Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:46, курсовая работа
Самая же главная задача, заключается в том, чтобы раскрыть систему принципов обучения, выявить связи и взаимодействия между ними и представить каждый принцип в тех правилах, которые определяют практическую работу преподавателя с учащимися.
1. Введение
2. Обучение
2.1 Процесс обучения
2.1.1 Структура процесса обучения как целостной системы
2.1.2 Преподавание: сущность и технология
2.1.3 Учение как познавательная деятельность учащегося в целостном процессе обучения
2.1.4 Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения
2.2 Принципы обучения
2.2.1 Система принципов обучения
2.2.2 Характеристика принципов обучения
2.2.3 Взаимосвязь принципов обучения
3 Дидактика
3.1 Понятие дидактики
3.1.1 История
3.1.2 Объект и предмет дидактики
3.2 Категории дидактики
4 Соотношение принципов обучения и категорий дидактики
5. Заключение
6. Литература
Учение только тогда
является собственно деятельностью, когда
оно удовлетворяет
Характер учебной деятельности обусловлен видом обучения
— сообщающим (объяснительно-иллюстративным)
а) пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
б) активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;
в) организуемого извне направляемого поиска, обнаружения и использования информации.
Для каждой из перечисленных ситуаций характерны свои способы управления деятельностью ученика. Для первой ситуации типичны такие методы обучения, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ и задавание. Для ситуации активного самостоятельного поиска характерны пробуждение удивления, любопытства, вопросов и интересов путем сталкивания учащегося с необычными или впечатляющими фактами и положениями. Наконец, ситуация направляемого поиска воплощает постановку проблем и задач, обсуждения и дискуссии, совместного планирования и консультаций.
Учебная деятельность учащихся имеет структуру, складывающуюся из двух составных частей: предметной и собственно учебной (методической) деятельности. Иными словами — ученик не только изучает конкретный учебный предмет, но одновременно с этим учится учиться, т. е. овладевает знаниями, умениями и навыками собственно учебной деятельности, методами и приемами самообразования. Здесь кроется и основная трудность, и потенциальный успех педагогического труда. Опытные преподаватели, понимая это, стремятся программировать учебный труд обучающихся.
2.1.4 Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения
Выше шла речь о процессе обучения как взаимосвязи преподавания и учения, т. е. учебно-познавательной деятельности учащихся, организуемой и управляемой преподавателем. Но это лишь одна содержательная характеристика обучения - способ осуществления, его основа. Другой непреложной характеристикой обучения является общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их приобретает, усваивает.
Одним из первых в истории педагогической мысли, кто раскрыл фактор общения в обучении и образовании, был Л. Н. Толстой. Он неоднократно подчеркивал, что передача знаний, мастерства и опыта от одних людей к другим может происходить только в процессе непосредственного общения образующих и образующихся. История сохранила немало фактов о детях, выросших в стаях волков и обезьян. И все эти факты свидетельствуют о том, что несчастные дети не становились людьми, невзирая на специальные усилия взрослых. Вырасти и стать человеком можно лишь среди людей, и общение с ними — непременное условие и источник полноценного обучения.
Обучение как особая разновидность общения детально прослеживается В. К. Дьяченко. Он подчеркивает, что в процессе обучения "как бы накладываются одна на другую и сливаются воедино не только деятельность обучаемого и обучающего, но еще два вида активности: один - это та конкретная деятельность, которой обучает наставник и которую усваивает ученик, а другой- это прямое, непосредственное, и косвенное, опосредованное, общение". В этом и проявляется двусторонний характер процесса обучения - взаимодействие (общение) обучающих и обучаемых, посредством которого и происходит усвоение и воспроизведение определенных способов деятельности в соответствии с поставленными целями.
2.2. Принципы обучения
2.2.1 Система принципов обучения
Принцип обучения — положение, которое охватывает обучение в целом, т. е. его содержание, методы и организацию. В этом его отличие от дидактического правила, относящегося к какой-то одной стороне обучения и имеющего поэтому более узкое значение. Научное обоснование принципов обучения — задача несомненно сложная. Предпринятые усилия не привели еще к созданию общепринятой системы принципов.
Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.
Принципы зависят также
от принятой дидактической концепции.
В современной дидактике
В основу выделения системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др. В соответствии с этапами формирования и осуществления цикла педагогического управления познавательной и практической деятельностью обучаемых и, учитывая нацеленность всех принципов на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принципов обучения.
2.2.2 Характеристика принципов обучения
Все перечисленные принципы, как это явствует из дальнейшей их характеристики, неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу - принципу единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения, который ориентирует работу преподавателя на приобщение обучаемых в процессе обучения к общечеловеческим ценностям.
Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы преподавателя в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности ученика.
Принцип взаимообусловленности обучения и воспитания раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
Принципы целостности и единства процесса обучения раскрывает соотношения части и целого в учебном процессе, обусловливает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного и эмоционального компонентов в обучении.
Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой общества. Он предписывает, чтобы содержание обучения не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам - современному состоянию наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что учащихся обучают элементам научного поиска, методам науки.
Принцип научности нацеливает преподавателя на использование проблемных ситуаций в организации учебной деятельности обучаемых, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.
Принцип научности в реальной деятельности преподавателя реализуется через целый ряд правил, например: в процессе обучения ни в коем случае не следует сводить ознакомление учащихся с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту, а раскрывать каждое явление во все новых связях и отношениях; раскрывать перед учащимися генезис научного знания, методы и сложности научного познания; поощрять исследовательскую работу и др.
Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал обучаемых использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используются анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами и т.п. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к практической деятельности, к использованию окружающей действительности и как источника знаний и как области их практического применения.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил. Например, первое — изучаемый материал планируется, делится на логические разделы — темы, устанавливая порядок и методику работы с ним; второе — в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье — при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждое занятие — это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учащимися учебно-познавательной деятельности. Следуя этому положению исходные понятия изучаются раньше, а тренировочные упражнения, как правило, следуют за изучением теории.
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А. Коменский дал несколько правил этого принципа:
Непосильный для данного уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение, ослабевает волевое усилие и как следствие - падает работоспособность. Но и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению, искусственно тормозится развитие учащихся. Это экспериментально доказано и теоретически обосновано в дидактических системах В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В.В. Давыдов пришел к заключению, что обучение надо начинать не с простого, близкого, а с общего и главного, не с элементов, частей, а со структуры, с целого.
Л.В. Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности. Но и он отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, т.е. на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого.
Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается обучаемый в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от методического структурирования его, характера, структуры организуемой преподавателем деятельности учащихся, применяемых методов обучения.
Принцип наглядности — один из старейших и важнейших — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский. В процессе обучения надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, плакаты, лабораторное оборудование и пр. Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции ТА. Ильиной, подразделить на:
Информация о работе Принципы обучения как категории дидактики