Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:51, реферат
Объект исследования: процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников.
Предмет исследования: Содержание работы внеклассных занятий, методические приемы, способствующие формированию культуры здорового образа жизни у школьников.
Цель работы: выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни, разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера у школьников.
Введение 3
I. Раздел. Формирование мотивационно - ценностного
отношения школьников к своему здоровью 5
1.1. Основные понятия о здоровье, традициях и здоровом
образе жизни
1.2. Необходимость и условия формирования
здорового образа жизни у школьников 10
II. Раздел. Меры по улучшению формирования ЗОЖ
у школьников 15
2.1. Системный подход как адекватный способ
формирования у школьника здорового образа жизни
2.2. Профилактика наркозависимости как один
из элементов формирования здорового образа жизни 17
Вывод 19
Список литературы 21
Введение
I. Раздел. Формирование мотивационно - ценностного
отношения
школьников к своему здоровью
1.1. Основные понятия о здоровье, традициях и здоровом
образе жизни
1.2. Необходимость и условия формирования
здорового образа жизни у школьников 10
II. Раздел. Меры по улучшению формирования ЗОЖ
у школьников
2.1. Системный подход как адекватный способ
формирования у школьника здорового образа жизни
2.2. Профилактика наркозависимости как один
из элементов формирования здорового образа жизни 17
Вывод
Список
литературы
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан особенно школьников, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом современных условий более адекватно определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Образ
жизни относят к социально-
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения вовсе сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дела у детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребенок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.
Именно
поэтому любое
Занятия
оздоровительно-
Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
Формирование культуры здорового образа жизни у школьников является одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Объект исследования: процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников.
Предмет исследования: Содержание работы внеклассных занятий, методические приемы, способствующие формированию культуры здорового образа жизни у школьников.
Цель работы: выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни, разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера у школьников.
Задачи:
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи:
· Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме.
· Изучить уровень культуры здорового образа жизни у школьников.
· Выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни и разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера
· Выявить эффективность разработанных методических приемов по формированию культуры здорового образа жизни
По своей структуре работа состоит из введения, в котором отображает актуальность моей темы, изложена цель и задачи работы.
В первом разделе раскрывается такая проблема как формирования ценностного отношения у школьников к своему здоровью.
Во втором разделе описывается улучшение формирования ЗОЖ у школьников а также рассказывается о профилактике наркозависимости в формировании здорового образа жизни.
Во время подготовки до написания работы рассматривалось ряд источников. Так в пособии Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медмцинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». 2000. меня заинтересовало интересное понятие о здоровье. Но наиболее полное определение о здоровье представляется автором Колбановым В.В. в книге Валеология «Основные понятия, термины и определения».
Раздел I. Формирование мотивационно -ценностного отношения школьников к своему здоровью
1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и здоровом образе жизни
На сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения является одной из глобальных. Среди многочисленных проблем, которые стоят перед разными специалистами общеобразовательных школ валеологами, психологами, медицинскими работниками и администрацией, особую актуальность занимает проблема формирования ценностного отношения у школьников к своему здоровью, которая на сегодняшний день не получила необходимого научного обоснования.
Каждый исторический период развития человеческого общества был определен культурными рамками и своими ценностями. И, пожалуй, единственным стабильным показателем оставалось здоровье человека.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Остановимся подробнее на некоторых из них.
По
определению Всемирной
Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья:
· здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;
· здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру;
· здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
И.И. Соковня-Семенова определяет здоровье человека как «его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной (на клеточном уровне) и сенсорной информации (зрительная, слуховая, тактильная и др.)»
Если
иметь в виду систему «человек-общество-
Наиболее полным нам представляется определение здоровья Колбановым В.В. «Здоровье человека - это континуум (сменяемость и протяженность во времени) естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся способностью организма к совершению саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью».
Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%).
Ряд исследователей выделяет детерминанты здоровья - множество факторов, обусловливающих здоровье человека. Их можно классифицировать в виде следующих групп (по В. В. Колбанову)
1.
Биологические факторы (в
2.
Физическая среда (факторы
3. Социальная среда (среда, в которой растут дети, условия жизни, начиная с раннего возраста, обучение здоровью).
4.
Индивидуальный образ жизни (
5. Служба здоровья.
Кроме того, В. В. Колбанов выделяет ряд факторов, влияющих на здоровье.
1.
Индивидуальный потенциал
2.
Поведение (учеба или работа
и рекреация, привычки, еда, питье,
подвижность, отношение к
3.
Социокультурная система (
4.
Социально-экономические и
Информация о работе Процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников