Причины речевого нарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение причин речевых нарушений.

В задачи курсовой работы входит: изучение вопроса речевой патологии и выявления причин приводящих к нарушению речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________________2


Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ_________________________________3


Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРИЧИНАМ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ_________7


Глава 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе____________________10


Глава 4. ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ___________________________________14


Глава 5. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ_________________________________________16


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________________23


БИБЛИОГРАФИЯ_________________________________________________________24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа отформатированная.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат. palatum - нёбо). Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими 
нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией.

     В отечественных работах явления  назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

     До  недавнего времени ринолалию  определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, ринолалию в современной логопедической литературе выделяют в самостоятельное речевое нарушени. 

     Функциональные  нарушения 

     М. Е. Хватцев объясняет учением  И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

       Для нормального речевого развития  ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического развития.

     Речь  ребёнка нарушается и задерживается  в отсутствие эмоционального положительно окружения.

     Речь  развивается по подражанию, поэтому  некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

     Речевые нарушения часто могут возникать  при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с  разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

     Заикание - Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

     При заикании ребенка мы наблюдаем в  его речи вынужденные остановки  или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает  у детей в возрасте от двух до пяти лет.

     Мутизм - Временное исчезновение речи под влиянием различных вредностей (чаще всего неблагоприятных психических воздействий)  Mutus - по-латыни молчание.  
Мутизм и сурдомутизм относят к невротическим нарушениям речи. 
Мутизм имеет различную выраженность и нозологическую окраска

     Сурдомутизм (от лат. surdus - глухой, mutus - немой) - глухонемота. Она может быть врожденным, генетически обусловленным дефектом (глухонемые), однако этот термин обычно применяется для характеристики глухонемоты, развившейся у больного при отсутствии органических поражений слухового аппарата и речевых корковых отделов и имеющей в своей основе невротический (истерический) механизм.

     Сурдомутизм относится к острым расстройствам  психической деятельности. Встречающийся  очень часто в военное время как следствие контузии. Он чаще возникает при баротравме (например, в момент сильного взрыва). В этом случае черепно-мозговая травма вызывается воздействием воздушной волны, сильного звука, колебаниями атмосферного давления В отличие от глухонемоты, обусловленной стойким органическим нарушением слуха, сурдомутизм носит временный характер. Речь и слух при сурдомутизме обычно быстро восстанавливаются под влиянием растормаживающей терапии, а иногда - и без специального лечения. В отдельных случаях заболевание принимает затяжной характер и требует комплексного воздействия врачей (психоневрологов и оториноларингологов) и педагогов (логопедов, сурдопедагогов).  

     Однако  разграничение причин речевой патологии на органические и функциональные носит чисто условный характер и наиболее применимо лишь в отношении случаев грубых органических повреждений речевых органов. Особенно затруднено такое разграничение тогда, когда речь идет о центральном отделе речевого аппарата: трудно представить себе чисто функциональные изменения при полностью нормальной структуре головного мозга. По-видимому, во многих случаях органические изменения в нем могут быть настолько незначительными, что их просто не удается обнаружить современными методами исследования. Поэтому не случайно в последние десятилетия так много говорится о «минимальной мозговой дисфункции» с характерными для нее микроорганическими поражениями мозгового вещества. 
 По И. П. Павлову, о функциональных нарушениях мозговой клетки речь может идти лишь тогда, когда она повреждена неглубоко и еще способна выйти из тормозного состояния, то есть когда ее изменение носит обратимый характер. В случае обеспечения благоприятных условий эта клетка еще может вернуться к нормальному функционированию.

     При органических же поражениях повреждение клетки является необратимым. И особенно важно понимать следующее: длительно существующие функциональные нарушения могут принимать необратимый характер и тем самым как бы переходить в органические. Вот почему при любых нарушениях речи так важнавозможно более ранняя  
 
наличие органических нарушений в одном отделе речевого аппарата с неизбежностью влечет за собой возникновение вторичных функциональных нарушений в других его отделах. Например, органические нарушения в строении артикуляторного аппарата непосредственно обусловливают лишь появление у ребенка дефектов звукопроизношения. Однако постоянное восприятие им на слух неправильно им же самим произносимых звуков приводит к вторичному функциональному нарушению в работе речеслухового анализатора — ребенок начинает воспринимать дефектное звучание звуков как нормальное (как бы «прислушивается» к этому звучанию). А если ребенок при этом полностью заменяет один звук речи на другой (говорит, например, САРФ вместо ШАРФ), то с началом обучения его грамоте почти неизбежно появится еще и «третичное» нарушение — однотипные буквенные замены на письме. В результате этого вместо одного речевого расстройства придется преодолевать уже целых три 
Речь усваивается ребенком по подражанию, поэтому (в лучшем случае) он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться. Откуда ребенку знать, как нужно говорить? Он смотрит на взрослых, вслушивается и «всматривается» в их речь и пытается в меру своих возрастных и других возможностей ей подражать, постепенно все более и более приближаясь к «предлагаемому» образцу. И если он чаще всего слышит, например, «картавое» Р, то именно такое произношение этого звука и усваивает. Этим объясняются случаи нередко встречающейся «семейной» картавости, которую многие родители пытаются объяснять «наследственностью». Таким образом, здесь имеет место прямое подражание неправильному образцу. Существенную роль элемент подражания играет и в возникновении заикания. 
 Неблагоприятное влияние на формирование речи ребенка оказывает также быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей. Попробуй в этих условиях «рассмотреть» и расслышать, как произносятся те или иные звуки, попробуй уловить звуко-слоговую структуру сложных слов, их окончания и т. п. Развитие речи детей в этом случае обычно существенно задерживается, к тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи. 
В тех случаях, когда речь наиболее часто общающихся с ребенком взрослых бедна по содержанию и неправильна по грамматическому оформлению (бедный словарный запас, неправильное согласование слов между собой), ребенку не остается ничего другого, как усвоить предлагаемый ему «усеченный» образец. В таких семьях на речь ребенка чаще всего не обращают особого внимания, не исправляют ее. При подобных обстоятельствах специалисты обычно говорят о так называемой  педагогической  запущенности. 
 Особенно неразумным представляется нам «сюсюкание» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребенка «по доброй воле» родителей, но с нисколько не меньшими от этого отрицательными последствиями. Здесь ребенок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи, поскольку взрослые и без того выражают полнейший восторг в отношении ее качества. 
 Обидно, когда в силу рассмотренных здесь неблагоприятных социальных воздействий дефекты речи появляются даже у детей с нормально устроенным речевым аппаратом, но совершенно катастрофическими последствиями оборачивается это для ребенка, имеющего неполноценный в том или ином отношении речевой аппарат 
Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений. 
 
Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В этой курсовой работе было проведено  исследование проблемы речевой патологии.Для  понимания этого вопроса были рассмотрены все причины приводящие к речевому нарушению.

     В залючении укажем на особую важность понимания и знания причин развития патологии детской речи.

     Как уже говорилось раннее Речь является инструментом общения. Зачастую недостатки речи, будь то неправильное произношение звуков или проблемы, связанные с нарушением плавности и наличием запинок, серьезно осложняют процесс взаимодействия с окружающими, создавая неблагоприятный психологический фон. Избегая общения, человек может замкнуться в себе, утратить социальные связи, измениться как личность. 
Знания причин приводящих к нарушению речи является важным фактором в ранней диагностике,а так же для своевременого устранения  и  преодаления речевых расстройств. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Библиография 
 

  1. Абелева, И.Ю. Если ребенок заикается / И.Ю.Абелева. – М.: Просвещение, 1969. – 143 с.
  2. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание / Л.И.Белякова. -  М.: Педагогика, 191. Бадалян Л.О. Невропатология. — М.: Академия, 2000. — 382 с. 98 – 254 с.
  3. Богомолов, А.И. Устранение заикания у детей / А.И.Богомолов. – М.: Просвещение, 1977. – 93 с.
  4. Бэндлер, Р. Семейная терапия  / Р.Бэндлер. – Воронеж: Психология, 1993. – 128 с.
  5. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. – М.: Наука, 1967. – 521 3. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. 3-е изд. — М.: Владос, 1999. — 678 с.
  6. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968. — 367 с.
  7. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А.Крылов. – СПб.: Питер, 2006. – 559 с.
  8. Львов, М.Р.Тенденция развития речи учащихся / М.Р.Львов. – М.: Наука, 1987. – 127 с.
  9. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики / Н.Н.Малофеев // Дефектология/ - 1996. - №1. – C. 7-12.
  10. Ляпидевский, С.С. Расстройства речи у детей и подростков / C.C.Ляпидевский. – М.: Просвещение, 1969. – 563 с.
  11. Макарова, Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет / Н.В.Макарова. – СПб.: Каро, 2004. – 46 с.
  12. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М.Назарова. – М.: Академия, 2000. – 451 с.
  13. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 1995.   -  412 с.
  14. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика / Б.П.Пузанов. – М. Академия, 1999. – 728 с.
  15. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова. – СПб,: Питер, 2005. – 304 с.
  16. 15.Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Книга для родителей. Серия: Как воспитать гения / М.Е.Хватцев. – М.: Учпедгиз,1987. – с. 84.

Информация о работе Причины речевого нарушения