Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть процесс активизации познавательной деятельности школьников на уроках технологии на основе проблемного метода обучения.
Задачи исследования:
1. Показать дидактическую сущность активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Раскрыть сущность проблемного обучения как метода активизации познавательной деятельности школьников.
4. Рассмотреть структуру проблемного урока.
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Работа содержит 1 файл

тимот курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято  делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным [4, c. 63]

Словесные методы.

1) Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2) Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания [5, c. 57].

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать  свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и  обобщать материал, а также развивается  устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3) Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организуют самостоятельную  работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь  довести его до сознания каждого учащегося.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую  проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей [7, c. 43]

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

-выдвижение проблемного  вопроса,

-создание проблемной  ситуации на основе высказывания  ученого,

-создание проблемной  ситуации на основе приведенных  противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

-демонстрацию опыта  или сообщение о нем - основу  для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Необходимо отметить особую значимость методов проблемного  обучения в воспитательном отношении: они формируют и развивают творческую познавательную деятельность учащихся, способствуют правильному уяснению мировоззренческих проблем.

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач предполагает, что все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера [13, c. 18].

Но в каждой параллели  задачи дифференцируют - более сложные, творческого характера - сильным учащимся.

А аналогичные - слабым. При  этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

К наглядным методам активизации познавательной деятельности школьников относят частично-поисковый метод. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

К практическим методам активизации познавательной деятельности школьников относят частично-поисковый  лабораторный метод. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты [3, c. 14]

Также используются методы устного изложения - рассказ и  лекции.

При подготовке лекций планируется  последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие  сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность  учащихся на этапе восприятия  и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости - создание установки на необходимость  изучения материала в связи с  его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации  деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с  помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что  позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский  прием - учащиеся на основе проведенных  наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации  познавательной деятельности на  этапе воспроизведения полученных знаний.

Прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно  различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая  познавательная активность сохранилась  на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания распределять  самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет  не интересно выполнять сложные  задания, а сильным - простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

4) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что активизация – это постоянно текущий процесс побуждения учащихся к целенаправленному учению. Главной целью активизации является формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Существует множество путей  активизации познавательной деятельности школьников, основные среди них – разнообразие форм, методов и средств обучения, и выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют познавательную активность учащихся.

К методам активизации  познавательной деятельности относят: словесные, наглядные и практические. К словесному методу обучения относят метод проблемного обучения, который более подробней будет рассмотрен во второй главе данной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности школьников

Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий) [9, c. 187]

Целевые ориентации

  • Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.
  • Повышение прочности знаний.
  • Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).
  • Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
  • Развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций [11, c. 170]

Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям (см. приложение 1).

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного  обучения:

  • решение научных проблем (научное творчество) - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;  
    в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
  • решение практических проблем (практическое творчество) - поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
  • создание художественных решений (художественное творчество) - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Технологическая схема  цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рис. 2 (см. приложение 2)

  • I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
  • II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
  • III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
  • IV этап – «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, способы умственных действий) в сознании учащихся.
  • V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
  • VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:

  • построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);
  • отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
  • учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
  • наконец, в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Уровни проблемного  обучения отражают не только разный уровень  усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления [9, c. 189].

  • Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
  • Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
  • Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы, - помощь педагога при этом минимальна.
  • Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому уровню.

Информация о работе Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии