Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель данного исследования – выявить влияние семьи на эмоциональное состояние младших школьников. Задачи, поставленные в исследовании:
проанализировать литературу по проблеме влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние младших школьников;
провести экспериментальное исследование по определению уровня влияния семьи на эмоциональное состояние младших школьников.
Введение 3
1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние младших школьников 5
1.1 Основные теоретические подходы к проблеме семейного воспитания 5
1.2 Детско-родительские отношения: определение, типы, влияние на психическое развитие 9
2. Организация и методы исследования 16
2.1 Организация и этапы исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 20
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Содержание
Введение 3
1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние младших школьников 5
1.1 Основные теоретические подходы к проблеме семейного воспитания 5
1.2 Детско-родительские отношения: определение, типы, влияние на психическое развитие 9
2. Организация и методы исследования 16
2.1 Организация и этапы исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 20
Заключение 27
Список
использованной литературы 28
Детские годы - самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, учителей, воспитателей.
Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Задача школы – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста и убедить родителей в том, что неталантливых детей не бывает.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего. Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок усваивает прежде всего в семье. Если его любят, с ним считаются разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознательный, здоров, счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.
Тип семьи и ее социально-экономический статус связаны с личностным развитием ребенка. Полная, неполная, материнская, отцовская, многодетная, альтернативная (отношения не оформлены юридически), маргинальная, студенческая и другие – с такими типами семей встречаются психологи в своей работе. По статистике, каждые две семьи из трех оказываются проблемными. По наблюдениям и результатам психологической диагностики можно констатировать у младших подростков высокий уровень тревожности. Это проявляется в наличии отклонений в эмоциональном развитии, в общении (логоневрозы); страхов; агрессии, негативных эмоций (замкнутости). У детей низкий уровень саморегуляции.
Цель данного исследования – выявить влияние семьи на эмоциональное состояние младших школьников. Задачи, поставленные в исследовании:
Объектом исследования является процесс эмоционального развития в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - особенности влияния семьи на эмоциональное состояние младшего школьника.
Гипотезой исследования является предположение о том, что детско-родительские отношения оказывают прямое влияние на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе 1 «А» класса средней школы №93 г. Краснодара. Всего в исследовании принимали участие 12 детей: из них 7 девочек и 5 мальчиков. Средний возраст испытуемых – от 6,5 - 7 лет.
Методы исследования:
Структура
работы представлена введением, двумя
главами, заключением и списком использованной
литературы.
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребенка1.
Важно то, что ребенок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья является могучим воспитательным средством.
Жизнь в этом отношении мало дает нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, поскольку велики воспитательные силы здоровой семьи, и, напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые основы ее2.
Остановимся на некоторых факторах, характеризующих разрушение или ослабление семейных связей. Эти факторы зависят главным образом от современной культуры и являются прямыми ее следствиями.
Первое - это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т.д.) была, как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для ее социального срастания. Теперь же семья обыкновенно вся трудится вне дома. В наше время дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха. Психология трудового единства начинает выветриваться из ее атмосферы. В силу особенностей своего развития современная культура выводит труд из семьи за ее пределы: технические усовершенствования, во многом облегчающие домашний труд, все больше способствуют уменьшению его объема в семье.
Второе - это стремление населения к более комфортной жизни в городах.
Третье - это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная ее задача по отношению к детям - воспитание. Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй: заботится об умственном их развитии; и третий: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им «хорошую жизнь», а прежде всего, сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова.
В большинстве современных семей обязанности отца по отношению к детям, как правило, ограничиваются необходимостью дать соответствующие средства к их содержанию или, когда просят, наказать ребенка. Все остальное чаще всего предоставляется заботам матери. Мать многое может сделать для воспитания своего ребенка. Но, чтобы ее влияние было еще более благотворно и особенно прочно, ей требуется подготовка, которой у большинства матерей нет.
Четвертое - это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи. Культурный уровень современного общества также способствует самостоятельности женщины3.
Расширение избирательных прав женщины дает ей возможность активно участвовать в деятельности государственных, общественных и политических организаций. Все перечисленное ведет к тому, что семья по существу лишается света, согревающего ее. В связи с расширением самостоятельности женщины происходит перемена в ее психологии, сопряженная, прежде всего, с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения.
Одним из основных итогов развития современной культуры является ослабление правового регулирования в области семьи. Под влиянием духа времени свобода в семье начинает пониматься многими как уничтожение ограничений вообще, и вместо свободы нередко имеет место хаос.
Как следствие такого положения все чаще появляющиеся «многосемейность» мужчины и так называемое «свободное материнство» женщины.
Это настолько изменило внутренний мир семьи, что она все больше приобретает характер, образно выражаясь, «коммунального» жительства. Все чаще это приводит к уходу детей из семьи4.
Далее: современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей. С младенчества прихоти ребенка удовлетворяются, желания исполняются.
При чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку атмосфера семьи становится для него замкнутой и душной. Поэтому совершенно не удивительно, что дети тянутся на волю. Это очень тяжело переживается родителями, которые не знают, как им дальше строить свои отношения с ребенком. Связь же семьи с другими родственниками ослаблена.
Вместе с тем для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Хотя время крепких семейных кланов прошло, все-таки важно поддерживать, укреплять отношения с родственниками. Ибо такая дружественная атмосфера воспитывает и облегчает переход детей от узкого семейного круга к полноправному участию в жизни общества.
Как видим, ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг общения.
Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор активности. Только там, где воспитание находит поддержку в самой жизни, оно может сыграть свою роль. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным.
При решении вопросов о воспитании в семье необходимо, прежде всего, учитывать, что существуют разные модели воспитания в зависимости от целей, средств и форм воздействия. Например, различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное и т.д.
Вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не сознавая целостную задачу воспитания.
Согласно идее Л.Н. Толстого, наше вмешательство, каким бы то ни было образом, в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, «талантов» в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие5.
Становление внутреннего мира человека, работа над собой - это есть то, помочь в чем и должно воспитание в семье.
Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается приказаниями, то он, пользуясь свободой неразумно, может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни.
Итак, в связи с этим одна из важнейших задач семейного воспитания заключается в том, чтобы подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы.
Практически, часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей.
Особое место в семейном воспитании занимает проблема формирования личностных качеств ребенка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит. В этом отношении нужно быть очень осторожным, предоставляя ребенку свободу находить самому решения, ничего ему не навязывая6.
Плохо «ломать» ребенка, но еще более опасно его постоянно «гнуть». Последнее ведет почти неизбежно к лишению собственной инициативы, а значит, и внутренней силы (о примерах таких типов - злобно-забитого и мягко-забитого ребенка - говорилось выше).
При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. И здесь семье принадлежит едва ли не самая важная роль, так как именно здесь ребенок впервые получает возможность проявлять себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития.
В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие: сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха.