Принципы обучения и воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:05, реферат

Описание работы

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них мне показалась сфера психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Понятие воспитание, его сущность, цели, задачи и функции………………...4
Субъект воспитательного процесса……………………………………………..6
Принципы воспитания………………………………………………………….10
Содержательная сторона воспитательной деятельности……………………..15
Модель воспитательной деятельности…………………………………………17
Технология воспитательной деятельности руководителя…………………….18
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Принципы обучения и воспитания.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

Средства  и приемы составляют основу методов  воспитания, они связаны между собой и на практике применяются в единстве. Однако их следует отличать друг от друга.

Средства  воспитания - это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся:

- различные виды деятельности,

- совокупность конкретных мероприятий, а также предметов (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т. д.).

Приемы  воспитания - это частные случаи использования элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приемы могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Так, убеждение является одним из основных методов формирования научного мировоззрения, убежденности. И в то же время оно может быть одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера. Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означает владения воспитательной технологией. Владение средствами и приемами воспитания позволяет руководителям отобрать наиболее эффективные для данной ситуации методы и применять их в определенном сочетании или отдавая предпочтение одному из них.

Методы воспитания применяются  руководителем комплексно, во взаимосвязи, непосредственно и опосредованно. Их главное предназначение состоит  в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками воспитательного  процесса. В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод изолированно от других.

Исходным моментом для построения системы методов является уточнение  их роли в педагогической практике. В повседневной жизни руководитель, как правило, не задумывается о том, какой метод применить для  решения воспитательной задачи. Однако для определения принципиальной педагогической линии поведения  в сложной ситуации ему необходимо знать определенную совокупность возможных  решений. Овладение методами воспитания и их системное применение позволяют  не только четко представлять, что  делать при повседневном воспитании подчиненных, но и определять перспективы  воспитательной работы, выявлять эффективные  средства достижения ее целей.

Методы воспитания взаимно дополняют  друг друга, и никакой метод не действует изолированно, формируя определенную характеристику социального субъекта. В педагогике существует несколько  классификаций методов воспитания. Одна из них выделяет такие методы, как убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример. Другая базируется на традиционных методах (убеждение, пример, упражнение, поощрение, принуждение) и дополнена такими методами, как соревнование, критика и самокритика. Третья включает в себя несколько групп: 1) группа методов, непосредственно побуждающих к проявлению активной жизненной позиции; 2) методы овладения обобщенным социальным опытом; 3) группа методов накопления личного опыта социально ценной деятельности; 4) оценочно-стимулирующие и корректирующие методы.

Поэтому при классификации методов  воспитания были учтены совокупные стороны  данного целостного процесса и прежде всего его основные функции. В  соответствии с этими ориентирами  предложено выделить наиболее действенные  методы воспитания и представить  их такими группами:

традиционно принятые - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

инновационно-деятельностные - внедрением новых воспитательных технологий, моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

неформально-межличностные - осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких;

тренингово-игровые - обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях, социально-психологические тренинги, деловые игры, и др.;

рефлексивные - основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.

Опыт показывает, что процесс  воспитания всегда протекает в рамках воспитательной системы и опосредуется ею. Исходя из того, что в воспитательном процессе руководитель непосредственно  взаимодействует с подчиненными, можно предложить ему взять за основу воспитательной технологии систему  методов воспитания традиционно-принятого характера. В числе таких методов целесообразно рассмотреть убеждение, упражнение, поощрение, пример, принуждение.

Система методов воспитания персонала  призвана выполнять ряд функций. Важнейшими из них являются: передача опыта отношений; организация поведения работников и коллективов в соответствии с установленными нормами и правилами; стимулирование духовных и физических сил людей при выполнении требований профессиональной деятельности; предупреждение развития нежелательных, негативных черт характера и поведения; разрешение возникающих конфликтов и др. Важно, чтобы руководитель непрерывно совершенствовал методы воспитания.

  Чтобы уверенно и эффективно применять воспитательные технологии и их ведущие компоненты - методы воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, необходимо быть достаточно подготовленным к этой работе. Важно не только иметь представление о воспитательных технологиях и их взаимосвязанных компонентах, но и знать характерные для методов воспитания средства и приемы, условия оптимального выбора и применения избранных методов и многое другое. Рассмотрим некоторые вопросы из этого перечня и прежде всего, обратим внимание на традиционные методы воспитания, средства и приемы их реализации.

В отечественной педагогике главным методом традиционного воспитания признается метод убеждения.

Убедить человека - это значит воздействовать на его сознание, расположить к определенным нравственным нормам, превратить их в главные мотивы поведения.

Метод убеждения предполагает использование  двух основных, неразрывно связанных  средств: убеждение словом и убеждение  делом.

Слово, речь руководителя - мощное оружие воспитания. Успех убеждения словом обеспечивает сочетание содержания, живости и образности языка, простоты, ясности, доступности речи.

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с  убеждением делом, практикой.

При убеждении делом наиболее часто  используются следующие приемы: показ  работнику общественной ценности и  значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих  ошибочные взгляды; ссылка на опыт сослуживцев; личный пример руководителя и др.

Важнейшим условием является убежденность самого воспитателя, его принципиальность, исключающая разрыв между словами  и поступками. Успешно убеждать других может только тот, кто сам твердо убежден в том, о чем говорит. Это чрезвычайно важное и необходимое  качество воспитателя. Личная убежденность руководителя, глубокая вера в правоту  своего дела, справедливый характер целей  позволяют воспитателю оказывать  благотворное влияние на сознание людей.

Условиями успешного убеждения  выступают справедливость, честность  и искренность воспитателя, его  готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Успех убеждения  достигается также умением воспитателя  ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью голоса, жестов.

Важными условиями действенности  метода убеждения являются широкий  общенаучный и профессиональный кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и  профессиональный опыт.

Успех убеждения зависит и от педагогического такта воспитателя, понимания им психологии человека. Тактичное взаимодействие с работниками  предполагает, прежде всего, искреннее стремление воспитателя помочь им найти истину, преодолеть ошибочные взгляды и заблуждения. Такт исключает проявление руководителями высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков.

Необходимым условием успешного убеждения  людей является дифференцированный подход к различным категориям работников. То, что является эффективным при  убеждении молодежи, не всегда срабатывает  среди опытных работников, ибо  они обладают различным жизненным  и трудовым опытом, имеют различный  уровень образования и культуры.

В воспитании широкое применение находит метод упражнения. Упражнение - специальная, многократно повторяемая человеком деятельность - необходимо для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях.

Метод упражнения позволяет каждому  воспитателю и самому воспитуемому быстрее достичь желанной цели: слить  воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой  организации повседневной жизни  и деятельности, которая укрепляет  их сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного  поведения.

Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что  в первом случае оно тесно связано  с одновременным повышением сознательности, а во втором - направлено на отработку  навыков и умений до автоматизма.

Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий. Одним из важнейших  условий выработки и развития положительных привычек поведения, волевых качеств, смелости, решительности, инициативы являются высокая сознательность и глубокая убежденность человека. Чем выше уровень сознательности, тем с большей настойчивостью и упорством человек будет  закалять свою волю и характер, тем  больше будет он проявлять инициативы, творчества.

Для совершенствования моральных  и других профессионально важных качеств большое значение имеет  системный подход к упражнениям, который подразумевает последовательность, плановость и регулярность. Это значит, что руководитель должен планировать  объем и очередность нагрузок, влияющих на развитие положительных  привычек, на совершенствование волевых  качеств.

Для того чтобы успешно использовать метод упражнения при формировании качеств личности, необходимо всесторонне  учитывать возрастные, психологические, физиологические и другие индивидуальные особенности людей. Чтобы не допустить  моральных и психологических травм, не надломить человека, усложнять упражнения, увеличивать нагрузки следует постепенно.

Важным методом воспитания является пример. Пример руководителя, лучших работников, выдающихся личностей в процессе воспитания оказывает большое воздействие на сознание, чувства и волю человека. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии воспитателей на работников личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к  подражанию, особенно молодых. Не имея богатого жизненного опыта, навыков  поведения в различных ситуациях, они вынуждены искать образцы  правильного поведения. Это черта  исторически сформировалась у человека как потребность.

В процессе воспитания на положительном  примере необходимо соблюдать ряд  условий. Прежде всего, пример должен быть общественно и лично значимым и ценным. Чем глубже осознают люди его общественную ценность, чем он ближе и доступнее им лично, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее влияние положительного примера. Поэтому пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. Важно показать, какие внутренние силы управляли поведением человека, который ставится в пример, какие нравственные мотивы побуждали его на самоотверженные действия.

Влияние положительного примера тем  сильнее, чем ярче, эмоциональнее  описывается обстановка, в которой  происходила деятельность, служащая примером для подражания, дается характеристика преодолеваемых трудностей. Такое описание примера вызывает чувство гордости, восхищения, заставляет прочувствовать обстановку, в которой находился  герой, наглядно представить ее.

Положительный пример приобретает  воспитательную силу в том случае, если он органически связан с высокими качествами личности руководителя и  проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Практика показывает, чем  организованнее и требовательнее к  себе руководитель, тем выше организованность и самодисциплина его подчиненных.

Значительное место в воспитании занимает метод поощрения. Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

Поощрения являются важным средством  воспитания. Это очень тонкое и  сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от воспитателя  серьезного и вдумчивого отношения. Прежде всего, любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов в решении главных, стержневых задач, стоящих перед учреждением. Действенность метода поощрения зависит и от правильного сочетания его видов. Важно разнообразить форму поощрения. Недопустимо превращать один и тот же вид поощрения в обыденное дело, да еще приуроченное к празднику.

Информация о работе Принципы обучения и воспитания