Принципы взаимодействия общего и дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать механизмы взаимодействия системы дополнительного образования детей с учреждениями основного образования.
Исходя из этого, объектом исследования являются учреждения основного и дополнительного образования детей.
Предмет исследования - процесс взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Принципы взаимодействия основного общего и дополнительного образования.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению' эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы.

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы.

В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Так появляется возможность "погружения" в культуру. Для этого существует множество эффективных форм и методов, которые, в частности, взяты из театральной и музейной педагогики.

Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры – русской и соседних народов. Это свойство дополнительного образования детей обеспечивает ему особое место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта.

Главная задача педагога – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут "присваиваться" и "переживаться" как собственные достижения и открытия.

Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Задача дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле– и радиоаппаратуры, вязание, дизайн и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т.п.).

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, у них неустойчивые интересы к профессиональной деятельности.

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Дополнительное образование детей в школе отличает тесная связь с внеурочной работой, которая организуется, как правило, классными руководителями, воспитателями, вожатыми. Праздники, игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием, становятся интересными по форме, если к их проведению привлекаются как педагоги дополнительного образования – руководители различных творческих объединений, так и их воспитанники – юные музыканты, художники, спортсмены. Тем самым поднимается их личный престиж и значимость системы дополнительного образования детей в целом. При этом внеурочная работа обогащается за счет использования профессионально-творческого подхода специалистов. Педагоги дополнительного образования в процессе совместной работы с классными руководителями обогащают свои знания об особенностях воспитательной деятельности, получают более полное представление о ребятах, с которыми они общаются на занятиях.

Таковы основные особенности дополнительного образования детей, развивающегося в условиях общеобразовательного учреждения. Совершенно очевидно, что во многом они перекликаются с теми положениями, которые характеризуют деятельность учреждения дополнительного образования детей, однако есть все основания говорить об особенностях развития дополнительного образования детей в школе:

      создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

      осуществление "ненавязчивого" воспитания – благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит "незаметное" формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;

      ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей;

      компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава II. Система дополнительного образования в г. Волгодонске

2.1. Организация дополнительного образования детей в городе Волгодонске

 

На сегодняшний день происходит активное развитие дополнительного образования. И город Волгодонск не исключение.  В муниципальной системе образования  функционирует 12  учреждений дополнительного образования детей, в которых занимаются 13031 человек, и 2 детских оздоровительно-образовательных центра. Система дополнительного образования детей направлена на формирование у обучающихся базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования. 
В клубах работают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, квалификация и профессионализм которых позволяют  при организации деятельности учитывать индивидуальные, возрастные способности детей и подростков.

Так, например, в МОУДОД  Центре детского творчества высшей категории  обучаются дети и подростки в возрасте  от 6 до 17 лет по следующим направлениям:

      художественно-эстетическое;

      спортивно-оздоровительное;

      культурологическое;

      социально-педагогическое;

      гражданско-педагогическое.

В МОУДОД Станции юных техников высшей категории обучаются   дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет по таким направлениям как:    

      спортивно-техническое;

      научно-техническое;

      художественно-эстетическое;

      социально-педагогическое.

МОУДОД  Центр дополнительного образования детей высшей категории «Радуга» предоставляет возможность обучения  детям и подросткам 6-18 лет во внеурочное время по следующим направлениям:

      эколого-биологическое;

      туристско-краеведческое;

      социально-педагогическое;

      гражданско-патриотическое;

      культурологическое.

МОУДОД   Центр детско-юношеского туризма высшей категории «Пилигрим» реализует программы дополнительного образования детей  для детей, подростков, молодежи 7-18 лет по следующим направлениям:

      туристско-краеведческое;

      физкультурно-оздоровительное;

      военно-патриотическое;

      культурологическое.

Учреждения дополнительного образования детей
спортивной направленности:

      МОУДОД СДЮСШОР  первой категории №1 предоставляет возможность обучения  детям с 6 до 18 лет по видам спорта:  спортивная гимнастика, дзюдо, самбо, пауэрлифтинг, фитнес.

      МОУДОД СДЮСШОР высшей категории №2 предоставляет возможность  обучения детям с 6,5 до 18 лет на отделении плавания и волейбола (девочки). В учреждении также предоставляются платные образовательные услуги по спортивно-оздоровительному направлению (плавание, общая физическая подготовка).

      МОУДОД СДЮСШОР  первой категории №3 предоставляет возможность  обучения детям с 6,5 до 18 лет на отделении плавания, плавания для детей-инвалидов, водного поло.

      МОУДОД  ДЮСШ  первой категории №4 предоставляет возможность обучения для детей с 6,5 до 18 лет на отделениях: шахматы, волейбол (мальчики), баскетбол, гребля на байдарках.

      МОУДОД  ДЮСШ первой категории №5 предоставляет возможность обучения для детей с 6,5 до 18 лет на отделениях:  футбола, тенниса, легкой атлетики.

      МОУДОД СДЮСШОР  высшей категории №6  предоставляет возможность  обучения детям с 6,5 до 18 лет на отделениях акробатики, бокса, рукопашного боя. 

Детские оздоровительно-образовательные центры г. Волгодонска 
осуществляют педагогическую деятельность в летний период, обеспечивая условия для укрепления здоровья, развития интеллектуальных способностей детей в возрасте 7-15 лет:

      МОУ ДООЦ «Жемчужина Дона»

      МОУ ДООЦ «Ивушка».

Кроме традиционных направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей постоянно добавляются  новые, например:

o        открытая городская научно-практическая конференция юных исследователей, проводимая при поддержке станции юных техников, центра дополнительного образования детей «Радуга», центра детского творчества, центра детско-юношеского туризма «Пилигрим»;

o        краеведческие чтения – на базе центра детско-юношеского туризма «Пилигрим»;

o        развитие ученического самоуправления и работа с детскими общественными организациями осуществляется в стенах подросткового клуба «Миф»;

o        военно-патриотическое воспитание учащихся – патриотический клуб;

o        фестивали детского творчества организуются и проводятся центром детского творчества;

o        работа с отрядами ЮИД (юный инспектор движения) проводится на базе станции юных техников и центра детского творчества; 

o        работа с отрядами ДЮП (дружина юных пожарных) исполняется при поддержке станции юных техников;

o        «Школа безопасности» осуществляется в стенах центра детско-юношеского туризма «Пилигрим».

Учреждениями дополнительного образования детей за 2010 год было проведено 65 городских, 9 зональных, 11 областных, 5 всероссийских мероприятий. Показатель результативности деятельности учреждений дополнительного образования – участие и победа воспитанников в мероприятиях областного, всероссийского, международного уровней.

Анализ хода реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в части поддержки талантливой молодежи показал, что две трети победителей и призеров олимпиад и других конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, являются воспитанниками системы дополнительного образования детей. Лидерами в подготовке воспитанников к участию в конкурсных мероприятиях ПНПО являются станция юных техников, ЦДЮТ «Пилигрим», центр детского творчества.

Таким образом, современное дополнительное образование не просто расширяет и углубляет полученные знания, но, прежде всего, формирует человека, дает ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных  областях творчества. Зачастую именно дополнительное образование как раз и является главным ориентиром в выборе жизненного пути. Кроме  того взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями позволяет создать интегративное образовательное пространство, которое способствует целостности образования, ее многообразию и развитию.

Информация о работе Принципы взаимодействия общего и дополнительного образования