Процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:51, реферат

Описание работы

Объект исследования: процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников.

Предмет исследования: Содержание работы внеклассных занятий, методические приемы, способствующие формированию культуры здорового образа жизни у школьников.

Цель работы: выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни, разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера у школьников.

Содержание

Введение 3

I. Раздел. Формирование мотивационно - ценностного

отношения школьников к своему здоровью 5

1.1. Основные понятия о здоровье, традициях и здоровом

образе жизни

1.2. Необходимость и условия формирования

здорового образа жизни у школьников 10

II. Раздел. Меры по улучшению формирования ЗОЖ

у школьников 15

2.1. Системный подход как адекватный способ

формирования у школьника здорового образа жизни

2.2. Профилактика наркозависимости как один

из элементов формирования здорового образа жизни 17

Вывод 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

     2.2. Профилактика наркозависимости  как один из  элементов формирования  здорового образа  жизни

     Существующая  реклама наркогенных средств (пива, алкоголя, табака) способствует снижению возрастного порога потребителей, в то время как призывы вести ЗОЖ оказываются малоэффективными.

     Исследования  Института возрастной физиологии показывают, что 60% младших школьников оценивает  рекламу пронаркогенного содержания- пива, алкоголя и табака - как «положительную». Реклама Минздрава и общественных организаций против пива, алкоголя и наркотиков вызывает положительную оценку лишь трети школьников. Обычно антинаркогенная реклама изобилует большим количеством деталей, содержит элементы устрашения, а это болезненно сказывается на психике детей, утверждают медики.

     При проведении исследования учащимся 3-4 классов  предъявлялись как изображения  табачной и алкогольной продукции  в прессе и наружной рекламе, так  и образцы наглядной агитации за ЗОЖ.

     Основная  часть опрошенных (80%) - говорит, что  наружная и печатная реклама про наркогенного содержания соответствует «радостному», «веселому» настроению. Около 70% опрошенных говорили, что образцы антирекламы вызывают негативные реакции, детям «страшно», «противно», «неприятно». Причем такая реклама не отбивает у детей желания попробовать запретный плод.

     Воспитание  у школьников потребности в здоровом образе жизни - важнейшее условие  процесса формирования гармонически развитой личности. Одним из направлений данной деятельности является профилактика наркозависимости.

     Проведено анкетирование более 270 учащихся общеобразовательных школ.

     Полученные  данные дали обширную информацию для  серьезного размышления. К наркоманам безразлично относятся 15% школьников. 27% школьников считают однократный прием наркотических и других одурманивающих веществ безопасным. 15% школьников имеют среди своих знакомых лиц, принимающих наркотики и токсиканты. 12% школьников не признают, что наркоманы - это агрессивные люди, склонные решать конфликтные ситуации посредством применения насилия, особенно в период абстиненции и наркотического опьянения. 9% школьников не признают, что высокие цены на “черном” рынке вынуждают наркоманов совершать правонарушения с целью получения средств для покупки наркотиков. Не знают причин распространения наркотиков 28% школьников. 62% школьников не знают, что для борьбы с наркоманиями и токсикоманиями необходимы правовые, медицинские и воспитательные меры.

     Следует обратить внимание на недостаточную осведомленность школьников относительно наркотических веществ: 3,3% школьников не считают наркотиком кокаин, а 14% не знают; 2,4% школьников                    17

 не считают  наркотиком морфин, а 38% не знают  об этом; 2,7% не относят к наркотическим веществам коноплю, а 24% не знают.

     Вызывает  тревогу, что 9% опрошенных школьников уже принимали наркотические  вещества. В основном это были производные  конопли, а 6 школьников принимали кокаин. Приблизительно 1/3 из них (84 человека) впервые  приняли наркотик в возрасте 12-15 лет, а 2/3 - в возрасте 16-17 лет. При этом 18 школьников принимают наркотические вещества чаще одного раза в неделю. Причины приема - удовлетворение интереса и получение удовольствия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                       18

                                                      Вывод 

     Известно, что вода и камень точит, следовательно, при создании образовательной среды направленной на единую цель возможно сформировать у учащихся школы ценностное отношение к своему здоровью. Данная образовательная среда может быть ориентирована на физиолого-психологические особенности развития ребенка, то есть обучение должно быть доступным, научным, содержать игровые и познавательные ситуации с созданием заданий направленных на субъективную оценку личности и деятельности ребенка.

     Нельзя  сказать, что до данного периода  в системе образования не велась работа по привитию первичных знаний в сохранения здоровья. Но данная работа носила лишь формальный характер, не были сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам, направленным на формирование, укрепления здоровья и бережного отношения к нему. Что привело лишь к фиктивным, теоретическим знаниям о значении здоровья для человека.

     Пропагандируя  здоровый образ жизни, как классный руководитель,

     я считаю, что здоровье станет для ребенка ценностью если:

     - у него будет сформирован интерес к данной проблеме;

     - поддержан занимательной, игровой деятельностью;

     - результат и оценка будут значимыми для ребенка.

     Для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только  
развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая  
культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета по физическому труду делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося. Для педагога представляется возможным вкладывать не только свои знания, но и также подходить с творческой стороны, увлекая ребят в мир физкультуры. Для достижения результата при работе с учащимися, не зависимо урок ли это по физкультуре или внеклассное мероприятие, как, например, час здоровья необходимо знать методику проведения занятия, непосредственно работать с коллективом и изучать происходящие изменения в развитии ребят.  
          Решение данной проблемы связано, прежде всего, с выявлением сущности процесса формирования ценностного отношения у школьников к своему здоровью, выявление его факторов и определением организационно-педагогических условий, воздействующих на личностное становление школьника, его самовыражение и самосовершенствование.

     Анализ  проделанной работы показал, что учебно-воспитательная работа в области формирования ценностного отношения к своему здоровью среди школьников общеобразовательных школ недостаточно ориентирован на практическую деятельность детей в области формирования положительного субъективного отношения к себе. 

                                                                                                                     19 

     Так как формирование ценностного отношения  школьников достаточно длительный процесс, то его необходимо разделить на несколько этапов:

     1. Информационный. Обеспечение школьников представлениями о многогранных ценностях здоровья и возможностях их практического использования в личностном и общекультурном развитии. Выявление индивидуальных ценностей, их ориентация на достижения поставленной цели в формировании ЗОЖ.

     2. Приобретение знаний  и умений. Направление на практическое использование знаний, формирование умений, приобретение частично или более полно индивидуальных ценностей здоровья. Повышение эффективности деятельности школьника в области формирования ЗОЖ. Совершенствование процессов самопознания и работы над собой.

     3. Овладения навыками. Осознание и активизация школьниками значимости ценности здоровья как фактора совершенствования личности. Ценностное отношение к своему здоровью - это результат длительной работы, которая не наступает автоматически, а должна стать предметом особых забот педагогов, валеологов, психологов, медицинских работников и других специалистов не только в начальной школе, но и в среднем и старшем школьном звене. Совместная деятельность может быть эффективной лишь при скоординированной работе данных специалистов, а для этого необходимо изменить традиционные подходы в работе, как медицинских работников, так и психологов. Основой для их совместной деятельности может стать система «валеологической службы».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                20

Список  литературы

1. Антропова  М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. - М.: Медицина, 1982. 176с.

2. Дмитриев А.А.  Оздоровление учащихся средствами  физической культуры. - Красноярск, 1990. 81с.

3. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания  здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.

4. Запорожченко  В.Г. Образ жизни и вредные  привычки. - М.: Медицина, 1984. 32с.

5. Как быть  здоровым (из зарубежного опыта  обучения принципам здорового  образа жизни): Пер. с английского. - М.: Медицина, 1990. 240с.

6. Климова В.И.  Человек и его здоровье. - М.: Знание, 1985. 192с.

7. Колбанов В.В.  Валеология: Основные понятия, термины  и определения. - СПб.: ДЕАМ, 1998. 232с.

8. Колесов В.Д.  Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Педагогика, 1982. 176с.

9. Коршунова  Н. 5 слагаемых здорового образа  жизни.//Здоровье 2000 №2. с. 5-8.

10. Куинджи Н.Н.  Валеология: Пути формирования здоровья  школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. 139с.

11. Лебедева Н.Т.  Формирование здорового стиля  жизни школьника. - Минск: Народная  асвета, 1996. 144с.

12. Мерзляков  Ю.А. Путь в страну здоровья. - Минск: Польсмя, 1982. 96с.

13. Первоочередные  направления научных исследований, способствующих достижению здоровья для всех. - Копенгаген: ВОЗ/ЕРБ, 1989. 226с.

14. Рубинштейн  С.Я. О воспитании привычек  у детей. Учебное пособие для  студентов. - М.: Институт практической  психологии, 1996. 41с.

15. Соковня-Семенова  И.И. Основы здорового образа  жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. 208с.

16. Тазердинова  Т.А., Андреева Т.И., Гончаров А.Т.  Проблемы формирования здорового  образа жизни//Казанский медицинский журнал. 1989. №2. с. 146 - 148.

17. Торохова Е.И.  Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука. 1999. 248с.

18. Чумаков Б.Н.  Валеология. Избранные лекции. - М.: Российское  педагогическое агентство, 1997. 245с.

 

Информация о работе Процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников