Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель исследования: обосновать механизмы взаимодействия системы дополнительного образования детей с учреждениями основного образования.
Исходя из этого, объектом исследования являются учреждения основного и дополнительного образования детей.
Предмет исследования - процесс взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей.
33
Введение
Происходящие в России социально-политические, социально-экономические перемены усложнили функционирование основных социальных институтов общества, в том числе, и системы дополнительного образования. Развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан, являющейся одним из результатов воспитания.
Воспитание, являясь механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества и становление его в качестве субъекта конкретного исторического процесса. Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, определившей цели, задачи и направления воспитания в системе образования на долгосрочной основе. На современном этапе развитие системы образования характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. А именно дополнительное образование детей является целенаправленны
На сегодняшний день проблема взаимодействия дополнительного и основного общего образования определяется противоречием между насущной необходимостью данного взаимодействия и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая обоснованность определили выбор нами темы исследования: «Принципы эффективного взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей».
Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались: Асмолов А. Г., Бруднов А. К., Калиш И. В., Панов В. И. и многие другие.
Кроме того, именно интеграционным процессам в педагогике посвящен ряд исследований (О.С. Анисимов, В.С. Безрукова, И.Ф. Гончаров). Авторы затрагивают преимущественно вопросы межпредметных связей в содержании и методах обучения, ограничиваясь рамками общеобразовательной школы. Проблемы взаимодействия основного и дополнительного образования не получили еще необходимой научной интерпретации в исследованиях. Таким образом, назрела потребность в теоретическом обосновании принципов взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей.
Цель исследования: обосновать механизмы взаимодействия системы дополнительного образования детей с учреждениями основного образования.
Исходя из этого, объектом исследования являются учреждения основного и дополнительного образования детей.
Предмет исследования - процесс взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей.
В качестве гипотезы нашего исследования выступает предположение о том, что взаимодействие учреждений основного и дополнительного образования детей как условие воспитания социально - активной личности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и специфику дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения;
2. Проанализировать систему дополнительного образования детей в г. Волгодонске;
3. Проанализировать имеющийся опыт в России в системе дополнительного образования детей;
4. Обосновать наиболее эффективные принципы взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей.
Методологическую основу исследования составили идеи взаимодействия образования (В.С. Безрукова, Е.И. Бражник); концепции целостного творческого развития личности как субъекта деятельности (В.В. Горшкова, И.П. Волков, Н.Е. Щуркова); а также совокупность психологических и педагогических знаний о системности образования, тенденции ее развития; о проблемах непрерывного образования и его составной части – дополнительного образования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по различным аспектам исследуемой проблемы; изучение лучшего опыта школ и учреждений дополнительного образования детей; сравнение; обобщение эффективных принципов взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования.
Теоретическая значимость:
выявлены содержательные и технологические аспекты преемственности связей основного и дополнительного образования;
доказана необходимость интеграции этих двух форм учебно–воспитательной работы;
исследованы принципы эффективного взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования.
Глава I. Дополнительное образование в системе основного общего образования
1.1. Основные ценности и функции дополнительного образования детей
Современная система образования включает в себя следующие основные виды образования: общее и дополнительное.
Основное образование - это нормативно регламентированная, и иерархически построенная система образования, которая направлена на реализацию общепринятых и установленных методов, приемов и форм обучения, оценки ее результатов.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
«Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию» - утверждает Е.Б. Евладова.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в России".
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
1.2. Цель и задачи дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Цель развития дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Ленинградской области, обеспечении его современного качества, доступности и эффективности на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их
Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.
1.3. Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения
Дополнительное образование детей в школе – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.
Собственно опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях любого вида. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.
Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного "поля" школы, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создаст "ситуацию успеха" (Л.С. Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".
Информация о работе Принципы взаимодействия общего и дополнительного образования