Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение причин речевых нарушений.
В задачи курсовой работы входит: изучение вопроса речевой патологии и выявления причин приводящих к нарушению речи.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________________2
Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ_________________________________3
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРИЧИНАМ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ_________7
Глава 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе____________________10
Глава 4. ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ___________________________________14
Глава 5. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ_________________________________________16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________________23
БИБЛИОГРАФИЯ_________________________________________________________24
В
ряде зарубежных работ такие нарушения
обозначаются термином «палатолалия»
(от лат. palatum - нёбо). Все остальные
случаи назализованного произношения
звуков, обусловленные функциональными
или органическими
нарушениями различной локализации, в
этих работах называют ринолалией.
В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.
До
недавнего времени ринолалию
определяли как одну из форм механической
дислалии. Учитывая специфику нарушения,
ринолалию в современной логопедической
литературе выделяют в самостоятельное
речевое нарушени.
Функциональные
нарушения
М. Е. Хватцев объясняет учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Для нормального речевого
Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
Речевые
нарушения часто могут
Заикание - Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.
Мутизм
- Временное исчезновение речи под влиянием
различных вредностей (чаще всего неблагоприятных
психических воздействий) Mutus - по-латыни
молчание.
Мутизм и сурдомутизм относят к невротическим
нарушениям речи.
Мутизм имеет различную выраженность
и нозологическую окраска
Сурдомутизм (от лат. surdus - глухой, mutus - немой) - глухонемота. Она может быть врожденным, генетически обусловленным дефектом (глухонемые), однако этот термин обычно применяется для характеристики глухонемоты, развившейся у больного при отсутствии органических поражений слухового аппарата и речевых корковых отделов и имеющей в своей основе невротический (истерический) механизм.
Сурдомутизм относится к острым расстройствам психической деятельности. Встречающийся очень часто в военное время как следствие контузии. Он чаще возникает при баротравме (например, в момент сильного взрыва). В этом случае черепно-мозговая травма вызывается воздействием воздушной волны, сильного звука, колебаниями атмосферного давления В отличие от глухонемоты, обусловленной стойким органическим нарушением слуха, сурдомутизм носит временный характер. Речь и слух при сурдомутизме обычно быстро восстанавливаются под влиянием растормаживающей терапии, а иногда - и без специального лечения. В отдельных случаях заболевание принимает затяжной характер и требует комплексного воздействия врачей (психоневрологов и оториноларингологов) и педагогов (логопедов, сурдопедагогов).
Однако
разграничение причин речевой патологии
на органические и функциональные носит
чисто условный характер и наиболее применимо
лишь в отношении случаев грубых органических
повреждений речевых органов. Особенно
затруднено такое разграничение тогда,
когда речь идет о центральном отделе
речевого аппарата: трудно представить
себе чисто функциональные изменения
при полностью нормальной структуре головного
мозга. По-видимому, во многих случаях
органические изменения в нем могут быть
настолько незначительными, что их просто
не удается обнаружить современными методами
исследования. Поэтому не случайно в последние
десятилетия так много говорится о «минимальной
мозговой дисфункции» с характерными
для нее микроорганическими поражениями
мозгового вещества.
По И. П. Павлову, о функциональных нарушениях
мозговой клетки речь может идти лишь
тогда, когда она повреждена неглубоко
и еще способна выйти из тормозного состояния,
то есть когда ее изменение носит обратимый
характер. В случае обеспечения благоприятных
условий эта клетка еще может вернуться
к нормальному функционированию.
При
органических же поражениях повреждение
клетки является необратимым. И особенно
важно понимать следующее: длительно существующие
функциональные нарушения могут принимать
необратимый характер и тем самым как
бы переходить в органические. Вот почему
при любых нарушениях речи так важнавозможно
более ранняя
наличие органических нарушений в одном
отделе речевого аппарата с неизбежностью
влечет за собой возникновение вторичных
функциональных нарушений в других его
отделах. Например, органические нарушения
в строении артикуляторного аппарата
непосредственно обусловливают лишь появление
у ребенка дефектов звукопроизношения.
