Принципы обучения как категории дидактики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Самая же главная задача, заключается в том, чтобы раскрыть систему принципов обучения, выявить связи и взаимодействия между ними и представить каждый принцип в тех правилах, которые определяют практическую работу преподавателя с учащимися.

Содержание

1. Введение
2. Обучение
2.1 Процесс обучения
2.1.1 Структура процесса обучения как целостной системы
2.1.2 Преподавание: сущность и технология
2.1.3 Учение как познавательная деятельность учащегося в целостном процессе обучения
2.1.4 Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения
2.2 Принципы обучения
2.2.1 Система принципов обучения
2.2.2 Характеристика принципов обучения
2.2.3 Взаимосвязь принципов обучения
3 Дидактика
3.1 Понятие дидактики
3.1.1 История
3.1.2 Объект и предмет дидактики
3.2 Категории дидактики
4 Соотношение принципов обучения и категорий дидактики
5. Заключение
6. Литература

Работа содержит 1 файл

0 Реферат.doc

— 175.50 Кб (Скачать)


Содержание

1

Введение

2

2

Обучение

4

 

2.1

Процесс обучения

4

   

2.1.1

Структура процесса обучения как целостной системы

4

   

2.1.2

Преподавание: сущность и технология

7

   

2.1.3

Учение как познавательная деятельность учащегося в целостном  процессе обучения

8

   

2.1.4

Педагогическое общение  как форма взаимодействия учителя  и ученика в процессе обучения

10

 

2.2

Принципы обучения

11

   

2.2.1

Система принципов обучения

11

   

2.2.2

Характеристика принципов  обучения

12

   

2.2.3

Взаимосвязь принципов  обучения

18

3

Дидактика

21

 

3.1

Понятие дидактики

21

   

3.1.1

История

21

   

3.1.2

Объект и предмет  дидактики

22

 

3.2

Категории дидактики

22

4

Соотношение принципов обучения и категорий дидактики

28

5

Заключение

32

6

Литература

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Рассмотрение процесса обучения, его логики и структурных частей (звеньев) дает общую картину этого сложного явления. Оно убеждает в том, что процесс обучения нельзя себе представить как простую передачу знаний, которыми обладает преподаватель, учащимся, не имеющим этих знаний. Существуют, необходимые и устойчивые связи между различными элементами (сторонами) учебного процесса и тенденции развития этих связей. Все это крайне важно для педагога.

Любая наука стремится, прежде всего, открыть объективные  законы, действующие в определенной области действительности, в которых отражаются существенные, устойчивые, необходимые связи и определенные тенденции их развития. Эти законы дают человеку понимание объективного развития изучаемой области природы или общественной жизни. Но эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий. Они являются теоретической основой для выработки правил и технологии практической деятельности. Знания о процессе обучения, его составных частях, логике и внутренних силах движения должны быть преобразованы так, чтобы они оказались непосредственно полезными для практической деятельности, т. е. выстроены в интересах и в логике этой деятельности.

Проблема заключается  в том, чтобы на основании знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей обучения разрабатываются принципы и правила обучения, которые направляют практическую работу преподавателя. При этом важно вскрыть связь между такими категориями, как закономерность, принцип и правило. Тем самым будет освещен и вопрос о научной обоснованности и надежности принципов обучения.

Как известно, в учебных  пособиях встречаются различные  классификации принципов обучения. Отсюда возникает необходимость  рассмотреть вопрос о системе  принципов обучения, о логических критериях этой системы и способах се научного обоснования.

Самая же главная задача, заключается в том, чтобы раскрыть систему принципов обучения, выявить  связи и взаимодействия между  ними и представить каждый принцип  в тех правилах, которые определяют практическую работу преподавателя с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБУЧЕНИЕ

 

2.1 Процесс обучения

Процесс обучения является одним из главных компонентов  целостного педагогического процесса (воспитание, обучение, развитие) и носит  двусторонний характер. Это одновременно преподавание и учение.

Иначе, обучение – совместная деятельность преподавателя и учащихся при руководстве со стороны преподавателя.

Преподавание – деятельность преподавателя по организации усвоения учебного материала. Поучающий на древнегреческом языке означает didaktikos.

Учение – деятельность учащегося по усвоению знаний. Изучающий  на древнегреческом – didasko.

 

2.1.1 Структура процесса обучения как целостной системы

Процесс обучения имеет  четкую структуру, состоящую из следующих элементов.

Цель - идеальное представление о том результате, к которому стремится преподаватель в обучающем взаимодействии с обучающимися. Цель обучения должна быть развернута в совершенно конкретных четких критериях того, что обучающийся должен уметь делать в конце обучения как его итог и результат.

