Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа
Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.
Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9
1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе………………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26
2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28
2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29
Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30
Заключение………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………………
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайская
государственная
академия образования
им. В. М. Шукшина»
Факультет истории и права
Кафедра
педагогики
Курсовая работа:
Выполнил:
студент ФИиП
2 курса 091 гр.
Николаев
С.А.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Манузина
Е.Б.
Бийск -
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………
1.1. Принцип
наглядности в педагогических системах
различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология
наглядного обучения…………………………………………………………
1.3. Методы наглядного
обучения……...……………………………………………
1.3.1. Классификация,
виды и типы средств наглядности при обучении
истории………..17
Выводы по I главе…………………………………………………………………
Глава
II. Опытно-экспериментальная работа
по влиянию наглядных пособий на процесс
обучения.………………………………………………………
2.1.
Разработка урока по истории с использованием
наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка
урока по истории без использования наглядного
метода обучения………28
2.3.1.
Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….
Выводы по
II главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.
Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь.
Проблеме наглядности, принципу наглядности в обучении уделялось большое внимание. Её исследованию Б.Б. Айсмонтаса[Айсмонтас 2002], Ю.К. Бабанского[Бабанский 1988], В.Г. Болтянского[Болтянский 1970], В.В. Давыдого[Давыдов 1996], Я.А. Коменского[Коменский 1982], А.Н. Леонтьева[Леонтьев 1983], Н.В. Модестого[Модестова 1962], Т.С. Назаровой[Назарова 1997], К.Д. Ушинского[Ушинский 1988], и др. В них рассматриваются роль и значение наглядности в образовании, формирований понятий и продуктивной деятельности учащихся. В связи с этим мы постараемся рассмотреть проблему управления вниманием школьников с помощью наглядных методов.
Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.
Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ 34
Гипотеза: основывается на предположении
о том, что использование наглядных средств
способствует повышению качества знаний
и активизации учебной деятельности учащихся.
Задачи:
Глава
I. Психолого-педагогические
основы использования
наглядных средств обучения
в средних классах
1.1.
Принцип наглядности
в педагогических
системах различных
учёных и педагогов
С давних пор для лучшего усвоения и запоминания используются наглядные объекты и пособия. Благодаря ним у учеников появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление.
Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. [Каменский 1982]. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.[Каменский 1982]. Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции ТА. Ильиной, подразделить на:
Однако
использование наглядности
Про наглядное обучение К.Д. Ушинский писал в своём учебнике "Родное слово": "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье [Ушинский 1988].
Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному — по картинкам, другому без картинок, — и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка... Показывание картинок и рассказы по ним — лучшее средство для сближения наставника с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого человека от детей, и в особенности учителя от учеников, как показывая и объясняя детям картинки. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), — начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно. При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может направлять этот процесс. Причем главное дело опять делает та же картинка: она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно [Ушинский 1988]... Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.
Исходя из выше сказанного, мы можем выдвинуть следующие законы наглядности, которыми должен руководствоваться современный учитель:
Реализация
принципа наглядности возможно посредством
использования наглядных
Под
наглядными методами обучения понимаются
такие, при которых усвоение учебного
материала находится в
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое
подразделение средств
В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.
Условия эффективного применения наглядности
При
использовании наглядных
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;