Признаки и структура педагогической технологи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

1. Сущность педагогической технологии
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Сущность педагогической технологии……………….…………………..5
2. Структура педагогической технологии…………………………………...6
3. Основные качества (принципы) современных педагогических технологий………………………………………………………………...11
4. Виды педагогических технологий……………………………………….14
Заключение…………………………………………………….…………………16
Список литературы ……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

признаки и структура педагогической технологии.docx

— 44.73 Кб (Скачать)

а)  концептуальная основа;  
б) содержательная часть обучения:  
-  цели обучения - общие и конкретные;  
-  содержание учебного материала;  
в) процессуальная часть - технологический процесс:  
-  организация учебного процесса;  
-  методы и формы учебной деятельности студентов;  
-  методы и формы работы преподавателя;  
-  деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала;  
-  диагностика учебного процесса. 

 

 

 

 

Таблица 1

Технологическая карта

 

Этапы

Конкретизация

Концептуальная  основа

научиться смотреть на учебный  процесс и его участников как  на объект собственного исследования, научиться постоянно спрашивать себя, имея ввиду педагогическую деятельность: «Зачем?», «Что именно?», «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Какие есть рекомендации?»

Содержательная  часть

цель гуманистической  модели образования, принципы, способы  реализации можно представить в  виде сравнительной таблицы (таблица 2)

Процессуальная  часть

Необходимо внимательно  прочитать содержание таблицы, продумать  и проанализировать свою деятельность, выяснить для себя - работаете ли Вы в русле парадигмы, суть которой  обозначается словами «гуманизация образования»


 

 

Таблица 2

Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного  и гуманистического образования

Традиционное  образование

Гуманистическое образование

Человек - средство

Человек - цель

Приобщение человека к  науке и производству

Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе

Формирование знаний, умений и навыков

Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности

Усвоение образца деятельности

Опыт творческой деятельности

Механизмы трансляции и репродукции

Механизмы творчества

Заранее запрограммированы  все действия человека

Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт

Ориентация на среднестатистического  обучаемого

Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт

Оценка результата деятельности

Учет индивидуальных особенностей

Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных  требований

Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества

Давление на личность через  коллектив

Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей

Фетишизация одной теории обучения

Свобода личности

Соответствие конечного  результата цели

Психология творчества

В основе категория деятельности

Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты)

Негативное отношение  к части учащихся

В основе категория взаимодействия

Стремление к коррекции  поведения и личности

Позитивное отношение  ко всем учащимся

Универсальность требований

Коррекция поведения и  отдельных черт личности с сохранением  целостности личности учащегося

Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащегося, и  преподавателя уязвимыми и беззащитными

Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий  и разный)

Общение происходит в рамках стабильных ролей

Самораскрытие своего «Я» - признак сильной и здоровой личности


 

3. Основные качества (принципы) современных педагогических технологий

Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует прежде всего выделить их основные общие качества (принципы):

Системность. Важнейшим качеством любой технологии выступает системность как особое качество множества определённым образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов.

 

Комплексность. Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации и взаимодействия всех элементов.

 

Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у неё общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов.

 

Научность.Педагогическая технология как научно обоснованное решение педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и другие качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

 

Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе системы взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность, развивающий характер современных педагогических технологий.

 

Структурированность. Наличие определённой внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надёжность системы.

 

Иерархичность. Четыре иерархически соподчинённых класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватных организационным уровням социально-педагогических структур деятельности, и образуют модель «матрешки»:

1. Метатехнологии (социально-политический  уровень).

2. Отраслевые макротехнологии (общепедагогический  и общеметодический уровни).

3. Модульно-локальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и  узко методический (локальный) уровни.

4. Микротехнологии (контактно-личностный  уровень).

 

Логичность. Формально-описательный аспект технологии выражается в логике и чёткости действий, зафиксированных в различных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно-методическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики).

 

Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определённом порядке, по алгоритму.

 

Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определённую часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.

Системные качества педагогических технологий выступают также в единстве научного, процессуально-действенного и формально-описательного  аспекта. В деятельностном аспекте  технологии выступают также качества субъекта (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности).

 

Вариативность и гибкость технологии основываются на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии.

 

Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс - развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический.

 

Управляемость. Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой ее ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации и т.д. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.

Диагностичность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

 

Прогнозируемость  результатов является обобщённым качеством любой технологии и выражается, в частности, в «гарантированности» достижения определённых целей.

Педагогические процессы отличаются вероятностным характером и подчиняются  статистическим законам, а не детерминистским. Прогнозируемый результат характеризуется  еще и степенью его вероятности  и допустимыми отклонениями. Гарантия может быть дана лишь с определенной степенью вероятности и в пределах определённого доверительного интервала  значений результата.

 

Эффективность. Под эффективностью технологии понимается отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

 

Оптимальность - это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий.

 

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами.

Критерии технологичности педагогического  процесса. Все вышеперечисленные  качества представляют собой одновременно и методологические требования к  технологиям и критерии технологичности. Наличие и степень проявления этих качеств - мера технологичности  педагогического процесса.

 

Основными критериями технологичности  являются:

- системность (комплексность, целостность);

- научность (концептуальность, развивающий характер);

- структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность);

- процессуальность (управляемость, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

                                                          

4. Виды педагогических технологий

Соответственно этапам решения  педагогической задачи вне зависимости  от их содержания и временных рамок  можно различать взаимосвязанные  общие и частные технологии. К  общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его  осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и  более конкретных - типа анализа  учебной ситуации, организации начала занятия и др.

Одним из решающих условий  успешного протекания педагогического  процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе  решения педагогической задачи можно  выделить тесно связанные между собой виды деятельности преподавателя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно - операционная)3.

Технологию непосредственного  осуществления педагогического  процесса можно представить как  совокупность последовательно реализуемых  технологий передачи информации, организации  учебно-познавательной и других видов  развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корректирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.

Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического  процесса может быть представлено взаимосвязанной  системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач  деятельности; создание условий для  принятия задач деятельности коллективом  и отдельными воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов  осуществления педагогического  процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его  эффективного протекания; использование  необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка  хода педагогического процесса.

Учет технологических требований и особенностей деятельности студенов, которую предстоит организовать, определяет специфику относительно самостоятельных технологий организации развивающих видов деятельности студентов.

В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология обучения их решению  задач разных типов. Характерно при  этом, что количество решенных задач для приобретения знаний, умений и мышления не имеет принципиального значения.

В целостной технологии организации  учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных  задач, важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В  ходе этой работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений в  осмысливании предмета в целом4.

Универсальным исходным методом и  основой технологии организации  развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Педагогическое требование не утрачивает своего назначения в связи с изменением самой философии образования, поскольку  всецело согласуется с принципом  приоритета субъект - субъектных отношений  в общем объеме отношений педагогического  процесса. Овладевая конкретной технологией  организации развивающих видов деятельности учащихся, важно иметь в виду, что педагогическое требование в своем развитии должно проходить закономерный ряд ступеней: от первичного к исходному, от него к требованию-правилу, далее к требованию-норме и в завершение перерастать в требование-принцип.

Технология организации развивающей деятельности студентов по типу рефлексивного управления в отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания, осуществляемых в общей системе коллективной работы; развитие способности студента к самоуправлению (саморегуляции , самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников.

Информация о работе Признаки и структура педагогической технологи