Проблемы школьной неуспеваемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение понятия школьной неуспеваемости, психолого-педагогических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «школьная неуспеваемость».
2. Определить признаки школьной неуспеваемости и разработать научно обоснованные приемы их обнаружения.
3. Выявить основные причины школьной неуспеваемости.
4. Определить пути преодоления неуспеваемости школьников и разработать меры борьбы с данной проблемой.

Работа содержит 1 файл

Проблема школьной неуспеваемости (курсовая).doc

— 253.50 Кб (Скачать)

       На основании вышеизложенного по изучения этой темы, можно сделать несколько выводов о недостатках образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, способствующих неуспеваемости отдельных школьников:

  1. Введение государственных стандартов образования слабо соотнесено с проблемами помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении.
  2. Недостаточное внимание уделяется детям, находящимся между нормой и патологией и недостаточно разработаны критерии диагностики учащихся, нуждающихся в специальных условиях для обучения.
  3. Отсутствует единая стратегия (содержательная и методическая), организационная преемственность в решении задач обучения неуспевающих детей между дошкольными учреждениями и школами.
  4. Не отработана сама процедура отбора детей в специальные классы, не определены субъекты, участвующие в этом процессе, их права, полномочия, ответственность. Отсутствует система подготовки педагогов для работы в данных специальных классах.
  5. Недостаточной является нормативная, методическая и материальная база специального обучения (законодательные акты, методические пособия, развивающие коррекционные игры, компьютерные программы и т.п.).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Мовкебаева З.А. Проблема школьной неуспеваемости и пути их преодоления-№2(26).-2011.-С.44-49
  2. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. - Ростов-на-Дону, 1972
  3. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1977. - С.243.
  4. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с.
  5. Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих школьников /Г.Ф. Кумарина // Сов. педагогика. 1987. - №2. - С.117.
  6. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами      психолога /Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 338 с.
  7. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Просвещение, 1968. - 335 с.
  8. Маркова, А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников /А.К. Маркова // Вопр. психологии. - 1982. - №1. - С.78.
  9. Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться /К.В. Бардин. - М.: Знание, 1980. - С.24-25.
  10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2004. - 534 с.
  11. Славина, С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам /С.С. Славина. - М.: Просвещение, 1986. - 217 с.
  12. Мурачковский, Н.И. Типы неуспеваемости школьников / Н.И. Мурачковский. - М.: Советская педагогика, 1965. - №7. - С.23.
  13. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
  14. Маттес, Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников /Г. Маттес // Вопр. психологии. - 1984. - №4. - С.152-154.
  15. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
  16. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
  17. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.
  18. Психологический аспект причин школьной неуспеваемости детей / Дуйсенгалиев Д. // Педагогика. - 2006.-№5-6. - С.22-26
  19.   Проблема неуспеваемости школьников / Нурмаханбетова С.Л. // Воспитание школьника. - 2006.-№6. - С.10-14
  20. Маркова, А.К. Виды отношений школьников, к учению [Текст] / А.К. Маркова // Сов. педагогика. - 1984. №11. - С.12-23.   

ПРИЛОЖНИЕ 1

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

 

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы  особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими  излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания  интереса к слабоуспевающим с  вопросами, выясняющими степень  понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или  объяснению сути проблемы, высказанной  сильным учеником.

В ходе

самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и  способа выполнения задания.

Указание на необходимость  актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила  и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о  рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных  действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной  работы

Выбор для групп слабоуспевающих  наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных  затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.


 


Информация о работе Проблемы школьной неуспеваемости