Проблемы преподавания физики в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 04:49, реферат

Описание работы

Потребность в формировании нестандартного подхода к решению задач и практических заданий вызвана современными подходами к организации обучения учащихся. В настоящее время происходит эволюция образовательного пространства, включающая в себя многочисленные элективные курсы для учащихся старшего и среднего звена, систематические курсы факультативных занятий, многочисленные авторские программы. В работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов, развитие навыков структурирования этапов выполнения задания, проектная деятельность.

Содержание

. Особенности преподавания физики в школе 3

1.1 Физика в городских школах 3

1.2 Физика в сельских школах 5

1.3 Физика в гимназиях 8

2. Проблема оснащения школ установками 11

2.1 Причины 11

2.2 Перечень способов решения 14

2.2.1 Внутри школы 14

2.2.2 Вне школы 20

Выводы 22

Литература 25

Приложение 1 26

Работа содержит 1 файл

Проблемы преподавания физики в школе.docx

— 235.72 Кб (Скачать)
"center"> Литература  
     
  1. Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в  примерах и задачах. Учебное пособие. Издательство - Лань., Санкт-Петербург, 1999.
  2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе //Народное образование. 5. 98. 17.
  3. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2007.
  4. Изучение физики в школах и классах с углубленным изучением предмета: Методические рекомендации. Часть 2.-М.:1991г.
  5. Каменецкий С.Е., Назаров Н.Н., Смирнов А.В. Современный школьный физический кабинет.//Физика в школе.-1994г.-№2.-с.66
  6. Ланина И.Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике. - Л., 2001.
  7. Мастерская активного обучения. Методическое пособие. Грудзинская Е. Ю., Марико В. В., Н. Новгород, 2006.
  8. Материально-техническое обеспечение учебного физического эксперемента в основной общеобразовательной школе // Физика в школе.-1997.-№4
  9. Объедков Е. С., Поваляев О. А. М.,Физическая микролаборатория. Просвещение, 2001.
  10. Пурышева Н. С., Шаронова Н. В., Мсаев Д. А. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Методическое руководство. - М., Бином, 2005.
  11. Сачков Н.Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся. Челябинск, 2006.
  12. Шахмаев Н.М. Из опыта оборудования физического кабинета.-М.:Просвещение ,1957г.

 

Приложение 1

Установки, требующиеся для  опыта по электростатике, и их наглядное применение на уроке

     Оборудование 

     Для изучения явления электризации тел  сделаем султанчики, гильзы, электроскоп  и «карусель» из длинной линейки, установленной на лампочке. Еще понадобятся  воздушные шарики, шарик от настольного  тенниса и пластмассовая (поливиниловая) трубка – такие трубки используются для изоляции проводов, из них делают также каркасы парников. Чем больше диаметр, тем сильнее трубка электризуется. Трубку можно заменить пластмассовой  расческой, корпусом шариковой ручки, куском пенопласта. Запаситесь также  шерстяным, меховым, шелковым лоскутками, кусочками  кожи, полиэтиленовой пленкой.

  • Султанчик. В корпусе шариковой ручки закрепите елочный «дождь» или пленку от аудиокассеты и установите ее на подставке – половинке коробочки от «киндер-сюрприза», футляре от фотопленки, любой другой пластиковой коробке или крышке, которую можно проткнуть шилом.

     Сделайте  еще султанчик из шерстяных ниток  или из ниток мулине. Распушите  их, чтобы нитки стали легкими.

  • Гильзы. Из упругой металлизированной пленки – для упаковки цветов, печенья, чипсов и т.п. – вырежьте небольшую полоску 3,5 ґ 4 см. Оберните ее вокруг незаточенного конца круглого карандаша, а кончик скрутите фантиком. Привяжите к кончику нитку длиной 30–40 см. Второй конец нитки закрепите на ковровом колечке или скрепке. Сделайте две такие гильзы. Хранить их удобно в футляре от фотопленки или в коробочке от «киндер-сюрприза». Сделайте также две гильзы из папиросной бумаги и еще один комплект – из пенопласта или пластика. В пенопласт легко воткнуть булавку, а к головке булавки удобно крепить нитку.

     Помните, гильзы должны быть легкими – ведь электростатические силы невелики. Если гильзы помялись, их форму легко  восстановить на круглом карандаше.

     Для проведения опытов нужна также стойка для крепления гильз.

  • Электроскоп. Возьмите любую прозрачную стеклянную банку с пластмассовой крышкой и сделайте в крышке маленькое отверстие, в которое вставьте гвоздь либо толстую проволоку. Кончик гвоздя загните и закрепите на нем сложенную пополам полоску фольги или папиросной бумаги (рис. а).

     Можно изготовить миниатюрный электроскоп  из аптечного пузырька. Возьмите медную проволоку и пропустите ее через  пробку. На конце проволоки закрепите  две булавки. Для увеличения емкости  электроскопа наружный конец проволоки  сверните улиткой (рис. б).

     Еще один способ: возьмите пластиковую  бутылку, отрежьте ее верхнюю коническую часть, покройте пищевой фольгой  как внутреннюю, так и наружную часть бутылки, прикрепите (можно  обычной аптекарской резинкой) к  внешней части «метелку» из узких  полосок легкой бумаги (рис. в).

     

  • «Карусель». Установите на подставку длинную  линейку – для сравнения возьмите три: деревянную, металлическую и  пластмассовую. Подставкой может служить  обычная перегоревшая лампочка в  банке из-под майонеза (рис. а). Но лучше подставку сделать из стеклянной бутылки с пробкой: вставьте в  пробку по центру иголку, а на иголку наденьте перевернутый стеклянный стакан (рис. б).

     

  • Возьмите  шарик от пинг-понга и покройте его графитом (закрасьте простым  карандашом). Шарик можно заменить куриным яйцом, предварительно удалив его содержимое, промыв и тщательно  высушив, но яичная скорлупа очень хрупкая  и требует осторожного обращения.
  • Стрелка. Упрощенный вариант – согнутая пополам полоска бумаги, одетая на острие иголки, вставленной в ластик (рис. а). Стрелка, изготовленная по «выкройке» (рис. б), более устойчива. Вторую стрелку сделайте из фольги.

     Проведение  опытов. Запомните: рядом со столом экс-периментатора не должно быть воды. Опыты по электростатике плохо получаются в сырую погоду. Вода – хороший  проводник, поэтому статические  заряды во влажной среде быстро стекают.

     Опыты

     1. Потрите пластмассовую палочку  о лист бумаги или о тонкую  полиэтиленовую пленку. Тела станут  прилипать друг к другу. Это  взаимодействие называется электростатическим, а палочка стала наэлектризованной.  Электризуются сразу два тела: лист бумаги (или полиэтиленовая  пленка) и палочка. Электростатическое  взаимодействие объясняется перераспределением  электрических зарядов. 

     2. Поднесите к султанчику, сделанному  из «дождя» или магнитной ленты,  наэлектризованную палочку, но  не касайтесь султанчика. Полоски  фольги потянутся за палочкой  и будут за ней перемещаться. Аналогично поведет себя султанчик  из ниток. Мы наблюдаем электризацию  на расстоянии.

     В ткацкой промышленности электризация ниток, которая происходит из-за их трения при движении челнока, является большой проблемой. Наэлектризованные  нитки спутываются, рвутся. Для частичного устранения нежелательного эффекта  в цехах искусственно поддерживают высокую влажность.

     3. Зарядите палочку, потерев ее  о любой лоскуток. Поднесите ее  к измельченным листочкам бумаги. Листочки будут прилипать к  палочке, причем начнут «реагировать»  еще до соприкосновения с ней.  Мы говорим, что заряд, создавая  вокруг себя электрическое поле, действует на расстоянии  на эти листочки бумаги и электризует их.

     Если  размер кусочков бумаги значителен и  сила тяжести оказывается соизмеримой  с электрической силой, листочки будут только приподниматься, могут  даже вставать на ребро, но не будут  отрываться от стола. Наэлектризованной  о волосы расческой можно поставить  вертикально листочек размером 8x8 см.

     Поэкспериментируйте с обрезками ниток, кусочками  тканей, полиэтилена, т.е. с диэлектриками. Вы будете наблюдать похожее поведение.

     Возьмите  кусочки фольги или металлизированной  пленки, т.е. металлические проводники. Легкие кусочки фольги будут подскакивать, ударяться о заряженную палочку  и резко отлетать от нее. При соприкосновении  с наэлектризованной палочкой фольга заряжается. Одноименно заряженные тела отталкиваются, что мы и наблюдаем. Очень эффектно смотрится опыт с  металлизированным конфетти!

     Проведите дома уборку: сотрите тряпкой пыль с экрана телевизора, с полированной мебели. Пыль очень быстро вновь  осядет на эти поверхности. Причина  – все та же электризация поверхности  и притяжение к ней легких пылинок.

     Обратите  внимание на то, что полы, покрытые линолеумом, очень быстро пылятся. Когда мы ходим  по полу, то электризуем его, поэтому  пыль активно на нем оседает. Кроме того, статическое электричество долго сохраняется на линолеуме. На деревянных полах такого количества пыли не оседает. Попробуем объяснить это.

     Возьмите  деревянную палочку и наэлектризуйте ее трением о лоскутки. Поднесите  наэлектризованную деревянную палочку  к султанчику или электроскопу –  и убедитесь, что дерево слабо  электризуется. Вот и ответ о  пыли на деревянном полу.

     Проверим  на опыте, как электризуются металлы, например металлическая линейка. Так  как тело человека – хороший проводник  электричества, наденьте резиновую  перчатку, иначе заряд на линейке  накапливаться не будет. Испытание  заряженной линейки на султанчике или  электроскопе показывает, что металлы плохо электризуются.

     Все твердые тела электризуются, но в  разной степени.

     4. Поднесем наэлектризованную палочку  или расческу к струе воды, вытекающей из крана. Струя  притянется к палочке. Следовательно,  жидкости также электризуются.  Электризация горючих  жидкостей из-за трения при их перевозке опасна, поэтому топливные баки заземляют.

     5. Мыльные пузыри также электризуются.  Но для наблюдения этого явления  требуется терпение, т.к. мыльные  пузыри быстро лопаются, особенно  в электрическом поле. Упрощенный  вариант опыта – выдуйте пузырь  на горизонтальной поверхности  (полупузырь) и медленно подносите  заряженную палочку. Вы увидите,  как он вытягивается.

     6. Проведите наэлектризованной палочкой  над листом бумаги, металлической  скрепкой, ножницами – вы услышите  легкий треск, напоминающий разряды.  То же самое происходит, когда  вы снимаете с себя синтетическую  одежду. Целый день она терлась  о ваше тело – электризовалась, – но электризовалось и ваше тело. Тело получило заряд одного знака, одежда – другого. При разъединении вы слышите характерный треск и ощущаете некоторое покалывание. В темноте можно даже увидеть крошечные молнии. Если вы носите синтетическую шубу, то, прикасаясь к металлическим предметам, ощущаете достаточно сильный электрический разряд.

     В одежде из хлопка и натуральных волокон  этого не происходит. Ученые определили, что для клеток живого организма  вредно находиться в заряженном состоянии. Отсюда вывод: несмотря на удобство и  относительную дешевизну синтетической  одежды, не стоит ею увлекаться.

     7. Еще один красочный опыт с  электризацией на расстоянии. Поднесите  наэлектризованную палочку к  деревянной линейке-«карусели». Линейка  поляризуется и начнет притягиваться  к палочке. С помощью заряженной  палочки вы можете заставить  линейку вращаться. 

     Проделайте  этот опыт с металлической линейкой. Из-за явления электростатической индукции металлическая линейка также  будет притягиваться к палочке  и вращаться за ней.

     Сложнее обстоит дело с пластмассовыми линейками. Есть материалы, которые будут отталкиваться, а не притягиваться к заряженной палочке. Это прозрачные линейки  из полистирола. Явление объясняется  тем, что в них существуют «замороженные» заряды. В процессе производства, когда  материал был еще жидким, на него воздействовало случайное электрическое  поле, которое вызвало к его  поверхности заряды. При остывании  материала они потеряли свою подвижность. Материалы с такими свойствами называют электретами.

     8. Другой вариант опыта с «каруселькой»  из бутылки и перевернутого  стакана. Положите на стакан  раскрытые буквой «Х» ножницы.  Если поднести к ним наэлектризованную  палочку, то можно добиться  вращения ножниц.

     9. Положите на подставку наэлектризованную  расческу. Поднесите к ней пальцы  руки – расческа придет в  движение! (Опыт описан в кн.: Б.Ф.Билимович.  Физические викторины в средней  школе. – М., 1977.) Если опыт вам  не удается, смочите руки.

     Замените  расческу на «странную» пластмассовую  линейку (см. опыт 7). Ее также можно  привести в движение, поднося к  ней пальцы. По всей видимости, материал, из которого сделана линейка, обладает статической памятью.

     10. Подвесьте на стойку гильзу  из фольги. Поднесите к ней  наэлектризованную палочку. Гильза  придет в движение: вначале прикоснется  к палочке, затем резко отлетит  в противоположную сторону. Попытка  повторно прикоснуться к гильзе  наэлектризованной палочкой кончится  неудачей – она уйдет в сторону.  Дело в том, что, прикоснувшись  к заряженной палочке, гильза  зарядилась одноименно, а одноименно  заряженные тела отталкиваются,  в чем мы и убеждаемся.

Информация о работе Проблемы преподавания физики в школе