Процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:51, реферат

Описание работы

Объект исследования: процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников.

Предмет исследования: Содержание работы внеклассных занятий, методические приемы, способствующие формированию культуры здорового образа жизни у школьников.

Цель работы: выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни, разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера у школьников.

Содержание

Введение 3

I. Раздел. Формирование мотивационно - ценностного

отношения школьников к своему здоровью 5

1.1. Основные понятия о здоровье, традициях и здоровом

образе жизни

1.2. Необходимость и условия формирования

здорового образа жизни у школьников 10

II. Раздел. Меры по улучшению формирования ЗОЖ

у школьников 15

2.1. Системный подход как адекватный способ

формирования у школьника здорового образа жизни

2.2. Профилактика наркозависимости как один

из элементов формирования здорового образа жизни 17

Вывод 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 134.00 Кб (Скачать)
 

                                            СОДЕРЖИНИЕ 

    Введение                                                                                                 3

I.  Раздел. Формирование мотивационно - ценностного

    отношения     школьников к своему здоровью                                   5                               

    1.1. Основные понятия о здоровье, традициях и здоровом

           образе жизни                                      

    1.2. Необходимость и условия формирования

            здорового образа жизни у школьников                                       10

II. Раздел. Меры по улучшению формирования ЗОЖ

    у школьников                                                                                        15

    2.1. Системный подход как адекватный способ

          формирования у школьника здорового образа жизни

    2.2. Профилактика наркозависимости как один

           из элементов формирования здорового образа жизни                 17

    Вывод                                                                                                       19

    Список  литературы                                                                                 21                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        

                                                                                                                          2

                                                   Введение

     Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан особенно школьников, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом современных условий более адекватно определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

     Образ жизни относят к социально-биологическим  факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

     «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт  каждого, кто хочет сохранить  работоспособность, здоровье, полноценную  и радостную жизнь». Древнее изречение  Гиппократа в наш век проникновения вовсе сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

     Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных  заболеваний. Особенно тревожно обстоит  с этим дела у детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребенок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

     Именно  поэтому любое общеобразовательное  учреждение должно стать «школой  здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

     Занятия оздоровительно-педагогического характера  должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы и спланировано у классного руководителя.                                                                                   3

     Для того чтобы сохранить здоровье ребенка  необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

     Формирование  культуры здорового образа жизни у школьников является одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

     Объект  исследования: процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников.

     Предмет исследования: Содержание работы внеклассных  занятий, методические приемы, способствующие формированию культуры здорового образа жизни у школьников.

     Цель  работы: выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни, разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера у школьников.

     Задачи:

     В соответствии с поставленной целью  предстояло решить следующие задачи:

     · Изучить и проанализировать научную  литературу по данной проблеме.

     · Изучить уровень культуры здорового образа жизни у школьников.

     · Выявить условия создания положительной  мотивации к здоровому образу жизни и разработать систему  методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера

     · Выявить эффективность разработанных методических приемов по формированию культуры здорового образа жизни

     По  своей структуре работа состоит  из введения, в котором отображает актуальность моей темы, изложена цель и задачи работы.

     В первом разделе раскрывается такая  проблема как формирования ценностного отношения у школьников к своему здоровью.

     Во  втором разделе описывается улучшение  формирования ЗОЖ у школьников а  также рассказывается о профилактике наркозависимости  в формировании  здорового образа жизни.

     Во  время подготовки до написания работы рассматривалось ряд  источников. Так в пособии Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медмцинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». 2000. меня заинтересовало интересное понятие о здоровье. Но наиболее полное определение о здоровье представляется автором Колбановым В.В. в книге Валеология  «Основные понятия, термины и определения».

                                                                                                                                     4 

         Раздел I. Формирование мотивационно -ценностного отношения школьников к своему здоровью

     1.1.Основные  понятия о здоровье, традициях и здоровом образе жизни

     На  сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения является одной из глобальных. Среди многочисленных проблем, которые стоят перед разными специалистами общеобразовательных школ валеологами, психологами, медицинскими работниками и администрацией, особую актуальность занимает проблема формирования ценностного отношения у школьников к своему здоровью, которая на сегодняшний день не получила необходимого научного обоснования.

     Каждый  исторический период развития человеческого  общества был определен культурными рамками и своими ценностями. И, пожалуй, единственным стабильным показателем оставалось здоровье человека.

     Понятие «здоровье» имеет множество определений. Остановимся подробнее на некоторых  из них.

     По  определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

     Основываясь на данном определении, выделяют следующие  компоненты здоровья:

     · здоровье психическое - это способность  человека адекватно реагировать  на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;

     · здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения  человеческого индивидуума к  миру;

     · здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет  место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

     И.И. Соковня-Семенова определяет здоровье человека как «его способность сохранять  соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной (на клеточном уровне) и сенсорной информации (зрительная, слуховая, тактильная и др.)»

     Если  иметь в виду систему «человек-общество-природа», понятие «здоровье станет значительно шире, ибо общественная жизнь, культурное развитие влияют на образ жизни, а значит и на здоровье. Эти факторы в определенной степени направляют формирование организма и здоровья. Таким образом, выходит, что здоровье - мера жизнепроявлений человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности.                                                                                5

     Наиболее  полным нам представляется определение  здоровья Колбановым В.В. «Здоровье  человека - это континуум (сменяемость  и протяженность во времени) естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся  способностью организма к совершению саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью».

     Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%).

     Ряд исследователей выделяет детерминанты здоровья - множество факторов, обусловливающих здоровье человека. Их можно классифицировать в виде следующих групп (по В. В. Колбанову)

     1. Биологические факторы (в частности  генетические).

     2. Физическая среда (факторы внешней  среды).

     3. Социальная среда (среда, в  которой растут дети, условия жизни, начиная с раннего возраста, обучение здоровью).

     4. Индивидуальный образ жизни (исключение  негативных воздействий, например, курения и употребления алкоголя, адекватное питание, личная гигиена,  физическая культура, режим труда и отдыха и др.)

     5. Служба здоровья.

     Кроме того, В. В. Колбанов выделяет ряд факторов, влияющих на здоровье.

     1. Индивидуальный потенциал здоровья  человека (иммунитет, статус питания,  осознание своего «Я», положительное  отношение к своему здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, способность к самозащите).

     2. Поведение (учеба или работа  и рекреация, привычки, еда, питье,  подвижность, отношение к социуму,  стресс, возбуждающие средства).

     3. Социокультурная система (семья,  соседи, место учебы или работы, среда досуга, СМИ, службы здоровья).

     4. Социально-экономические и политические  условия (материальные ресурсы,  доход, социальная безопасность, образование).

Информация о работе Процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников