Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть процесс активизации познавательной деятельности школьников на уроках технологии на основе проблемного метода обучения.
Задачи исследования:
1. Показать дидактическую сущность активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Раскрыть сущность проблемного обучения как метода активизации познавательной деятельности школьников.
4. Рассмотреть структуру проблемного урока.
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Работа содержит 1 файл

тимот курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

2.2. Система  методов проблемного обучения

Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.

Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

1) Объяснительно иллюстративный;

2) Репродуктивный;

3) Проблемное изложение;

4) Частично-поисковый;

5) Исследовательский метод.

Система бинарных методов - информационно-репродуктивный, информационно-эвристический и  другие  методы  преподавания  и  такие  методы  учения  как слушание чтения учебника упражнения и так далее.

Система методов проблемного  обучения представляющая  собой органическое сочетание общих и бинарных методов [6, c. 372].

В целом, можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных  заданий.

При монологическом методе учитель сам объясняет сущность  новых  понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы  науки,  но  это  делается  в  условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

При рассмотрении метода рассуждающего изложения, следует выделить два варианта. Первый вариант - создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант - излагая  тему, учитель пытается путем поиска  и  открытия ученого, то есть он как бы  создает  искусственную  логику  научного  поиска путем построения суждений и умозаключений на основе  логики  познавательного процесса. Форма – беседа-лекция.

Метод диалогического изложения  представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель  в  созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основные формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

Суть эвристического метода заключается в том, что  открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и  решением проблемных задач и заданий [7, c. 64].

Метод исследовательских  заданий организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсии и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных  заданий - это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом,  подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.

Объяснительный метод  состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.

Репродуктивный метод  учения - система таких приёмов, как  слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение  типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и  навыков, для заучивания учебного материала.

При реализации инструктивного метода преподавания, учитель инструктирует учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.

Практический метод  учения предполагает практические и  физические учащихся как основной вид  деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

а) обработки навыков  практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.

б) деятельности, связанной  с техническим моделированием и  конструированием, рационализацией и изобретением.

Объяснительно-побуждающий  метод преподавания представляет собой  сочетание приемов объяснения и  побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается учеником в виде  проблемных  задач,  вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем [7, c. 66].

Побуждающим методом  преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.

Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

 

2.3. Структура  проблемного урока

Исходя из идеи развития познавательной самостоятельности  учащихся,  все разновидности современного урока на основе принципа проблемности делятся  на проблемные и не проблемные.

С точки зрения внутренней специфики (логико-психологической) проблемным следует считать урок, на котором  учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению (высший уровень проблемности) или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику движения мысли в поисковой ситуации (низший уровень проблемности) [9, c. 194].

Дидактическим (внешним) показателем проблемного урока является его комплексность, синтетичность. Сущность синтетичного урока заключается в том, что повторение пройденного, как правило, сливается с введением нового материала, происходит непрерывное повторение знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях, что характерно как раз для проблемного урока.

Структурными элементами современного урока являются:

1) актуализация прежних  знаний учащихся (что означает  не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в  новый ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя);

2) усвоение новых знаний  и способов действия (в значении  более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»);

3) формирование умений  и навыков (включающих и специальное повторение, и закрепление).

Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы  организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, то есть не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление этой деятельностью [4, c.100].

Поскольку показателем  проблемности урока является наличие  в его структуре этапов поисковой  деятельности,  то  естественно,  что  они  и  представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

1.Организационный момент 

- включение детей в  деятельность;

- выделение содержательной  области. 

2. Актуализация знаний 

- воспроизведение понятий  и алгоритмов, необходимых и достаточных  для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения  в деятельности по известной  норме. 

3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости  нового знания.

4. «Открытие» учащимися  нового знания 

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление 

- внешнее оформление  новых алгоритмов;

- фиксирование уже  оформленного знания.

6. Самостоятельная работа  с самопроверкой и самооценкой  в классе;

- самостоятельное решение  типовых заданий; 

- самостоятельная проверка  учащимися своей работы.

7. Повторение 

- включение нового  материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия 

- рефлексия деятельности  на уроке; 

- самооценка учащимися  собственной деятельности

На проблемном уроке  создаются все условия для  проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы [1, c. 41].

   Проблемное обучение  вызывает со стороны учащихся  живые споры, обсуждения, создается  обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

    Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить [10, c. 11].

Структура проблемного  урока, представляющая собой сочетание  внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

Исходя из выше сказанного следует сделать вывод о том, что, под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде разрешения последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней. Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам учитель.

К методам проблемного  обучения относятся: исследовательский  метод, эвристический метод и метод проблемного изложения.

Проблемный урок, как  форма организации учебного процесса создает все условия для проявления познавательной активности учеников.

       Бесспорно,  что проблемное обучение положительно  влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников. К недостаткам можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное (по сообщению готовых знаний). Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока. И все же его достоинства перевешивают его слабости. И оно как методическая система используется в обучении и школьников, и студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Совершенствование  процесса обучения определяется  стремлением учителей активизировать  учебно-познавательную деятельность  учащихся. Суть активизации обучения школьников заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Современное хозяйство  требует от работников проявление аккуратности, самостоятельности и творческого подхода при решении практических задач, применения знаний и умений в новых нестандартных ситуациях. Формированию этих качеств на уроках труда способствует использование проблемных ситуаций и технических задач. Каждая из них в свою очередь, содержит проблемную ситуацию и, как правило, может иметь несколько решений, из которых только одно оптимальное – технически и экономически приемлемое.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее  мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных сферах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

Информация о работе Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии