Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:51, реферат
Объект исследования: процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников.
Предмет исследования: Содержание работы внеклассных занятий, методические приемы, способствующие формированию культуры здорового образа жизни у школьников.
Цель работы: выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни, разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера у школьников.
Введение 3
I. Раздел. Формирование мотивационно - ценностного
отношения школьников к своему здоровью 5
1.1. Основные понятия о здоровье, традициях и здоровом
образе жизни
1.2. Необходимость и условия формирования
здорового образа жизни у школьников 10
II. Раздел. Меры по улучшению формирования ЗОЖ
у школьников 15
2.1. Системный подход как адекватный способ
формирования у школьника здорового образа жизни
2.2. Профилактика наркозависимости как один
из элементов формирования здорового образа жизни 17
Вывод 19
Список литературы 21
5.
ДОСТИЖЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО
Формулировка мотивации «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство». Дети в возрасте до одиннадцати лет очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребенка все время пугать болезнями и несчастьями, то мы не разовьем у него желания быть здоровым, а вызовем постоянный страх перед болезнями. Ребенок должен расти с сознанием, что от его навыков в области гигиены и санитарии зависит накопление здоровья. Дети собственники, и в данной ситуации эту не лучшую человеческую черту характера нужно обратить во благо. У ребенка можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия. «Я знаю, где и как нужно переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие», - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровьяКак уже отмечалось, возможность формирования культуры ЗОЖ зависит от потребностей ребенка. Иерархия потребностей огромна. Но что весьма важно для педагогов и психологов, это то, что они не существуют, изолировано друг от друга, меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры ребенка, его знаний о действительности и отношения к ней. Следовательно, мы можем влиять на их формирование и удовлетворение, а значит, и на состояние и развитие здоровья ученика. Но для этого должны быть созданы оптимальные условия, способствующие обеспечению общего комфорта участников 11 образовательного процесса, особенно позитивных настроений у учащихся. Такие условия могут быть созданы, если основное внимание будет уделено удовлетворению одной из основных потребностей ребенка в индивидуальном эмоционально-ценностном сопровождении развития его личности, в том числе и в ходе учебной и воспитательной деятельности.
Данная потребность характеризуется возможностями удовлетворения составляющих ее содержание притязаний на внимание, признание, конструктивное общение, успешность в деятельности, уважение, поддержку, сотрудничество, проявление активности, самостоятельности и прочих.
Одним из ведущих принципов гуманистической образовательной системы является ЗОЖ. Несмотря на трудности сегодняшнего времени, школа может и должна играть активную роль в укреплении здоровья детей и утверждении ЗОЖ.
В связи с этим как одна из составляющих образования выделяется валеологическое образование - система образовательных мер, направленных на формирование валеологического мышления и ЗОЖ человека. Ближайшей целью личностно ориентированного валеологического образования является выработка индивидуальной поведенческой стратегии, основанной на устойчивой мотивации ЗОЖ. Реализация этой ближайшей цели составляет основу общего валеологического образования. Последнее предназначено для обеспечения равных стартовых возможностей всем гражданам в выборе индивидуального ЗОЖ. Таким образом, формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными. Формирование культуры ЗОЖ - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. При этом возникает необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка, особенно ребенка с проблемами в развитии. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов. Особенность этого управления - наличие инерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.
Одной из приоритетных задач школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании ЗОЖ ученика. Это касается условий проживания, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом и пр. 12
ЗОЖ в философской литературе трактуется как «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, которая берется в единстве с условиями жизни». В связи с этим определением можно достаточно четко выявить условия, формы деятельности, поведения, общения, интересы, потребности, обычаи, традиции в среде учащихся. Основными категориями при этом будут являться их учебная деятельность, общение со сверстниками, родителями, учителями, выполнение домашних заданий, досуг, двигательная деятельность, питание и сон. В этих весьма общих категориях образа жизни школьника, как отмечает автор, заложены огромные возможности формирования ЗОЖ.
Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем валеоготовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.
Как уже отмечалось, внедрение ЗОЖ в повседневную деятельность людей должно осуществляться на основе формирования традиций.
Итак, исходя из проанализированной нами литературы по проблеме формирования культуры ЗОЖ у школьников, мы сделали следующие выводы.
Здоровье
человека (состояние полного
Можно выделить основные компоненты ЗОЖ:
1. Рациональное питание.
2.
Оптимальная для организма
3.
Соблюдение режима дня (с
4.
Предупреждение вредных
5.
Повышение психоэмоциональной
6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).
Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья человека на данный момент времени. Важно помнить, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции.
В
последнее время происходит массовое
распространение «школьных» форм патологии
(близорукость, нарушения осанки, вегетативные
дисфункции, дидактогении). Активизируя
здоровье-охранительное и
можно тем самым
Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность. Но в начале такой работы всегда стоит необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка, особенно ребенка с проблемами в развитии. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов. Особенность этого управления наличие инерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.
