Принцип наглядности в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9
1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе………………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26
2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28
2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29
Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30
Заключение………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      Таблицы – это графическое изображение  исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических  граф с целью их заполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений исторических явлений. Таблицы делятся на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

      Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или  заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории.

      Картографическая  наглядность. Исторические события  происходят как во времени, так и  в пространстве. Отнесение событий  к конкретному пространству и  описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику.

      Карты воспроизводят пространственно-временные  структуры, используя абстрактный  язык символов.

      Исторические  карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные  обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Они подразделяются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупно-, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и госстандарта. Обзорные карты показывают события определенного периода.

      Обобщающие  карты конкретизируют и более  подробно раскрывают карты тематические, на которых отражены события и явления, учебных тем. Таким образом, были рассмотрены различные виды средств наглядности обучения истории: предметная, изобразительная, условно-графическая.  

      Выводы  I по главе 

      В первой главе был рассмотрен теоретический анализ литературы по проблеме принципа наглядности в обучении.

При анализе  литературы о принципе наглядности  было выявлено что принцип наглядности — один из старейших и важнейших— означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Изначальной опорой наглядности является труд Я.А. Коменского, который дал теоретическое обоснование данного принципа. Он считал что в процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию.

      Д. Ушинский  показывает нам практическую значимость, развитие наблюдательности и мышления. “Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, — начните показывать картинки, и класс заговорит”

Наглядность обогащает  круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. Была рассмотрена сама технология наглядного обучения. Затем были указаны функции наглядного материала, а также факторы и методы наглядного обучения. Было выделено 4 основных фактора: Первый. Наглядность обучения  вытекает  из  того, что оно выступает для учащихся    как средство  познания  окружающего мира, и поэтому  процесс   этот  происходит  более  успешно. Второй. Познавательный  процесс  требует  включения  в  овладение  знаниями  различных  органов  восприятия. Третий. Наглядность  обучения  основана  на особенностях  мышления  детей,  которое  развивается  от  конкретного  к  абстрактному. Четвертый. Наглядность  повышает  интерес  учащихся  к  знаниям  и  делает  процесс  обучения  более  легким. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения. 
 

    Цель опытно-экспериментального исследования состояла в проведении двух уроков.

    Для решения поставленной цели были поставлена следующая задача опытно-экспериментальной  работы:

    Провести  два урока по истории у школьников 5 – 11 классы. Первый урок с применением наглядного метода обучения, второй без этого метода.

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа была организована в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» города Бийска Алтайского края. В исследовании принимали участие учащиеся 6 класса в возрасте 15 лет.

    Исходя  из указанной выше задачи, была организована опытно-экспериментальная работа, включающая 3 этапа:

    Проектировочный. Данный этап предполагает отбор содержания учебного материала.

 Рефлексивный. Данный этап предполагал анализ полученных результатов [Краснова 2002]. 

      2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения 

      Тема  урока: Открытие Америки и морского пути в Индию.

      Цель  урока: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.

      Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба.

      2. Развивающая: развивать умение  работы с текстом, учить анализировать,  выделять главное, сравнивать, устанавливать  причинно-следственные связи, делать выводы; развивать навыки работы с картой, дополнительной литературой, навыки самостоятельной работы, разбора материала на заданную тему; 3. Воспитательная: обогащать, усложнять исторический словарный запас; стимулировать интерес к изучению всемирной истории; дальнейшее развитие монологической речи, культуры устного развернутого ответа.

      Новые имена, даты: Бартоломеу Диаш 1487-1488 гг., Васко да Гама 1497-1499 гг., Христофор  Колумб 1492-1493 гг., 1502-1504 гг., Америго Веспуччи, Фернандо Магеллан 1519-1521 гг.

      Оборудование: презентация: карты «Великие географические открытия», портреты путешественников, иллюстрации.

      Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят  сообщения: биография Х.Колумба, Васко  да Гаммы, Ф. Магеллана.

      1.Повторение  изученного. Учащиеся отвечают на вопросы: 1) что представляла собой Индия до Великих географических открытий? Как вы думаете, по каким путям Европа вела торговлю с Индией?; 2) Какие народы жили в доколумбовской Америке? Каковы особенности управления государством у разных народов Америки? Как вы думаете, смогли бы народы Америки противостоять завоеваниям?

