Признаки трудового коллектива. Стадии развития коллектива. Жизненные циклы развития организации

Автор: d*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 03:08, реферат

Описание работы

Каждый день образуется множество новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, признаки и процесс формирования и развития коллектива 4
1.1. Понятие трудового коллектива.. 4
1.2. Признаки трудового коллектива.. 5
1.3. Факторы, которые необходимо учитывать при формировании
трудового коллектива... 10
1.4. Процесс формирования и развития трудового коллектива... 13
2. Жизненные циклы организации. 17
2.1 Понятие жизненного цикла организации 17
2.2 Стадии жизненного цикла организации 19
Заключение 21
Список использованной литературы ..22

Работа содержит 1 файл

реферат-трудовой коллектив.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     > детерминированность;

     > динамичность;

     > свойство усиления;

     > обратная связь.

     Детерминированность проявляется в том, что поведение членов коллектива причинно обусловлено общественным, государственным строем и одновременно их общественной активностью.

     Динамичность определяется последовательностью в достижении различных уровней развития коллектива.

     Свойство  усиления проявляется в организованности коллектива, во взаимном дополнении и умножении эффекта совместного труда в результате деятельности отдельных его членов.

     Обратная  связь проявляется во влиянии на поведение членов коллектива и его руководителя групповых оценок, общественного мнения.

     Итак, коллектив — это социальная группа. Однако не всякая социальная группа может быть названа коллективом. Коллектив — это высшая форма социальной организации, объединение людей, направленное на реализацию общественно значимых целей.

     Как организация, коллектив регулируется дисциплиной и управляется руководителями, интересы которых совпадают с интересами членов группы. Одним из важнейших интегральных признаков коллектива является социально-психологическая общность.

     Что же следует понимать под социально-психологической общностью?

     Прежде  всего следует исключить упрощенное понимание общности как статистического  среднего мнения людей. Общность — это качество организации или социального организма, это то, что создает целостность группы. Общность не только касается установок и соответствующих им переживаний, но включает и волю к действию. Общность имеет свою историю, а следовательно, имеет и определенные уровни развития. Она детерминируется внешними обстоятельствами, и в первую очередь — экономическими, политическими, идеологическими факторами. На формирование общности оказывает влияние и субъективный фактор — взгляды людей, составляющих коллектив. Сформировавшись, общность развивается в соответствии с внутренними объективными закономерностями. 
Различают понятия "парциальная общность" и "глобальная общность". 
При парциальной общности люди, будучи объединены в одном отношении, могут расходиться в другом, что приводит нередко к конфликтным отношениям. Парциальная общность характеризуется единством группы людей в каком либо одном отношении (единство целей, интересов, взглядов). 
Глобальная общность — это общность на высшем уровне ее развития, когда люди едины во всех основных отношениях, когда каждый выступает за всех и все за каждого.

     Глобальная  общность возможна только теоретически. На практике все коллективы представляют собой парциальную общность. 
Можно назвать следующие признаки, характеризующие коллектив как социальную общность людей:

     1. Единство целей, воли коллектива. Общность целей сплачивает людей,  направляет их волю. Единая воля слагается из руководителя, воли общественных организаций, воли лиц, составляющих коллектив. Однако коллективная воля — это не просто слагаемое воли отдельных лиц. Она имеет свое качество, достижения ее более значительны, чем если бы просто суммировались достижения отдельных лиц. Как только теряется единство цели и воли, вследствие противоречия личных и общественных мотивов, начинается деградация, распад коллектива.

     2. Идейная общность. Под идейной  общностью коллектива понимается  единство морально-политических взглядов подавляющего большинства, а в высокоразвитом коллективе — всех людей. Идейная общность не снимает, однако, вопроса о некоторых различиях в понимании происходящего отдельными лицами и микрогруппами. Они определяются уровнем образования, общего и политического развития, возрастом и различной жизненной позицией, глубиной мышления, зависят от количества и качества информации, которой располагают члены коллектива.

     3. Сотрудничество и взаимопомощь. Коллектив — это группа людей,  взаимодействующих друг с другом в процессе коллективной деятельности.

     4. Руководство. Важнейший признак  коллектива — наличие органов  управления и руководства. Без  органов управления нет и не  может быть коллектива, так как  всякий труд людей требует  координации, согласования, планирования, а это немыслимо без управления.

     5. Демократизм. Развитый коллектив — это самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Каждый член коллектива принимает участие в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся проблем коллективной жизни и труда. Зрелость коллектива измеряется степенью демократизма в решении коллективных дел, активности его общественных организаций. Демократизм в жизни коллектива имеет огромное социальное и психологическое значение, так как актуализирует потенциальные силы всего коллектива и каждой отдельной личности. Участие в делах коллектива вызывает напряжение мысли и воли, пробуждает творчество, инициативу и ведет к наиболее разумным обрешениям.

     6. Дисциплина — это основное  условие образования и существования коллектива, она обеспечивает определенный распорядок деятельности. В основе дисциплины лежит сознание общественного долга, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело, привычка строго выполнять распорядок труда.

     Дисциплина  имеет два основных значения: общественное и личное.  

     1.3 Процесс формирования и развития  коллектива  

     Работоспособный сплоченный коллектив возникает  не сразу, этому предшествует длительный процесс его становления и  развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется сознательно и целенаправленно.

     Прежде  всего речь идет о ясных и понятных целях предстоящей деятельности, соответствующих внутренним стремлениям  людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиниться групповой власти.

     Другим  важным условием успешного формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной.

     Еще одним условием успеха деятельности официального коллектива является сильный руководитель, а неофициального — лидер, которым люди готовы подчиняться и идти за ними к поставленной цели.

     Наконец, каждый коллектив должен найти свое место, свою «нишу» в формальной или  неформальной структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и возможности и не препятствовал делать это другим.

     Процесс формирования нового коллектива состоит  в прохождении последовательно  нескольких стадий развития. Процесс  и искусство управления коллективом со стороны руководителя заключается в грамотном переводе из одной стадии развития в другую, более высокую.

     Стадии, которые проходит коллектив:

     • возникновение;

     • формирование;

     • стабилизация;

     • совершенствование или распад;

     На  стадии возникновения задаются целевые  установки, проектируются формальная структура трудового коллектива, органы управления, системы отчетности. На данной стадии только вырабатываются взаимные требования "начальник - подчиненный", взаимосвязь между работниками носит неустойчивый характер. Психология коллектива на этой стадии - исполнительская, преобладает настроение ожидания, иногда настороженности. Это же характерно и для сложившегося коллектива, когда в него приходит новый начальник.

     Стадия  формирования коллектива предполагает образование неформальных малых  групп, когда внешние воздействия  заменяются внутренними импульсами, а также формируется общественное мнение коллектива. Данная стадия особенно сложна для управления коллективом. С одной стороны, создание малых групп -процесс объективный и помешать ему руководитель не в силах. С другой стороны, значительная дифференциация, особенно при наличии сильных неформальных лидеров, может затруднить выполнение основных целей, стоящих перед коллективом. Поэтому задача руководителя на этой стадии - умелое распределение баланса сил между неформальными группами (за счет выдаваемых заданий, стимулирования, индивидуального подхода к каждой группе или отдельным исполнителям).

     Для стадии стабилизации характерно достижение состояния зрелости коллектива - он достаточно стабилен, может сопротивляться внешним воздействиям. Вместе с тем  сложившаяся неформальная структура данного коллектива может создавать определенные сложности с точки зрения управления. Более высокая производительность возможна, если групповые нормы совпадают с официальными для данной организации. В противном случае наблюдается тенденция к сопротивлению переменам.

     В результате действия внешних и внутренних факторов коллектив может перейти  в стадию стабилизации (совершенствования) или распада.

     Социально-экономическая  эффективность труда при прочих равных условиях находиться в прямой зависимости от уровня сплоченности коллектива.

     Сплоченность  коллектива означает единство поведения  его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой коллектива. По своей сущности она аналогична экономической характеристике его производственной деятельности

     - производительности  труда.

     По  своей направленности сплоченность коллектива может быть положительной (функциональной), т.е. ориентированной  на цели и задачи его трудовой деятельности и отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих общественным целям, целям производственной деятельности.

     Социально зрелый - это функционально сплоченный коллектив. Он принципиально отличается от коллектива, характеризующегося сплоченностью, обусловленной не общественными  целями, не производственной деятельностью, а задачей сохранения хороших взаимоотношений в группе как самоцелью. Цели производственной деятельности преследуются здесь лишь постольку, поскольку они не мешают единству и сплоченности группы.

     Различаются три стадии сплочения трудового коллектива, каждой из них соответствует определенный уровень его развития.

     Первая  стадия - ориентационная, которой соответствует  низкий уровень развития коллектива - этап становления. Эта стадия характеризуется  тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе. Это может быть целенаправленная ориентация и самоориентация. Целенаправленная ориентация осуществляется руководителем путем подбора и расстановки кадров, подробной информации о целях и задачах, планах и условиях деятельности.

     Каждый  имеет свое личное представление  о товарищах по работе, о том, каким  ему хотелось бы видеть свой коллектив. Поэтому целенаправленная ориентация всегда дополняется самоориентацией.

     Если  в коллективе преобладает целенаправленная ориентация, то общая цель у большинства  членов коллектива преобразовывается  в их внутреннюю потребность и  ориентационная стадия сравнительно быстро сменяется следующей.

     Вторая  стадия - взаимоадаптационная, которая  представляет собой формирование  единых установок поведения членов коллектива.

     Эти установки могут формироваться двумя способами: под целенаправленным воспитательным воздействием руководителя и путем самоадаптации, в результате подражания и идентификации. Подражание заключается в том, что человек неосознанно перенимает способы поведения других, их взгляды и реакции на определенные ситуации. Это наименее управляемый способ формирования установок, который не всегда приводит к положительным результатам. Идентификация - сознательное следование человека каким-либо образцам, нормам и стандартам поведения, отождествление (идентифицирование) с ними правил своего собственного поведения. В этом случае человек уже размышляет над поведением той или иной личности и сознательно определяет, следует ему так же поступать в аналогичной ситуации или иным образом.

Информация о работе Признаки трудового коллектива. Стадии развития коллектива. Жизненные циклы развития организации