Принципы обучения и воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:05, реферат

Описание работы

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них мне показалась сфера психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Понятие воспитание, его сущность, цели, задачи и функции………………...4
Субъект воспитательного процесса……………………………………………..6
Принципы воспитания………………………………………………………….10
Содержательная сторона воспитательной деятельности……………………..15
Модель воспитательной деятельности…………………………………………17
Технология воспитательной деятельности руководителя…………………….18
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Принципы обучения и воспитания.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

Любое поощрение предполагает гласность. Ведь поощрение имеет воспитательное значение не только для того, кто  его получил, но и для остальных  работников. Гласность поощрения  дает возможность привлечь внимание всех к поступкам товарища, вызвать  у них чувство восхищения, желание  подражать хорошему примеру, побудить их более требовательно относиться к собственному поведению. Для того чтобы обеспечить гласность, поощрение  следует проводить в торжественной  обстановке, на собрании.

В воспитании используется и метод принуждения - система средств и приемов воздействия на людей, нарушающих законы, нормы морали, призванных исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности. Принудить человека - значит заставить его выполнять волю руководителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед учреждением.

Этот метод применяется после  того, как все другие методы воздействия  на человека были исчерпаны и не дали желаемых результатов. В руках  воспитателей имеются различные  формы принуждения: категорическое требование, запрещение, предупреждение о возможном наказании, наложение  дисциплинарного взыскания, общественное осуждение, привлечение к административной ответственности. Для того чтобы  взыскание возымело нужный воспитательный эффект, при его применении целесообразно  соблюдать определенные педагогические требования.

Прежде всего, необходимо глубоко разобраться в существе поступка, выяснить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение человека, особенности его личности, а также время его работы в учреждении. Все это позволяет верно оценить нарушение и определить меру взыскания, которое окажет наибольшее воспитательное воздействие на человека, совершившего проступок.

Для определения меры наказания  очень важно знать, как провинившийся  относится к совершенному проступку, как сам его оценивает и  как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки - половина исправления. Исправить поведение нарушителя может только такое средство, которое заставит его почувствовать свою вину, осознать ее и понять, что жить и поступать надо иначе. До наложения взыскания необходимо в личной беседе установить причины проступка, степень осознания человеком своей вины и оценки поведения. Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно учитывает характер проступка и его влияние на окружающих.

Немаловажное значение имеет порядок  наложения взыскания и приведение его в исполнение. Педагогически  оправдано объявлять взыскание  лично или в кругу товарищей.

Совершенно недопустимо наложение  взыскания на весь коллектив вместо наказания непосредственных виновников. Огульное и массовое применение взысканий  способствует возникновению и развитию отрицательного морально-психологического климата в коллективе, может привести к круговой поруке.

Успешное решение сложных и  ответственных задач воспитания людей во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, служебного и нравственного  авторитета, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания.

Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого  достоинства, всестороннем развитии личности, духовных и физических сил, удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей. Основным методом воспитания является метод убеждения, сочетаемый с методом  примера, упражнения, поощрения, принуждения. Между всеми методами существует органическая связь и взаимозависимость. Именно она определяет сущность воспитательной технологии. Педагогика исходит из того, что успехи в воспитании достигаются  с помощью воспитательных технологий, которые позволяют скоординированно использовать весь арсенал методов  воспитания, все эффективные средства и приемы воспитательного воздействия.

Эффективность воспитательной деятельности достигается:

  • организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными рекомендациями и реальными потребностями;
  • социально-ценностной, целевой и содержательной направленностью воспитания, оптимальной его организацией в рамках продуктивных модели, алгоритма и технологии;
  • обеспечением положительной мотивации в труде, раскрытием и реализацией сущностного потенциала каждого работника;
  • достижением сплоченности коллектива, согласия в семье, обеспечивая ему целостность как субъекта жизни, деятельности;
  • личным отношением к выполнению должностных обязанностей на высокопрофессиональном, творческом уровне;
  • всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

Критерии эффективности воспитательной деятельности:

  • достижение воспитательных целей, связанных с целостным формированием работников, сплочением коллектива, которые проявляются в морально-психологическом состоянии и результатах труда;
  • соответствие воспитательной работы объективным законам воспитания, правовым нормам, решаемым задачам и потребностям людей;
  • оптимальность системы воспитательной деятельности и действенность воспитательных мероприятий, то есть соответствие ее продуктивной модели, алгоритму и технологии;
  • уровень мастерства и искусства руководителя в воспитательной деятельности, его личная роль в организации целостного деятельностно-воспитательного процесса, в решении практических задач и конкретных проблем.

Учет условий эффективности  воспитательной деятельности ее и объективная  оценка в соответствии с указанными критериями позволят добиваться высоких  результатов в воспитании. В реальной практике это обеспечит соответствие воспитательной работы в учреждении новым решаемым задачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные и  важнейшие принципы воспитания и  обучения. Рассмотренные принципы, если их взять в совокупности, дают представление о том, какой должна быть практическая организация воспитательного  процесса. Воспитание и обучение зависит от многих факторов, и они должны быть обязательно учтены в результате выстраивания воспитательного процесса.

            Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание - целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение - целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека.  Если обучение имеет дело преимущественно с искусственными объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные (человек, общество) и экологические отношения, на процессы и явления, как живые и естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания. Если обучение ориентировано на усвоение знаний, умений, и, что особенно важно, способов интеллектуальной, познавательной, профессиональной деятельности, способов самопознания, культурного общения, поведения, то воспитание направлено на приобретение позитивного опыта социальных отношений,  опыта нравственного, гражданского самоопределения, связано с навыками социального реагирования, с поддержкой индивидуальности в человеке, обеспечением адекватной самооценки. Если основной результат обучения – усвоение человеком культуры значений, образов, действий, норм, понятий, то основной результат воспитания - выработка человеком своей личной культуры смыслов. В личностном смысле, в отношении прячутся и ценностная, и мотивационная стороны человеческой активности. Цели, ценности, мотивы личности - ускорители (или замедлители) обучения. Значит, воспитание - условие обучения. Но и обучение, формируя знания и умения, в частности нравственные знания, - условие возвышающего личность воспитания. Информационно-операционная бедность же личности затрудняет формирование ценностной сферы человека. Таким образом, воспитание и обучение неразрывно связаны между собой в педагогическом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Ли Якокка «Карьера Менеджера»
  2. В.С. Алексеевский «Введение в российский менеджмент»
  3. Питер Друкер «Задачи менеджмента в 21 веке»
  4. В.Р. Веснин Менеджмент: учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 504 с.
  5. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. Педагогических вузов и пед. Колледжей (Под. Ред. П.И. Пидкасистого) - М.: ед. общ-во России 2002. - 640 с.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. Для студ. ун-тов и пед. ин-тов (И.Ф. Харламов) - Мн.: Университетское, 2001. - 272 с.
  7. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие - М.: «Бизнес школа «Интеллект Синтез». - 2001. - 352 с.
  8. Психология менеджмента: Учебник (Под ред. Проф. Г.С. Никифорова - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 2003. - 572 с.
  9. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 584 с.
  10. Шибутаки Т. Социальная психология. (Пер. с англ. В.Б. Ольшанского, - Ростов н/д: «Феникс», 2002. - 544 с.
  11. Алексеевский В.С. Метод конкретных ситуаций управления: учебно-методическое пособие по развитию практических навыков управления. - Калуга: КФ МГЭИ, 2000 г. - 58 с.
  12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001. - кн.2: Психология образования. - 608 с.

 

 

 

 


Информация о работе Принципы обучения и воспитания