями о культе христианских мучеников. В приведенном  примере белорусская неагрессивность  приобретает гиперболизированные формы. Поэтому типичным вопросом для белорусов, особенно в экстремальных случаях, будет не "Кто виноват", а "Что я сделал не так?" Социальному педагогу необходимо учитывать такие качества личности белорусов, как терпение, терпеливость, способность претерпевать трудности, бороться, чтобы выжить.

   У белорусского народа хорошо развиты  инстинкты самовыживания и самосохранения. Белорусы являются интровертными личностями. По сравнению с русскими, они более  индивидуалистичны,  у них менее  развиты  товарищеские чувства. Белорусы более склонны к самостоятельной жизни, не очень разговорчивы,  не любят обсуждать свои проблемы публично. Иногда белорусы кажутся очень хмурыми, однако это не является внутренней чертой  их I   характера, а лишь свидетельствует о том, что они не любят показывать свои чувства, проявляя сдержанность, сосредоточенность.  Характерны  для  белоруса  и  такие  особенности, как консерватизм,  нежелание ломать или преобразовывать социокультурную среду, отсутствие склонности к коренным переменам.  Отсюда такая  ностальгия по прошлому, нежелание изменять мир, который уже обжит и устроен. Мужественность, решительность, несгибаемость проявляют они в экстремальны» ситуациях (войны). Именно  тогда у белорусов выявляются лучшие качества: любовь к своему Отечеству, малой родине, смелость,  выносливость.

Информация о работе Профессиональная культура социального педагога