Однако постоянное восприятие им на слух
неправильно им же самим произносимых
звуков приводит к вторичному функциональному
нарушению в работе речеслухового анализатора
— ребенок начинает воспринимать дефектное
звучание звуков как нормальное (как бы
«прислушивается» к этому звучанию). А
если ребенок при этом полностью заменяет
один звук речи на другой (говорит, например,
САРФ вместо ШАРФ), то с началом обучения
его грамоте почти неизбежно появится
еще и «третичное» нарушение — однотипные
буквенные замены на письме. В результате
этого вместо одного речевого расстройства
придется преодолевать уже целых три
Речь усваивается ребенком по подражанию,
поэтому (в лучшем случае) он может овладеть
лишь тем, что чаще всего слышит в речи
окружающих его людей. По этой причине
ему необходимо обеспечить правильный
образец для подражания, на который он
мог бы с самого начала равняться. Откуда
ребенку знать, как нужно говорить? Он
смотрит на взрослых, вслушивается и «всматривается»
в их речь и пытается в меру своих возрастных
и других возможностей ей подражать, постепенно
все более и более приближаясь к «предлагаемому»
образцу. И если он чаще всего слышит, например,
«картавое» Р, то именно такое произношение
этого звука и усваивает. Этим объясняются
случаи нередко встречающейся «семейной»
картавости, которую многие родители пытаются
объяснять «наследственностью». Таким
образом, здесь имеет место прямое подражание
неправильному образцу. Существенную
роль элемент подражания играет и в возникновении
заикания.
Неблагоприятное влияние на формирование
речи ребенка оказывает также быстрая,
неряшливая, сбивчивая речь окружающих
его людей. Попробуй в этих условиях «рассмотреть»
и расслышать, как произносятся те или
иные звуки, попробуй уловить звуко-слоговую
структуру сложных слов, их окончания
и т. п. Развитие речи детей в этом случае
обычно существенно задерживается, к тому
же ребенок невольно усваивает по подражанию
и неряшливую манеру речи.
В тех случаях, когда речь наиболее часто
общающихся с ребенком взрослых бедна
по содержанию и неправильна по грамматическому
оформлению (бедный словарный запас, неправильное
согласование слов между собой), ребенку
не остается ничего другого, как усвоить
предлагаемый ему «усеченный» образец.
В таких семьях на речь ребенка чаще всего
не обращают особого внимания, не исправляют
ее. При подобных обстоятельствах специалисты
обычно говорят о так называемой педагогической
запущенности.
Особенно неразумным представляется
нам «сюсюкание» с детьми, выражающееся
в подлаживании взрослых под детскую речь
с воспроизведением при этом всех имеющихся
в ней неправильностей. Это тоже один из
видов неблагоприятного социального воздействия,
оказываемого на ребенка «по доброй воле»
родителей, но с нисколько не меньшими
от этого отрицательными последствиями.
Здесь ребенок лишается даже необходимого
стимула для совершенствования своей
речи, поскольку взрослые и без того выражают
полнейший восторг в отношении ее качества.
Обидно, когда в силу рассмотренных здесь
неблагоприятных социальных воздействий
дефекты речи появляются даже у детей
с нормально устроенным речевым аппаратом,
но совершенно катастрофическими последствиями
оборачивается это для ребенка, имеющего
неполноценный в том или ином отношении
речевой аппарат
Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков,
у которых и само появление речи наблюдается
в несколько более поздние сроки. Это связано
с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек,
развивается левое полушарие головного
мозга, «ответственное» за речевую функцию.
Запаздывает у них, по сравнению с девочками,
и формирование межполушарного взаимодействия,
способствующего лучшей компенсации разного
рода нарушений.
Таким образом, вопрос о причинах речевой
патологии достаточно сложен и требует
одновременного учета многих неблагоприятных
факторов в их взаимодействии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой курсовой работе было проведено исследование проблемы речевой патологии.Для понимания этого вопроса были рассмотрены все причины приводящие к речевому нарушению.
В залючении укажем на особую важность понимания и знания причин развития патологии детской речи.
Как
уже говорилось раннее Речь является
инструментом общения. Зачастую недостатки
речи, будь то неправильное произношение
звуков или проблемы, связанные с нарушением
плавности и наличием запинок, серьезно
осложняют процесс взаимодействия с окружающими,
создавая неблагоприятный психологический
фон. Избегая общения, человек может замкнуться
в себе, утратить социальные связи, измениться
как личность.
Знания причин приводящих к нарушению
речи является важным фактором в ранней
диагностике,а так же для своевременого
устранения и преодаления речевых
расстройств.
Библиография