Принцип наглядности в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9
1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе………………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26
2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28
2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29
Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30
Заключение………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

       Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место.

    Цель нашей курсовой работы, раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории. Мы показали это в теории и подкрепил на практике. Доказали, что наглядность на уроках способствует:

  1. прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков;
  2. развитию творческой активности школьников;
  3. обогащению абстрактного мышления школьников.

В своей  курсовой работе мы изучили психолого-педагогическую литературу, определили роль наглядности в процессе обучения, дали научное обоснование наглядности, указал ее роль на уроке. Выполнили сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты [Текст]: Монография/ Б. Б. Айсмонтас - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002. — 167с.
  2. Бабанский,  Ю.К. Педагогика. [Текст]: Монография / Ю.К. Бабанский  -Просвещение , 1988.-608с.
  3. Болтянский, В.Г. Формула наглядности; изоморфизм плюс простота [Текст] / В.Г. Болтянский. – М.: Советская педагогика.- 1970. - №5. - С.46-60.
  4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. [Текст]: Монография / В.В. Давыдов. -  М.: ИНТОР, 1996. - 544с.
  5. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. [Текст]: Монография / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. – т. 2. С 384.
  6. Коменский, А.Я. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. / Я.А. Коменский. В 2-х т. – М.: 1982, т. 1. - 384с.
  7. Константинов, Н.А. История педагогики. [Текст]: Учебник для студентов пед. Институтов/ Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. – 447с.
  8. Короткова, М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории. [Текст]: Статья. // Преподавание истории в школе./ М.В. Короткова– 2008. - №1. – с. 3-8.
  9. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. [Текст]: Практ. Пособие для учителей. / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 192 с.
  10. Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории. [Текст]: Практ. Пособие для учителей. / М.В. Короткова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –176с.
  11. Краснова, Г.А.Технологии создания электронных обучающих средств. [Текст]: учебное пособие/ Г.А.Краснова, А.В. Соловов, М.И. Беляев - М.: 2002. – 304с.
  12. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения: Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., - 1983. – т. 1. – С. 360.
  13. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. [Текст]: Монография/ И.Н. Лернер– М.: Знание, 1980. – 96с.
  14. Модестова, Н. В. Функции средств наглядности в анализе изучаемых объектов и в практических действиях школьников [Текст]/ Н. В. Модестова.- М., 1962. - 20 с.
  15. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?[Текст] / Т.С. Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 20-27.
  16. Оконь, В. Введение в общую дидактику [Текст]: Монография/ В. Оконь. Высшая школа, 1990. - 382с.
  17. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. [Текст]: Учебное пособие/ П.И. Пидкасистый.  – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
  18. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч./ А.Т.Степанищев– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. –304с.
  19. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе. [Текст]:  Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./ М.Т. Студеникин – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240с.
  20. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. [Текст]: Монография / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988 - Т. 2 - С. 401-407
  21. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя. [Текст]: Монография/  Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина - М.: Просвещение, 1991.-288с.
  22. Харламов,  И.Ф.  Педагогика. [Текст]: Монография / И.Ф.  Харламов  - М.: Юристъ , 1997.- 507с.
  23. Черниченко, В.И.  Дидактика высшей школы. [Текст]: Монография /  - М.: Вузовская  книга , 2002.-136с.

Информация о работе Принцип наглядности в обучении