      2. Переход к новой теме: Позднее  средневековье. Тема: Открытие Америки  и морского пути в Индию.  Итак, мы выяснили, как жили народы  доколумбовой Америки. На сегодняшнем  уроке мы отправимся с вами в путешествие, которое покажет, откроет нам имена тех, кто не боялся неизведанного, кого жажда поиска и наживы толкала искать неведанные страны. Цель нашего урока – познакомиться с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.

      3. Изучение новой темы

      1. По ходу рассказа учителя учащиеся  формулируют причины ВГО. (слайд 2)

      Причины Великих географических открытий: поиск новых путей из Европы в Азию для торговли напрямую; жажда наживы; поиск золота.

      2. Рассказ учителя об экспедициях португальцев вдоль западного берега Африки (с использованием карты). (слайд3) 3. Сообщение учащегося о жизни Васко да Гаммы (портрет - слайд 4) и рассказ учителя об открытии морского пути в Индию (карта - слайд 5).

      4. Биография Х. Колумба – сообщение учащегося (портрет – слайд6) и самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа 48 п.4 – открытие Америки. Ответить на вопрос: какие острова открыл Колумб? Показать на карте (карта - слайд 7)

      5. Биография Ф. Магеллана – сообщение учащиеся (портрет – слайд 8) и рассказ учителя Первое кругосветное путешествие (с использованием карты) (карта – слайд 9)

      6. Беседа по прочитанному: - какова цель путешествия Ф.Магеллана? (достижение Азии западным путем) - какой океан прошли моряки? (Тихий) - почему они его так назвали? (хорошая погода во время 4-месячного плавания) - почему моряки оказались в трудном положении? - какое значение имело это путешествие? (доказало, что земля-шар) 7. Значение ВГО: повлияли на развитие торговли.

      4. Закрепление изученного материала - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Кто же открыл Америку? - Назовите имена Великих путешественников?

      5. Подведение итогов урока 6. Домашнее задание Параграф 49, взять в библиотеке книгу о путешествиях, проиллюстрировать одно из путешествий. 

      2.2. Разработка урока по истории без наглядного метода обучения 

Тема  урока: «Боги Древней Греции»

      Цель  урока: Изучить культы основных древнегреческих богов, познакомить учащихся с мифами о них.

      Задачи: Развивающая: развивать умение конспектировать под диктовку учителя, учить анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

      Ход урока: Этапы урока, объяснение учителя:

  1. Организационный момент.
  2. Переход к изучению новой темы.

      Беседа  с учащимися:

  • Дайте определение понятию «религия».
  • Религия - это вера человека в сверхъестественное.
  • Почему появляются религиозные верования?
  • Потому что человек не мог объяснить явления природы.
  1. Изучение новой темы

    Ученики читают и рассказывают миф о Деметре и Персефоне.

  1. Закрепление изученного на уроке

         Детям раздаются карточки с заданиями, чтобы проверить уровень усвоения нового материала.

  1. Итог урока

         Домашнее задание: Ответить письменно чему покровительствовал каждый из известных вам богов древних греков? Подготовить рассказ об одном-двух подвигах Геракла. 

    2.3.1 Сравнительный анализ  уроков 

    Первый  урок с применением наглядности, оказался наиболее эффективным в  процессе обучения в процессе обучения школьников. С первых дней обучения, учителю целесообразно использовать наглядный материал и далее с каждым годом обучения он все больше и больше внедряет наглядность в учебный процесс. Неважно первый, второй, третий или четвертый класс, просто в каждом используется разная наглядность. Она повышает творческую активность, логическое мышление, развивает память, воображение, речь детей.

    Второй  урок, представленный без наглядности более скуден, внимание детей рассеяно, они не сосредоточены на данном материале. Это я проверил на собственном опыте, когда учился в своей школе 34. Только сейчас я пришел к выводу что, без наглядного обеспечения учебный процесс для ребенка не интересен и непонятен.

    Выводы  по II главе 

    Опытно-экспериментальная  работа предполагала проведение двух уроков в средней школе.

      Целью первого урока было: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.

       Целью второго урока было: Изучить культы основных древнегреческих богов, познакомить учащихся с мифами о них. Первый урок с применением наглядности, оказался наиболее эффективным в процессе обучения в процессе обучения школьников. Второй урок, представленный без наглядности более скуден, внимание детей рассеяно, они не сосредоточены на данном материале. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В процессе изучения данной темы была изучена  педагогическая литература по использованию наглядности в обучении. Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Нами было выделено 3 подхода к изучению наглядности, а так же изучены законы наглядности, которыми должен руководствоваться современный учитель.

Информация о работе Принцип наглядности в обучении