Обратимся к опыту  педагога-новатора И. П. Волкова. В своей  книге "Цель одна - дорог много" он пишет: "В пределах выбранной конечной цели должен быть абсолютно точно определен, формализован конечный эффект - что ученик должен делать в конце обучения. И конкретизировать надо настолько четкими критериями, чтобы эти данные можно было вложить в ЭВМ. Если конечный эффект в такой степени не конкретизирован, то проектирование теряет смысл. Например, нельзя спроектировать, процесс обучения, предполагающий подготовку "хорошего инженера", "творчески работающего учителя", "талантливого художника или писателя", если четкими критериями не определить, что под этим понимается и что должен уметь делать человек в конце обучения".1

Образовательная цель процесса обучения заключается в формировании системы знаний, умений, навыков. Причем задача преподавателя заключается не только в формировании специальных, предметных умений и навыков, но и общеучебных - таких, как самостоятельная постановка учебных задач, планирование хода выполнения работы, самостоятельный выбор наиболее рациональных приемов деятельности, самоконтроль и т. д.

Развивающая цель процесса обучения отражает одну из острейших проблем в современной дидактике и педагогической психологии -взаимоотношение обучения и развития. По существу, в процессе обучения происходит разностороннее развитие учащихся в разных направлениях - развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающий характер обучения находит реализацию в отборе содержания образования и дидактической организации учебного процесса.

Воспитательная цель обучения заключается в формировании устойчивых нравственно-эстетических убеждений, мировоззрения, социально-ценностных ориентации и т. д.

Наряду с целями обучения системообразующими понятиями в  структуре процесса обучения выступают  деятельность преподавателя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат, связанный с конечным уровнем усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, степенью обученности и воспитанности учащихся.

Переменными составляющими  процесса обучения выступают: содержание учебной деятельности, методы обучения, средства обучения и организационные формы процесса обучения и учебной деятельности учащихся.

Содержание учебной  деятельности учащихся заключается в передаче социального опыта. Педагогическая наука опытно-экспериментальным путем устанавливает количество, качество и степень трудности необходимой для обучающихся информации, возможности ее усвоения и практического применения. Учебная информация, подлежащая усвоению, должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности в данных условиях и адаптирована с учетом развития обучающихся.

Методы обучения являются также существенным элементом структуры процесса обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия преподавателя и учащихся. Тенденция развития методов обучения отражает динамику перехода от методов деятельности педагогов (требование, инструктаж, информация и др.) к методам деятельности ученического коллектива (поиск, упражнение, соревнование, дискуссия) и от них - к методам самоорганизации, самообразования и самодеятельности.

Средство обучения выступает как материализованный носитель метода. Сюда относятся те материальные предметы, которые преподаватель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником: технические средства обучения, наглядность, оборудование и т. д.

Наконец, процесс обучения немыслим без такого элемента своей структуры, как организационные формы. Обучение осуществляется на уроках. Это ведущая форма обучения. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические, практические занятия, лекция, экскурсия, индивидуальное, групповое и коллективное обучение, факультативная деятельность, диспут и др. Форма обучения представляет собой ограниченную во времени и организационную в пространстве совместную познавательную деятельность преподавателя и учащихся.

 

 

2.1.2 Преподавание: сущность и технология

Преподавание - это педагогический процесс, который состоит в систематической передаче знаний, умений и навыков, в формировании мировоззрения и вооружении обучающихся мастерством в той или иной отрасли науки и практики. По самой своей сути преподавание - это руководство познанием, помощь ученикам в приобретении опыта, накопленного человечеством.

Теория и практика преподавания как педагогического процесса закладывалась  с трех сторон: самоотверженной работой новаторов, творческими поисками методистов-предметников и, наконец, фундаментальными трудами теоретиков-дидактов.

Анализ и обобщение накопленного передового педагогического опыта  дает основание полагать, что современный  подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания заключаются в следующем:

1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С. Макаренко: "Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей".

2. Взаимосвязь и взаимообусловленность  преподавания и учения как  двух неразрывных сторон процесса  обучения. Преподавание - это организация  педагогически целесообразной самостоятельной  деятельности учащихся. Главная задача преподавателя, как ее видел К. Д. Ушинский, - превратить деятельность ученика в его самодеятельность.

3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных  и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых преподавателем способах деятельности учащихся.

4. Необходимым элементом технологии  преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой.

5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся.

6. Стимулирование творческой деятельности  учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего.

7. Разнообразие форм и методов  обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.

Обращение к конкретному педагогическому  опыту мастеров позволит выявить и другие не менее важные признаки и положения технологии преподавания.

 

2.1.3 Учение как познавательная деятельность учащегося в целостном процессе обучения

Учение определяется как специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности человека, направленная на овладение опытом предшествующих поколений, зафиксированным в материальной и духовной культуре общества.

Понятие "учение" носит  многосторонний характер. Многообразие входящих в этот сложный процесс проблем (физиологических, психологических, социальных, педагогических, медицинских и др.) свидетельствует о междисциплинарном характере учения. Остановимся на педагогическом аспекте этой проблемы.

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и  других авторов учение рассматривается  как приобретение знаний, умений, навыков. Деятельностный подход к учению был основательно разработан А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. В теории А. Н. Леонтьева учение рассматривается (наряду с игрой и трудом) как тип ведущей деятельности, которая занимает большой период времени (часто до 15-16 лет) и в русле которой формируется сама личность ученика, а также более частные виды деятельности.

Информация о работе Принципы обучения как категории дидактики