Проблема влияния семейного воспитания на эмоциональное состояние младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – выявить влияние семьи на эмоциональное состояние младших школьников. Задачи, поставленные в исследовании:
проанализировать литературу по проблеме влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние младших школьников;
провести экспериментальное исследование по определению уровня влияния семьи на эмоциональное состояние младших школьников.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние младших школьников 5
1.1 Основные теоретические подходы к проблеме семейного воспитания 5
1.2 Детско-родительские отношения: определение, типы, влияние на психическое развитие 9
2. Организация и методы исследования 16
2.1 Организация и этапы исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 20
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая 70416.docx

— 98.24 Кб (Скачать)

     Третья группа характеризовалась следующим образом: дети бояться потерять внимание родителей, но при этом и боятся проявлять инициативу по отношению к ним. Явно прослеживается нехватка любви по отношению к ребенку, возможно также и между остальными членами семьи, что негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

     В четвертой группе просматривается отчуждение, осознание собственной ненужности, ребенок чувствует себя отвергнутым. Возможно, в такой семье часты скандалы и ребенок становится их свидетелем.

     Такое положение вещей неблагоприятно сказывается на общем развитии и тем более на эмоциональном состоянии ребенка. Такие дети на вопрос: «Больше всего я радуюсь, когда…», в основной своей массе ответили «когда остаюсь один», и одна девочка дала ответ: «когда все они ушли навсегда». После эксперимента психолог вызвала родителей в школу для разъяснительной беседы.

     Таким образом, при анализе ответов были выделены радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, со своей семьей и близкими людьми. Полученные результаты дали представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

     Для ребенка очень важен эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. Радость человеческого общения останется для растущего ребенка основной и непреходящей ценностью16.

     Наличие объективных возможностей для включения  детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи  является фактором, обеспечивающим действенность, силу, стойкость семейного воспитания. Также важна осведомленность  ребенка о проблемах, существующих в семье17.

     В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, в которой  участвуют не только родители, но и  бабушки, и дедушки. Это, с одной стороны, способствует передаче опыта между поколениями, облегчает воспитательный процесс для пап и мам, а с другой стороны, может являться источником конфликтов, если воспитательные стратегии родителей и бабушек, дедушек не совпадают, в такой ситуации более вероятен непоследовательный стиль воспитания.

     В сложной семье, где проживают  вместе родители, их взрослые дети со своим  потомством, не так-то легко добиться должного взаимопонимания родителей  и детей, поскольку сказывается  принадлежность к разным поколениям.

     По  окончанию данного исследования было проведено родительское собрание, на котором психолог разъяснила родителям  ситуацию и донесла информацию по выводам проведенного исследования. Были выведены пояснительные рекомендации и проведена лекция «Важность  семейного воспитания и влияние  обстановки в семье на эмоциональное  развитие и состояние младших школьников». Так как по данным обследования была выявлена неблагополучная семейная ситуация у детей, что составило около 70% из всей группы испытуемых, явна выражена необходимость работы с родителями в данной области.

     Анализируя  беседу с родителями после прочтения  лекции, можно отметить, что с  одной стороны, социальная ситуация неблагоприятна для семейного воспитания. С другой стороны, отметилась тенденцию  родителей перекладывать ответственность  за неудачи в воспитании на внешние  обстоятельства.

     Анализируя  особенности семейного воспитания ребенка – младшего школьника, после  лекции были достаточно подробно рассмотрены  стили семейного воспитания, причины  конфликтов, стратегии поведения  в конфликтах, воспитательные установки, цели, трудности. В целом можно  сделать вывод о сохранении ориентации родителей на традиционную модель семьи. При этом, как показали результаты анализа, важную роль играют социально-стратификационные факторы: пол, возраст, уровень образования, материальное положение, состав и структура семьи.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что детско-родительские отношения оказывают прямое влияние на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста, нашла свое подтверждение. 

 

     

Заключение

 

     Родительская семья - важнейший институт социализации раннего детства, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка с родителями, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности.

     Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими образцами отношений и поведения, сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями.

     Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем.

     Анализируя полученные данные, следует  отметить, что примерно треть из числа испытуемых (33 %) оценивает свою семью как крепкую, благополучную, приносящую радость.

     Можно сказать, что в остальных семьях существуют определенные трудности в формировании здорового микроклимата. Выражено негативное влияние данного фактора на воспитание ребенка, а также на его представления о своей будущей семье, на его эмоциональное состояние.

     Таким образом, семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку  социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и  деловых взаимоотношений между  людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка и выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что детско-родительские отношения оказывают прямое влияние на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста, нашла свое подтверждение. 

Список использованной литературы

 
     
  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2009. – 485 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Литература, 2007. – 455 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Просвещение, 2008. – 570 с.
  5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Просвещение, 2009. – 375 с.
  6. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенщиков. – М.: Педагогика, 2010. – 290 с.
  7. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. – М.: Педагогика, 2007. – 381 с.
  8. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак. – М.: Эксмо-Пресс, 2010. – 510 с.
  9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 464 с.
  10. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 2010. – 287 с.
  11. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 2007. – 294 с.
  12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2007. - 450 с.
  13. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2009. – 230 с.
  14. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогина. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.
  15. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.
  16. Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
  17. Столяренко Л.Д. Основы общей психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 671 с.

Информация о работе Проблема влияния семейного воспитания на эмоциональное состояние младшего школьника