Раздел II. Меры по улучшению формирования ЗОЖ у школьников
2.1. Системный подход как адекватный способ формирования у школьника здорового образа жизни
Проблемы воспитания видоизменяются в зависимости от его целей. Сейчас в переходный период нашего общества очень важно не повторять ошибок прошлого при выборе последних. Наше идеологизированное общество, имеющее богатый опыт системного подхода в области воспитания, заплатило дорогую цену за реализацию утопических, псевдонаучных идей. Не умаляя значения средств и путей решения воспитательных целей, приоритетными остаются последние, ибо подходы могут быть одинаковыми, а решаемые ими цели диаметрально противоположными. Сейчас, в сущности, речь идет о выработке нового мировоззрения, принципиально иного взгляда на человека. Надо решительно отказаться от взгляда на него как на продукт исключительно общественных отношений. Даже во взрослом человеке не менее 50% биологического, что же говорить про новорожденного. Важен также отказ от взгляда на человека как на винтик общественной машины. Необходима реабилитация личности и ускоренный переход к общечеловеческим ценностям. Среди которых, неоспоримо, первое место занимает здоровье человека.
Существует точка зрения, что без активного, практического участия учителя проблему здоровья не решить. Это, в частности, вызвано и тем, что значительно повысились требования к состоянию здоровья. В развитых странах принята сравнительно недавно новая модель здоровья, под которой понимается "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Здоровье рассматривается, в сущности, как идеальная, трудно достижимая цель. Уже из этого видно, что наиболее близко можно к ней приблизиться лишь при системном и комплексном подходе с участием различных специалистов, тем более, что здоровье зависит от медицины в среднем лишь на 10%, а от образа жизни человека - на 50%. Необходимость привлечения учителя к решению проблемы здоровья нашло понимание и в высших эшелонах власти.
От педагога требуется солидная эрудиция, поскольку формирование ЗОЖ человека - это область знаний со своими законами, принципами и, к сожалению, своими ошибками, формирующаяся на стыке многих наук: биологии, экологии, психологии, этики, социологии, философии, медицинских и др.наук. Это понятно, ибо здоровье - многофакторная функция. По этому и формирование ЗОЖ должно быть комплексным.
В силу ряда причин КПД учителя выше КПД врача при формировании ЗОЖ школьника, особенно при формировании его духовного, физического, социального, психического и нравственного слагаемых здоровья. Важно, чтобы каждый педагог и школьник знал концепцию здоровья общества, знал и претворял в жизнь концепцию здоровья индивида. Последняя должна отличаться научной простотой, с тем, чтобы была доступна любому школьнику. Нам представляется, что она должна содержать 15
три основных положения: цель, стратегию и тактику здоровья. Под целью подразумевается не только сохранение, но и укрепление здоровья. Под стратегией подразумевается диагностика и максимальное развитие у школьника всех его способностей. В этом суть гармонического развития личности, ее наивысшего КПД как для него самого, так и для общества. Важно иметь надежное тестирование способностей, поскольку их ошибочное развитие дает отрицательные результаты. Под тактикой понимается нравственная составляющая здоровья. Свои проблемы индивид должен решать, не причиняя вреда другим людям. Самое трудное - это оптимальное решение проблемы "меры труда и меры потребления". Сегодня остро стоит вопрос об экономической эффективности и социальной справедливости. За последние два века между ними, в сущности, идет постоянная борьба и конца ей не видно. Говоря о тактике коротко можно сказать "Да" многим христианским заповедям (поступай с другими так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой и т.д.), здоровье укрепляющей педагогике, дружбе народов и т.д.
Конечно важно, чтобы у педагогов корпоративная мораль была бы самой высшей пробы, чтобы они вели сами ЗОЖ. К сожалению, учитель нередко сам является источником болезней школьника. За последние 5 лет, в Тюменской области хронические заболевания школьников выросли в 4 раза. Причем среди них на первом месте стоят нервно-психические заболевания.
Рост
среди молодых людей числа
приверженцев вредных привычек, пропаганда
нерационального питания - закусочные
"быстрая кухня" и пр., присутствующая
гиподинамия среди молодежи и
явно недостаточное преподавание основ
полового воспитания отнюдь не способствует
оздоровлению нации. Именно поэтому разработана
новая форма ознакомления школьников
с основами здорового образа жизни, путем
проведения занятий в нестереотипной
обстановке - на фоне эмоционального всплеска
дети и подростки помимо традиционной
экскурсионной программы, развивающей
интеллект, получают полезную информацию
по ряду составляющих ЗОЖ в согласии с
желанием и рекомендациями школьного
валеолога, врача, психолога, родителей
и администрации школы. Для лучшего усвоения
материала ученики получают методический
материал - компактный и доступный, что
усиливает мотивацию на ведение ЗОЖ и
повышения своего культурного уровня
и показателей здоровья как составляющей
карьеры.
Информация о работе Процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников