Принципы обучения и воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:05, реферат

Описание работы

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них мне показалась сфера психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Понятие воспитание, его сущность, цели, задачи и функции………………...4
Субъект воспитательного процесса……………………………………………..6
Принципы воспитания………………………………………………………….10
Содержательная сторона воспитательной деятельности……………………..15
Модель воспитательной деятельности…………………………………………17
Технология воспитательной деятельности руководителя…………………….18
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Принципы обучения и воспитания.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

  1. Понятие воспитание, его сущность, цели, задачи и функции………………...4
  2. Субъект воспитательного процесса……………………………………………..6
  3. Принципы воспитания………………………………………………………….10
  4. Содержательная сторона воспитательной деятельности……………………..15
  5. Модель воспитательной деятельности…………………………………………17
  6. Технология воспитательной деятельности руководителя…………………….18

Заключение…………………………………………………………………………...28

  Список используемой литературы………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деятельность руководителя имеет  многообразный характер. Чтобы успешно  осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них мне показалась сфера психологии.

Работа руководителя - это, прежде всего работа с людьми, которая является одним из самых сложных видов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.

Все эти многообразные функции  менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в  области психологии и опытом их применения в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие воспитание, его сущность, цели, задачи и функции

           Воспитание в условиях реформирования общества вполне обоснованно и закономерно считается приоритетным направлением деятельности каждого руководителя. Поэтому психологическая и профессиональная подготовленность руководителя к тому, чтобы осуществлять воспитательную работу в учреждении, на производстве в соответствии с общими целями воспитания и в интересах решения стоящих задач служит определяющим фактором эффективного управления и достижения высоких трудовых показателей. Воспитание - неотъемлемая функция каждого руководителя любого уровня.

Создание оптимальных модели, алгоритма  и технологии воспитательной деятельности обусловлено потребностями производственной практики, которые могут быть удовлетворены  путем разрешения противоречий социально-политического, экономического, правового, нравственного, психолого-педагогического, этнопсихологического, этнопедагогического характера. Данную проблему должен видеть каждый человек, готовящий себя к управленческой деятельности, и быть способным решать ее компетентно и продуктивно.

Для выявления оптимальной модели воспитательной работы руководителю важно, во-первых, определить ее закономерности, принципы и отличительные признаки. Во-вторых, в соответствии с ними требуется определить оптимальные параметры модели и технологии воспитательной работы.

Системно-целостный подход предполагает рассмотрение воспитания во всех его  измерениях. В широком смысле воспитание отождествляется с социализацией, то есть рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта. Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие социальных субъектов между собой, с окружающей природной и социальной средой. Использование такого подхода дает возможность синтезировать наиболее продуктивные подходы и на такой интегрированной основе создать оптимальную систему воспитательной работы в учреждении.

Во взаимодействии воспитатель и воспитуемый одновременно выступают субъектами самоизменения и объектами воздействия. Благодаря этому каждый человек формируется как:

-    личность (член общества, учебного коллектива, семьи и пр.),

-   субъект деятельности (эффективный участник профессиональной и иной деятельности, повседневных отношений и личностного развития),

-   индивидуальность (самобытная, неповторимая натура).

 Основными участниками такого  воспитательного процесса являются  различные коллективы, группы, общественные  институты, отдельные граждане.

 

Сущность  воспитания проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественной жизни и труду, формирование их как гармонично развитых личностей, субъектов деятельности и индивидуальностей. Характер взаимосвязей и воспитательные функции каждого субъекта регулируются действующим законодательством, педагогическими принципами и направлены на обеспечение успешности труда.

Воспитание имеет собственную  область деятельности и охватывает все сферы жизни и труда. Качественно  новое состояние воспитательной деятельности достигается на основе разрешения комплекса противоречий, соблюдения закономерностей новой  реальности и обусловленных ими  принципов воспитания. Это соответствует  интересам производства и потребностям работников.

Воспитание  как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены для достижения воспитательных целей и задач. В ней можно выделить модель, алгоритм и технологию, которые детерминированы закономерностями и принципами воспитания.

Основные цели и задачи воспитания граждан сформулированы в законодательных  актах Российской Федерации и  конкретизированы в документах органов  государственного управления.

Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.

Основными задачами воспитания являются следующие:

  • формирование научного мировоззрения у персонала, основу которого составляют патриотизм, профессионализм, нравственность и приверженность закону;
  • развитие положительной мотивации в труде, творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в решении практических задач;
  • гармоничное, целостно-ориентированное развитие каждого работника на единой основе его возможностей и требований производства;
  • усвоение общечеловеческих ценностей, исторического опыта и патриотических традиций Отечества;
  • обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе на основе уважения к закону, сложившихся социально значимых внутриколлективных норм;
  • активизация роли воспитания в едином и целостном укладе повседневного труда и жизни.

Реализация целей и задач  воспитания обеспечивается совместными  усилиями  руководителей, всего персонала, коллективов, общественных институтов, семей и др. Центральную роль среди  них призваны играть руководители учреждений. Воспитание является приоритетной обязанностью каждого руководителя. Они выступают непосредственными организаторами и участниками воспитательного процесса в учреждении.

В процессе достижении целей и задач  воспитания реализуются возложенные  на руководителя функции. К основным функциям воспитания можно отнести следующие:

  • статусно-позиционная - обеспечивает понимание и принятие коллективом законного социального положения, роли, места, задач, ответственности и обязанностей;
  • формирующе-развивающая - состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у работников, а также реализацию их творческого потенциала в профессиональной деятельности;
  • информационно-коммуникативная - обусловливает активное влияние воспитания на процесс познания в коллективе, а также развитие социально значимых связей и взаимоотношений в коллективах;
  • мотивационно-мобилизующая - состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих работника к продуктивному выполнению обязанностей и социально-ценностных функций в коллективе;
  • профилактико-перевоспитующая - заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, ликвидации негативных качеств и черт характера работника в интересах коллектива.

 

  1. Субъект воспитательного процесса

Субъектом воспитательного процесса традиционно считается руководитель, а объектом - различные категории персонала и коллективы. В условиях централизованной иерархической структуры такого рода субъект-объектные отношения приемлемы. Однако в современных условиях при решении сложных воспитательных задач все чаще наблюдаются субъект-субъектные отношения, предполагающие взаимную активность и взаимодействие всех сотрудников в качестве полноправных участников. Таким образом, субъектами воспитания выступают все члены профессионального коллектива (начальники, подчиненные), сами коллективы, различные социальные органы и организации. При этом принципиальным является то, что границы, рамки функционирования каждого субъекта определены законами, установленными нормами, правами, полномочиями и ответственностью.

Такой характер взаимоотношений стимулирует  обоюдную активность: как руководителя, так и, что особенно важно, подчиненного. Это обусловлено тем, что любой  человек эффективно развивается  и формируется тогда, когда ему  предоставляется возможность раскрыться, проявить свой творческий потенциал  и активность. Воспитание становится плодотворным, если оно обращено к  субъектным, творческим силам личности. В этом случае объект воспитания не только правильно понимает воспитующее воздействие, но и принимает его и активно исполняет все содержащиеся в нем требования.

Важно понимать, что множество взаимоотношений  и взаимодействий, в которые вступает человек, не усваиваются им пассивно и механически. Одни из них стимулируют  деятельность и формируют мотивы поведения; другие оказываются нейтральными; третьи - вызывают сопротивление. В  воспитании спонтанно проявляются  природные сущностные силы человека. Все это характеризует человека как целостный феномен, который  одновременно является как субъектом, так и объектом воспитания.

В качестве субъекта воспитательного  процесса человек предстает как  развивающаяся индивидуальность. В  основе такого развития лежит не только социальная среда, но и природные  силы, духовный мир человека. Здесь  он осуществляет собственный критический  анализ влияний, отношений, взаимодействий и совершает сознательный выбор  идей, действий и поступков. Появляется возможность ставить собственные  цели деятельности.

Другим  полноправным субъектом воспитательного  процесса является руководитель. Он становится им уже потому, что живет, действует и делает выбор нравственного поведения для удовлетворения своих потребностей и интересов в присутствии подчиненных. Кроме того, начальник становится субъектом воспитательного процесса тогда, когда осознает смысл и цель труда, ответственность за свое влияние на подчиненных. Тем самым руководитель реализует свою потенциальную возможность и обязанность быть активным воспитателем. Именно руководитель несет ответственность за организацию эффективного воспитательного процесса в учреждении.

Третьим участником воспитательного процесса является коллектив, где каждый работник находит благоприятные условия для своего развития, удовлетворения собственных потребностей и интересов, применения своих способностей для самосовершенствования, самоутверждения и самопроявления. Как субъект воспитания коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, во многом обусловливает его деятельность, формируя мировоззрение, методологию, продуктивную практику труда и жизненную стратегию. В то же время коллектив является и объектом воспитания для руководителя.

Информация о работе Принципы обучения и воспитания