Проектная система обучения (метод проектов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.

Содержание

Введение…………………………………………...……………..3
Метод учебных проектов……………………………….……….5
Требование к использованию метода проектов………………..6
Постановка цели…………………………………………………7
Выбор темы проекта……………………………………………..8
Цель проектного обучения……………………………………....9
Теоретические позиции проектного обучения………………..10
Основные этапы проектного обучения………………………..12
Современная классификация учебных проектов………….…15
Заключение……………………………………………...……...18
Список использованных источников…………………………19

Работа содержит 1 файл

Реферат_Проектная система обучения(метод проектов).docx

— 47.46 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский национальный исследовательский  технологический университет»

(ФГБОУ ВПО «КНИТУ»)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему:  Проектная система обучения (метод  проектов)

 

       

 

 

Выполнила: Куркачева В.А.

Группа 812-М1

 

 

 

 

 

 

Казань, 2012 г.

 

 

Содержание

      1. Введение…………………………………………...……………..3
      2. Метод учебных проектов……………………………….……….5
      3. Требование к использованию метода проектов………………..6
      4. Постановка цели…………………………………………………7
      5. Выбор темы проекта……………………………………………..8
      6. Цель проектного обучения……………………………………....9
      7. Теоретические позиции проектного обучения………………..10
      8. Основные этапы проектного обучения………………………..12
      9. Современная классификация учебных проектов………….…15
      10. Заключение……………………………………………...……...18
      11. Список использованных источников…………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В связи  с социально-экономическими изменениями  в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли  бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных  к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать  знания самостоятельно. Тем самым  на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности  личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической  парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения  форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических  средств, широкого применения новых  технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной  индивидуальной работы.

Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.), поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях; самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний

Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.

Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи  все большее внимание привлекает  метод проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод учебных проектов

 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение  пользоваться методом проектов —  показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития.

 

Требования к использованию  метода проектов

 

Основные требования к использованию метода проектов:

 

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
  •  

Постановка цели

 

Грамотно  сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

Формулировке  целей стоит посвятить специальные  усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала  определяются самые общие цели, затем  постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально  конкретных задач, стоящих перед  каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

1. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельные цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.

3. Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

Если  попытаться сформулировать наиболее общие  цели, которые стоят перед современной  школой, то можно сказать, что главной  целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь  комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением».

 

Выбор темы проекта

 

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

 

Цель проектного обучения

 

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

    • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
    • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
    • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
    • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
    • развивают системное мышление.

 

Теоретические позиции  проектного обучения

 

Исходные теоретические позиции  проектного обучения:

- в центре  внимания — ученик, содействие  развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно.

Игра несет на себе функции:

- психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;

- психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения; психическое самочувствие;

- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

В игре ребенок чувствует себя в  безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.

 

Основные этапы проектного обучения

 

С целью  выделения систем действий учителя  и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.

Обязательное  требование — каждый этап работы над  проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Системы действий учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом.

Характеристика основных этапов проектного обучения

Этапы выполнения проекта

Задачи, решаемые учащимися

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы и методы обучения

1. Поисковый

- поиск и анализ проблемы;

- выбор темы проекта;

- планирование проектной

деятельности по этапам;

- сбор, изучение,

обработка и анализ

информации по теме проекта


- обсуждают проблему

с учителем и сверстниками;

- формулируют задачи;

- уточняют и анализируют информацию;

- устанавливают цели

и выбирают план действий;

- проводят исследования,

фиксируют результаты


- мотивирует учащихся;

- ставит перед участниками проблему

и организует ее обсуждение,

объясняет цели проекта;

- наблюдает, консультирует


- проблемная беседа;

- рассказ;

- консультация;

- самостоятельная работа;

- экскурсия


2. Конструкторский

- поиск оптимального решения

задачи проекта;

- исследование вариантов конструкции

с учетом требований дизайна;

- выбор технологии изготовления;

- экономическая оценка;

- экологическая экспертиза;

- составление конструкторской

и технологической документации


- работают с информацией;

- проводят синтез, анализ

и оценку идей;

- выполняют графические работы;

- оформляют документацию


- организует, активизирует

и направляет поиск и выработку  идей;

- высказывает предположения;

- помогает в выборе решений;

- советует (по просьбе);

- рекомендует;

- наблюдает;

- консультирует


- беседа;

- дискуссия;

- “мозговой штурм”;

- морфологический анализ;

- дизайн-анализ;

- ТРИЗ;

- ролевая игра;

- самостоятельная работа


3. Технологический

- составление плана практической

реализации проекта, подбор

необходимых инструментов,

материалов и оборудования;

- выполнение запланированных

технологических операций;

- текущий контроль качества;

- внесение при необходимости

изменений в конструкцию

и технологию


- выполняют необходимую подготовку

и изготавливают изделие;

- осуществляют самоконтроль

и корректировку своей деятельности;

- проводят контроль качества

обработки деталей изделия


- обеспечивает материальную базу;

- косвенно руководит

деятельностью учащихся;

- организует и координирует

процесс изготовления;

- знакомит с новыми приемами

обработки материалов;

- консультирует, советует


- беседа;

- показ;

- упражнение;

- самостоятельная работа;

- практическая работа


4. Заключительный

- оценка качества

выполнения изделия;

- анализ процесса

и результатов

выполнения проекта;

- изучение возможности

использования результатов

проектирования


- осуществляют самоанализ

и самооценку результатов

проектирования

- готовят документацию

к защите;

- защищают проект;

- участвуют в коллективном

обсуждении и оценке

результатов проекта


- консультирует;

- оказывает помощь;

- организует защиту

и обсуждение проектов;

- слушает;

- участвует в анализе

и оценке результатов

проекта;

- аргументировано оценивает

работу учащихся

над проектом


- беседа;

- дискуссия;

- консультация;

- деловая (ролевая) игра;

- имитационно–деятельностная игра


Информация о работе Проектная система обучения (метод проектов)