Проблемы семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 57.74 Кб (Скачать)

Патриархально-модернизированный  тип семьи: характеризуется относительным  сохранением формы главенства и  внутрисемейных отношений, свойственных патриархальному типу семьи с  жесткой регламентацией ролевых  стратегий при мужской власти; этот тип семьи ориентирован на средне- и многодетность.

Детоцентрический тип семьи: обладает сильно развитой системой моральной, материальной психологической опеки старшим поколением младшего; родители испытывают гипертрофированное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям (замедление становления личности ребенка, межличностная отчужденность между родителями и детьми и т.д.); семья ориентирована на малодетность.

Супружеский тип семьи: отношения определяются в основном не родством, не родительством, а брачностью с обязательным выделением личностных аспектов; взаимная поддержка и заинтересованность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи; отношения родители -- дети опираются на принципы взаимного уважения, дружбы.

Материнский тип семьи: как безбрачная форма  семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.

Неполный  тип семьи: как сколок традиционной, детоцентрической, супружеской семьи.

Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных  функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности  ее членов. К этим функциям следует  отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную. Репродуктивную функцию семьи принято считать главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, исходя из этого, второй важнейшей функцией семьи является воспитательная. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.  
 
 
 

Педагогика  в жизни семьи.

Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в  ней человека. Чем лучше семья  и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Семья  стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает  основы отношений между людьми, формирует  ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Влияние  семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий.

Традиционное  и центральное направление семейной жизни - семейная педагогика, практика педагогической работы с детьми. Родители обязаны отчетливо и глубоко  осознавать свою ответственность перед  детьми и обществом за то, какого человека они вырастили, насколько  он будет подготовлен к достижению успехов в жизни. Они обязаны  лично, постоянно, упорно, терпеливо, педагогически  компетентно (сведя к минимуму возможные  просчеты и неудачи, которые потом  исправить будет очень трудно, а иногда и невозможно) заниматься всесторонним формированием личности ребенка, обучая, воспитывая и развивая его, готовя его к самостоятельной  взрослой успешной жизни. Это их главная  психолого-педагогическая ответственность. Начинать вдумчивое и осмысленное  формирование надо как можно раньше.

Родители  обязаны проявлять психологическую  и педагогическую гибкость, находчивость, терпение. При воспитании ребенка  играет роль буквально все. Ошибочно думать, что дадут результат только слова о правильном поведении  или наказания. Решающую роль всегда играют детали жизни семьи, пример родителей  во всем, быт, привычки, отношения между  супругами и их к детям, выполнение ребенком посильных обязанностей и  поручений, приучение к аккуратности, чистоте, культуре общения, поведение  за столом и т.п.

Воспитание  ребенка - забота в равной степени  и матери, и отца. Они оба равно  незаменимы в своеобразном влиянии  на ребенка и дополняют друг друга. Нужны единство и согласованность  педагогических воздействий всех взрослых членов семьи. Трудно придумать что-то худшее, чем разногласия: отец что-то разрешает, а мать запрещает, и наоборот. Поэтому в жизни семьи важно  педагогическое самосовершенствование  супругов. Семейная жизнь требует, чтобы супруги более серьезно, чем прежде, оценили себя с педагогических позиций и занялись собой: по-новому осмыслили свою жизнь, приобрели не формальные, а «рабочие» знания о семейной жизни, особые умения, навыки и привычки; занялись специальным самовоспитанием (выработкой, коррекцией качеств, требующихся для выполнения новых социальных ролей, отказа от ряда привычек); повышали свой профессионализм для достижения успехов в сфере труда и увеличения доходов для улучшения жизни семьи.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными, повседневными контактами. Слово  «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и  детей, такое тесное общение между  ними, в результате которого возникает  душевное единение, согласованность  основных жизненных устремлений  и действий. Природную основу таких  отношений составляют родственные  связи, чувства материнства и  отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным  образом тем, что забота родителей  необходима для поддержания самой  жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая  потребность маленького человеческого  существа. Любовь каждого ребенка  к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям  обеспечивает собственную жизнь  и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет  функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья. Именно поэтому первой и  основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности  в том, что его любят и о  нем заботятся. Никогда, ни при каких  условиях у ребенка не должно возникать  сомнений в родительской любви. Самая  естественная и самая необходимая  из всех обязанностей родителей - это  относиться к ребенку в любом  возрасте любовно и внимательно.

Родители  составляют первую общественную среду  ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни  каждого человека. чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает поведение людей, непосредственно его окружающих, прежде всего -- его родителей.

Одним из важнейших факторов, формирующих  гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей -- это характер эмоционального отношения  отца и матери к ребенку. существует два стиля семейных взаимоотношений - авторитарный и демократический.

Авторитарный  стиль в отношениях характеризуется  властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются  с индивидуальностью ребенка, с  его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, основанное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общения деятельными участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу.

Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания  в таких семьях обычно не применяются - достаточно порицания или огорчения  родителей. Дети из семей с демократическим  стилем воспитания, как правило, более  раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем.

Родители  выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.

Отцы, как  правило, являются основными воспитателями  дисциплины и независимости. Отец для ребенка - источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви - отцовской или материнской - приводит, как правило, к нарушению поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ошибки  семейного воспитания.

У хороших  родителей вырастают хорошие  дети. Как часто слышим мы это  утверждение, часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно  стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно  ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым  в поведении ребенка, не знают, можно  ли наказать, а если прибегли к наказанию  за проступок, тут же считают, что  были не правы? Все неожиданное в  поведении ребенка вызывает у  них испуг, им кажется, что они  не пользуются авторитетом, иногда сомневаются  в том, любят ли их собственные  дети. Часто подозревают детей  в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния "улицы", выражают сомнение в психическом здоровье детей.

По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к  категории хороших родителей. И  повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют  успешному родительству.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как  учимся быть мужьями и женами, как  постигаем секреты мастерства и  профессионализма в любом деле.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные  неудачи, поражения, которые сменяются  победами. Воспитание в семье - это  та же жизнь, и наше поведение и  даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают  правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность  к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Информация о работе Проблемы семейного воспитания