Проблема влияния семейного воспитания на эмоциональное состояние младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – выявить влияние семьи на эмоциональное состояние младших школьников. Задачи, поставленные в исследовании:
проанализировать литературу по проблеме влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние младших школьников;
провести экспериментальное исследование по определению уровня влияния семьи на эмоциональное состояние младших школьников.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние младших школьников 5
1.1 Основные теоретические подходы к проблеме семейного воспитания 5
1.2 Детско-родительские отношения: определение, типы, влияние на психическое развитие 9
2. Организация и методы исследования 16
2.1 Организация и этапы исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 20
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая 70416.docx

— 98.24 Кб (Скачать)

     Достоинством данной методики является то, что в рисунке могут проявиться те чувства, которые ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами.

     Таким образом, методика позволяет ответить на следующие вопросы: Как видят членов семьи дети? Как относятся к ним? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным членом семьи?

     По тесту «Рисунок семьи» можно увидеть:

  • как ребенок относится к родителям,
  • как родителя относятся к ребенку,
  • как ребенок относится к братьям и сестрам,
  • как братья и сестры относятся к нему,
  • как родители относятся друг к другу.

     Ребенку дается инструкция:

     «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

     При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

  1. последовательность рисования деталей;
  2. паузы более 15 секунд;
  3. стирание деталей;
  4. спонтанные комментарии ребенка;
  5. эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

     После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:

  1. Скажи, кто тут нарисован?
  2. Где они находятся?
  3. Что они делают? Кто это придумал?
  4. Им весело или скучно? Почему?
  5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  6. Кто из них самый несчастный? Почему?

     Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.

     При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

  • чувства к отдельным членам семьи;
  • почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);
  • что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.).

     При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.). 

     Психологи выделяют четыре позиции отношений «ребенок – семья»:

  1. «я нужен, я любим» - рисунки, в которых присутствуют все члены семьи, все расположены близко друг к другу, хорошо декорированы, улыбаются – данный рисунок говорит о благополучии в семье и в эмоциональной сфере ребенка;
  2. «я нужен, я любим, а вы существуете ради меня» - рисунок, в котором акцент сделан на ребенке – вызывает тревожность состояние эмоциональной сферы;
  3. «я не любим, но желаю приблизиться к вам» - на таких рисунках автор отсутствует, но есть все остальные члены семьи – говорит о неблагополучном состоянии в семье и в эмоциональной сфере ребенка;
  4. «я не нужен и не любим, так оставьте меня в покое» - в таких рисунках автор всегда отсутствует, члены семьи прорисованы плохо или тоже отсутствуют – ребенок считает себя отвергнутым, данный момент присущ детям с невротическими проявлениями.

     После опроса ребенку предлагают обсудить шесть ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три - позитивные:

  1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
  2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?
  4. Ты имеешь билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?
  5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
  6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

     Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное  благополучие в семье, будет рисовать полную семью. По нашим данным, около 85 % детей 6-8 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, на рисунке изображают ее полностью. Искажение реального состава семьи заслуживает самого пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

     Вторая выбранная для исследования методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)

     Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Возможны следующие варианты методики:

    1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...», «Больше всего я огорчаюсь, когда...».
    2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.
    3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.
    4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей?

     При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий. 

2.2 Анализ и интерпретация полученных данных

 

     По методике «Рисунок семьи», после качественного анализа рисунков и опроса детей, были сделаны следующие выводы. Данные по результатам обследования были занесены в таблицу 1.

     Таблица 1

Результаты по методике «Рисунок семьи»

  1 позиция 2 позиция 3 позиция 4 позиция
1       +
2 +      
3 +      
4     +  
5       +
6 +      
7   +    
8     +  
9   +    
10 +      
11   +    
12       +
  33% 25% 17% 25%
 

     Представим полученные данные на рисунке.

Рис. 1Обработка результатов по методике «Рисунок семьи»

     По полученным данным видно, что лишь 33% детей из класса изобразили сплоченность семьи, нарисовали членов семьи с соединенными руками, четко прослеживается объединенность их в общей деятельности – это индикаторы психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью.

     Следующие 25% интерпретированные по второй позиции, где отдаленно ребенок рисует себя, указывает на чувство невключенности, отчужденности.

     В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда - наличие угрозы, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.

     Третья позиция составила 17% от группы: такие рисунки представляют большой интерес для психологов, в них ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя.

     В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие на рисунке его автора более характерно для детей, чувствующих отвержение.

     Презентация в рисунке только самого себя может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста других характеристик рисунка.

     Если указанной презентации свойственна еще и позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с несформированным чувством общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.

     Если же рисунок самого себя характеризует маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутистических тенденций.

     Во  время исследования отдельно был  выделен случай, когда мальчик  семи лет, ощущающий отвержение, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, на рисунке изобразил только папу и маму, а рядом детально нарисовал семейство зайцев, которое по составу идентично его семье.

     Таким образом, в рисунке ребенок, раскрывая  чувство отверженности (не нарисовал  себя), тем самым выразил и сильное  стремление к теплым эмоциональным  контактам, ощущению общности (изобразил  близкий контакт семейства зайцев).

     Расположение  членов семьи на рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции.

     Так, например, девочка шести лет нарисовала себя рядом с матерью, а в отдельной группе - отца с братом, иллюстрируя, таким образом, существующую в этой семье конфронтацию на почве ролевых несовпадений «мужественности» и «женственности».

     Ребенок может выражать эмоциональные связи  в рисунке посредством физических расстояний. То же значение имеет и  отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым  распределены члены семьи.

     Такие презентации указывают на слабость позитивных межперсональных связей.

     Четвертая позиция 25%: считается крайними вариантами, представляют собой рисунки, в которых вообще не изображены люди или изображены только не связанные с семьей люди.

     Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко, но как видно по результатам данного исследования, такая категория составляет четверть группы.

     За такими реакциями чаще всего кроются: травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, аутизм, чувство небезопасности, большой уровень тревожности либо плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

     Анализ результатов по методике «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений) подтвердил данные полученные при обследовании по методике «Рисунок семьи».

     Дети, интерпретированные по первой позиции в методике «Рисунок семьи», по методике незаконченных предложений ответили, что пребывание в семье доставляет им радость, им нравиться играть с родителями и близкими, они чувствуют себя любимыми и при этом частью «целого». Данные говорят о благополучии в семье и как следствие, это положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

     Во второй группе выражены эгоистические чувства, явно прослеживается такой момент, что, например, для того, чтобы мотивировать ребенка выполнить просьбу взрослого, необходимо вознаграждение.

Информация о работе Проблема влияния семейного воспитания на эмоциональное состояние младшего школьника