Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:51, реферат
Объект исследования: процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников.
Предмет исследования: Содержание работы внеклассных занятий, методические приемы, способствующие формированию культуры здорового образа жизни у школьников.
Цель работы: выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни, разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера у школьников.
Введение 3
I. Раздел. Формирование мотивационно - ценностного
отношения школьников к своему здоровью 5
1.1. Основные понятия о здоровье, традициях и здоровом
образе жизни
1.2. Необходимость и условия формирования
здорового образа жизни у школьников 10
II. Раздел. Меры по улучшению формирования ЗОЖ
у школьников 15
2.1. Системный подход как адекватный способ
формирования у школьника здорового образа жизни
2.2. Профилактика наркозависимости как один
из элементов формирования здорового образа жизни 17
Вывод 19
Список литературы 21
2.2. Профилактика наркозависимости как один из элементов формирования здорового образа жизни
Существующая реклама наркогенных средств (пива, алкоголя, табака) способствует снижению возрастного порога потребителей, в то время как призывы вести ЗОЖ оказываются малоэффективными.
Исследования
Института возрастной физиологии показывают,
что 60% младших школьников оценивает
рекламу пронаркогенного
При проведении исследования учащимся 3-4 классов предъявлялись как изображения табачной и алкогольной продукции в прессе и наружной рекламе, так и образцы наглядной агитации за ЗОЖ.
Основная часть опрошенных (80%) - говорит, что наружная и печатная реклама про наркогенного содержания соответствует «радостному», «веселому» настроению. Около 70% опрошенных говорили, что образцы антирекламы вызывают негативные реакции, детям «страшно», «противно», «неприятно». Причем такая реклама не отбивает у детей желания попробовать запретный плод.
Воспитание у школьников потребности в здоровом образе жизни - важнейшее условие процесса формирования гармонически развитой личности. Одним из направлений данной деятельности является профилактика наркозависимости.
Проведено анкетирование более 270 учащихся общеобразовательных школ.
Полученные данные дали обширную информацию для серьезного размышления. К наркоманам безразлично относятся 15% школьников. 27% школьников считают однократный прием наркотических и других одурманивающих веществ безопасным. 15% школьников имеют среди своих знакомых лиц, принимающих наркотики и токсиканты. 12% школьников не признают, что наркоманы - это агрессивные люди, склонные решать конфликтные ситуации посредством применения насилия, особенно в период абстиненции и наркотического опьянения. 9% школьников не признают, что высокие цены на “черном” рынке вынуждают наркоманов совершать правонарушения с целью получения средств для покупки наркотиков. Не знают причин распространения наркотиков 28% школьников. 62% школьников не знают, что для борьбы с наркоманиями и токсикоманиями необходимы правовые, медицинские и воспитательные меры.
Следует обратить внимание на недостаточную осведомленность школьников относительно наркотических веществ: 3,3% школьников не считают наркотиком кокаин, а 14% не знают; 2,4% школьников 17
не считают наркотиком морфин, а 38% не знают об этом; 2,7% не относят к наркотическим веществам коноплю, а 24% не знают.
Вызывает
тревогу, что 9% опрошенных школьников
уже принимали наркотические
вещества. В основном это были производные
конопли, а 6 школьников принимали кокаин.
Приблизительно 1/3 из них (84 человека) впервые
приняли наркотик в возрасте 12-15 лет,
а 2/3 - в возрасте 16-17 лет. При этом 18 школьников
принимают наркотические вещества чаще
одного раза в неделю. Причины приема -
удовлетворение интереса и получение
удовольствия.
Известно, что вода и камень точит, следовательно, при создании образовательной среды направленной на единую цель возможно сформировать у учащихся школы ценностное отношение к своему здоровью. Данная образовательная среда может быть ориентирована на физиолого-психологические особенности развития ребенка, то есть обучение должно быть доступным, научным, содержать игровые и познавательные ситуации с созданием заданий направленных на субъективную оценку личности и деятельности ребенка.
Нельзя сказать, что до данного периода в системе образования не велась работа по привитию первичных знаний в сохранения здоровья. Но данная работа носила лишь формальный характер, не были сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам, направленным на формирование, укрепления здоровья и бережного отношения к нему. Что привело лишь к фиктивным, теоретическим знаниям о значении здоровья для человека.
Пропагандируя здоровый образ жизни, как классный руководитель,
я считаю, что здоровье станет для ребенка ценностью если:
- у него будет сформирован интерес к данной проблеме;
- поддержан занимательной, игровой деятельностью;
- результат и оценка будут значимыми для ребенка.
Для
полноценного и гармоничного развития
ребёнка нужно не только
развивать его умственные способности,
но также и физические. Физическая
культура воспитывает в человеке выносливость,
целеустремлённость, желание побеждать,
ну и конечно же, поддерживает его организм
здоровым, сильным и ловким. Правильное
преподавание предмета по физическому
труду делает его интересным и помогает
воспитать характер учащегося. Для педагога
представляется возможным вкладывать
не только свои знания, но и также подходить
с творческой стороны, увлекая ребят в
мир физкультуры. Для достижения результата
при работе с учащимися, не зависимо урок
ли это по физкультуре или внеклассное
мероприятие, как, например, час здоровья
необходимо знать методику проведения
занятия, непосредственно работать с коллективом
и изучать происходящие изменения в развитии
ребят.
Решение
данной проблемы связано, прежде всего,
с выявлением сущности процесса формирования
ценностного отношения у школьников к
своему здоровью, выявление его факторов
и определением организационно-педагогических
условий, воздействующих на личностное
становление школьника, его самовыражение
и самосовершенствование.
Анализ проделанной работы показал, что учебно-воспитательная работа в области формирования ценностного отношения к своему здоровью среди школьников общеобразовательных школ недостаточно ориентирован на практическую деятельность детей в области формирования положительного субъективного отношения к себе.
Так как формирование ценностного отношения школьников достаточно длительный процесс, то его необходимо разделить на несколько этапов:
1. Информационный. Обеспечение школьников представлениями о многогранных ценностях здоровья и возможностях их практического использования в личностном и общекультурном развитии. Выявление индивидуальных ценностей, их ориентация на достижения поставленной цели в формировании ЗОЖ.
2. Приобретение знаний и умений. Направление на практическое использование знаний, формирование умений, приобретение частично или более полно индивидуальных ценностей здоровья. Повышение эффективности деятельности школьника в области формирования ЗОЖ. Совершенствование процессов самопознания и работы над собой.
3.
Овладения навыками.
Осознание и активизация школьниками
значимости ценности здоровья как фактора
совершенствования личности. Ценностное
отношение к своему здоровью - это результат
длительной работы, которая не наступает
автоматически, а должна стать предметом
особых забот педагогов, валеологов, психологов,
медицинских работников и других специалистов
не только в начальной школе, но и в среднем
и старшем школьном звене. Совместная
деятельность может быть эффективной
лишь при скоординированной работе данных
специалистов, а для этого необходимо
изменить традиционные подходы в работе,
как медицинских работников, так и психологов.
Основой для их совместной деятельности
может стать система «валеологической
службы».
Список литературы
1. Антропова
М.В. Гигиена детей и
2. Дмитриев А.А.
Оздоровление учащихся
3. Зайцев Н.К.,
Колбанов В.В. Стратегия
4. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. - М.: Медицина, 1984. 32с.
5. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): Пер. с английского. - М.: Медицина, 1990. 240с.
6. Климова В.И. Человек и его здоровье. - М.: Знание, 1985. 192с.
7. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.: ДЕАМ, 1998. 232с.
8. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Педагогика, 1982. 176с.
9. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни.//Здоровье 2000 №2. с. 5-8.
10. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. 139с.
11. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. - Минск: Народная асвета, 1996. 144с.
12. Мерзляков Ю.А. Путь в страну здоровья. - Минск: Польсмя, 1982. 96с.
13. Первоочередные
направления научных
14. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996. 41с.
15. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. 208с.
16. Тазердинова
Т.А., Андреева Т.И., Гончаров А.Т.
Проблемы формирования
17. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука. 1999. 248с.
18. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.
Информация о работе Процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников