Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:49, курсовая работа
Что такое урок? Казалось бы, это давно всем известно. Данное понятие давно закрепилось в педагогике и, не нуждаясь в пояснениях, кажется абсолютно очевидным. Это так до поры до времени.
Глава
I. Проблема совершенствования
урока окружающего мира
в современной начальной
школе
1.1. История развития урока «Окружающий мир»
Что такое урок? Казалось бы, это давно всем известно. Данное понятие давно закрепилось в педагогике и, не нуждаясь в пояснениях, кажется абсолютно очевидным. Это так до поры до времени.
Впервые урок как форму организации обучения в педагогику ввел чешский мыслитель-гуманист, педагог и писатель Ян Амос Каменский. Он считал, что задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.
Естествознание как учебная дисциплина в начальной школе возникла в первой половина XVIII в. и была интегрированной дисциплиной. В него входили знания из самых разных природоведческих дисциплин. Причина изначального интегративного характера естествознания проста: в то время не было нынешней дифференциации научного естествознания.
Первоначальная группировка естествоведческих знаний осуществлялась по следующим областям: неживая природа, мир растений, мир животных (часто здесь же рассматривался и организм человека). В первом учебнике естествознания В.Ф. Зуева «Начертание естественной истории...» последовательно изучались: ископаемое царство (неживая природа), прозябаемое царство (растения), животное царство.
Однако и в период дифференциации научного естествознания и выделения в нем ботаники, зоологии, химии, физики, астрономии школьное естествознание продолжало быть интегрированной дисциплиной, но уже, видимо, по другой причине. Прогрессивные педагоги, методисты осознавали необходимость формирования у младших школьников целостного взгляда на окружающую природу. Так, основоположник отечественной методики преподавания естествознания А.Я. Герд еще в середине XVIII в. писал: «...отдельные естественные науки — зоология, ботаника, минералогия, физика не должны иметь место в народной школе; здесь место только одной неразделенной науки об окружающем органическом и неорганическом мире».
Параллельно
с естествознанием в начальной
школе преподавались география и история.
В определенной степени и география была
интегрированной дисциплиной: первоначально
(опять же) по причине интегративности
научного знания. Научная география еще
не была дифференцирована на географию
физическую и экономическую, еще не было
специализированных направлений — геоморфологии,
климатологии, почвоведения и др. Тогда
и позднее в науке продолжала господствовать
фигура естествоиспытателя-
К
1958 г., когда стало вводиться
В
середине 80-х годов прошлого столетия
в четырехлетнюю начальную
«Умение расширять, совершенствовать и обновлять свою эрудицию для использования ее на уроках, идти в ногу со временем должно стать главным свойством учителя…»
(А.Б. Перкезе)
Современный урок - это своевременный, отвечающий потребностям ребенка сегодня, здесь и сейчас. А не такой: "Это вам пригодится..." Урок, который ориентирован на развитие творческих способностей ученика, это организация на уроках индивидуальных и групповых форм работы, использование современных технологий. Нельзя оставить без внимания индивидуализацию и дифференциацию на современном уроке, ведь все дети разные и это хорошо! Каждому ребенку на таком уроке интересно. Современный урок не вредит здоровью, эмоциональному настрою младшего школьника на процесс познания. Главное - не отбить желание учиться! Есть ещё один " главный" признак современного урока - оценивание учебных достижений младших школьников. Теперь это не просто отметки, а шкалы, графики, словесные комментарии.
Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения. Прежде всего, характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе, как авторитарных отношений, калечащих душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества.. Важно оценить не только знания, умения и навыки, как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.
Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся входе проведения урока.
Основным направлением реализации современного урока является личностно-ориентированный подход к образованию. Личностно-ориентированный подход это когда учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты, они наиболее востребованы педагогами и учащимися.
Прежде
всего, существует 9 основных подходов
к организации личностно-ориентированного
обучения: программированное обучение,
коллективно-распределительная деятельность,
«квазиисследование», проблемное обучение,
проблемный диалог, эвристическое обучение,
«мозговой штурм», творчество. Другие
подходы и технологии также широко используются
и вызывают интерес педагогов: проектная
(исследовательская) технология, частично-поисковый
метод, обучающий эксперимент, игровые
технологии, интеграция, дебаты, диспуты,
дискуссии, информационно-коммуникационные
технологии, обучение в сотрудничестве,
здоровьесберегающие технологии, интерактивные
уроки, дифференцированное обучение, работа
в группе и паре, блочно-модульная технология,
технология критического. Также преподавателями
используются такие технологии как педагогическая
риторика, синквейн, бинарный урок, урок-концерт,
технология коллективного взаимодействия,
коммуникативно-диалоговое обучение и
многие другие.
1.3. Гуманно – личностный подход к уроку
«Если без сердца идёте к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок - нет. Урок - это когда ребёнок набирает света. Если вести урок без сердца, вас увидят дети, запомнят что-то, сдадут что-то, потом экзамен, вы отметки поставите, а потом они «выплюнут» эти знания и всё.
Нужно открыть своё сердце. И ещё одна задача - воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить верой в него.
Такая
педагогика возможна, она реальна, и
она не зависит от обстоятельств.
Я есть создатель обстоятельств.
Где я, там и моя педагогика
– моё сердце, моё сознание» -
говорил отечественный ученый-
Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича, в отличие от загрязненной – силовой. Воспитывая ребенка, мы сотрудничаем с Богом. Если так подходить к ребенку, то многое станет ясным, и мы увидим, что все дети стремятся к развитию, и нам не нужно заставлять их учиться, наоборот, нужно не мешать им в этом, как это делает авторитарная педагогика. Но любовь – не хаос, гуманная педагогика – не вседозволенность. Это воспитание любовью, которая организовывает и созидает.
“Ребенок может все” – учитель должен сам верить в эту формулу и внушать ее ребенку. Если считать, что ребенок может, но не хочет учиться, может, но не хочет стать человеком, то без принуждения, конечно, не обойтись, и авторитарная педагогика неуязвима. Но Амонашвили убежден: ребенку от природы хочется, чтобы его воспитывали и обучали.
Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, – может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философии Амонашвили, и он переворачивает, не оставляя камня на камне, все основы традиционной авторитарной педагогики и ее священные ритуалы, причем тут не остается мелочей и деталей.
Мысль о том, что нужно учитывать особенности ребенка, – одна из самых общих мест педагогики. Ничего подобного, – считает Амонашвили. – Нужно не это учитывать, а основываться на движении целостной природы в ребенке. Это природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в каждом ребенке, по пути обретения заданной ему формы и наращивания его ресурсов. Это движение природы происходит через три стихийные силы:
Смысл гуманного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребёнку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в Ребёнке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребёнка; нацеливает его на выявление и утверждение личности Ребёнка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни.
Информация о работе Проблема совершенствования урока окружающего мира в современной начальной школе