Принципы взаимодействия общего и дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать механизмы взаимодействия системы дополнительного образования детей с учреждениями основного образования.
Исходя из этого, объектом исследования являются учреждения основного и дополнительного образования детей.
Предмет исследования - процесс взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Принципы взаимодействия основного общего и дополнительного образования.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз. Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

Одним из примеров является весьма интересный опыт небольшого города Озерск Челябинской области, где апробируется инновационная система образовательной и воспитательной деятельности социально-педагогического комплекса дополнительного, базового и профессионального образования. Здесь создан Социально-педагогический образовательный комплекс, объединивший в единую структуру Дворец детского творчества, клубы по месту жительства, общеобразовательную школу с углублённым изучением предметов культурологического цикла и художественное отделение педагогического колледжа. Интеграция различных видов образования создает целый ряд преимуществ и для детей, и для педагогов, и для социума в целом. Так, у детей и подростков формируется устойчивый интерес к различным направлениям дополнительного образования, предлагаемым Дворцом и клубами. Повышение интереса у детей стабилизирует состав творческих коллективов Дворца, особенно в старшей возрастной группе. Продолжив по окончании 9-го класса учебу в педагогическом колледже, подростки могут получить специальность “педагог дополнительного образования” и без адаптационного периода начать работу в системе дополнительного образования детей. Все это позволяет стабильно удерживать детей и подростков в рамках воспитательного пространства социально-педагогического комплекса и постоянно расширять это пространство.

Таким образом, взаимодействие различных видов образования создает целый ряд преимуществ и для детей, и для педагогов, и для социума в целом. Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

 

3.2. Принципы эффективного взаимодействия основного общего и дополнительного образования

"Влияние искусства на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них " В.Г. Белинский

При разработке взаимодействия основного и дополнительного образования В.Н. Иванченко предлагает учитывать следующие принципы:

      принцип   гуманизации   образовательного   процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в со­вместной  творческой  деятельности   педагогов,   учителей, обучающихся и их родителей;

      принцип научной организации, основанный на современных научных исследованиях в области общего и дополнительного образования детей (инновационных системах, методах и средствах;

      принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;

      принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования;

      принцип целостности, призванный интегрировать все то ценное и прогрессивное, что хранит традиционная педа­гогика с достижениями современной педагогической науки;

      принцип непрерывности и преемственности процесса образования (урок - занятие в детском объединении - раз­вивающее объединение - факультатив - эксперимент);

      принцип личностно-деятельностного подхода;

      принцип детоцентризма (в центре образовательного процесса находится личность ребенка);

      принцип культуросообразности, предполагающий вос­питание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур (А. Дистервег, Л.С. Выготский);

      принцип природосообразности требует, чтобы педаго­гические работники руководствовались факторами природ­ного  развития  ребенка (И.Г.  Песталоцци, А.В.Дистервег, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо);

      принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов;

      принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в
оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации;

      принцип вариативности, предусматривающий учет ин­тересов детей и подростков, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их освое­ние;

      принцип межведомственности, учитывающий коорди­национную деятельность педагогов дополнительного образования, старших вожатых, педагогов-психологов, социаль­ных педагогов, учителей-предметников, учителей физиче­ской культуры, педагогов-организаторов, классных руково­дителей и позволяющий получить всестороннюю характе­ристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей, подростков и их родителей [3].

 


Заключение

 

В настоящее время необходимость взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования обусловлена не только социальными потребностями и решением задач развития дополнительного образования, но и стратегией всей образовательной политики государства. Сегодня ни у кого уже нет сомнений в том, что дополнительное образование способно расширять и усиливать вариативную составляющую общего образования, выступая «одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи» («Концепция модернизации российского образования до 2010 года»).

В настоящее время уже каждая школа видит в дополнительном образовании источник обновления педагогических средств, ресурс развития образовательного пространства, в целом инновационный ресурс.

Таким образом, найдены теоретические обоснования возможности взаимодействия основного и дополнительного образования. Изучение литературы и публикаций по теме, показало, что взаимодействие основного и дополнительного образования помогает обеспечивать непрерывность образования, осуществлять социально-психологическую адаптацию учащихся, развивать их творческие способности, проводить профориентацию среди школьников. Взаимопроникновение этих двух сфер обеспечивает целостность образования, её многообразие и развитие.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 1997.

2.      Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.

3.      Голованов В.А. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб.пособие для студ. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003.

4.      Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

5.      Дополнительное образование детей: учебник для студентов пед.училищ и колледжей /Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н., - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2004.

6.      Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. /Под ред. О.Е.Лебедева.–М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

7.      Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.

8.      Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. - Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2005.

9.      Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей. М., Издательство «АРКТИ», 2002.

10. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы // Дополнительное образование 2002. №4.

11. «Новый имидж» Журнал №2-3 (35-46) декабрь, 2009.

12. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Про­ектное управление развитием образовательной организации. Научно-методич. Пособие. - Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2006.

13. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учебное пособие для студентов пед.вузов /Б.В. Куприянов, О.В.Миновская; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

14. Типовое положение об образовательных учреждениях, - 2-е изд. – М., 2003. №12.

15. Типовое положение о дополнительных образовательных учреждениях/ Сборник нормативно-правовых документов. - М. Приор, 2007.

16. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997;

17. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». – Издательство «Ось-89», 1997.

 

 



Информация о работе Принципы взаимодействия общего и дополнительного образования