Причины речевого нарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение причин речевых нарушений.

В задачи курсовой работы входит: изучение вопроса речевой патологии и выявления причин приводящих к нарушению речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________________2


Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ_________________________________3


Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРИЧИНАМ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ_________7


Глава 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе____________________10


Глава 4. ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ___________________________________14


Глава 5. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ_________________________________________16


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________________23


БИБЛИОГРАФИЯ_________________________________________________________24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа отформатированная.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Прогрессивный паралич (вариант сифилитического  психоза) — наблюдается невнятность произношения из-за нарушений артикуляции, позднее появляется интонационная немодулированность речи, неспособность понимания переносных значений пословиц, слов.

     Корсаковский  психоз (встречается в 3-й стадии алкоголизма) — резкое расстройство памяти отражается и в речи, особенно в форме парафазии, т.е. подстановки неадекватного слова на место необходимого.

     Болезнь Пика и болезнь Альцгеймера (атрофические процессы мозга) — заметна стереотипность речи, высказывания больных состоят  из одних и тех же слов и словосочетаний, которые произносятся с одинаковой интонацией.

     Эпилепсия — речь неясная, замедленная, "вязкая", с тенденцией к персеверации (повтору), характерна стереотипность и витиеватость речи с обилием уменьшительных форм слов. При нарастании слабоумия — бедность словаря (олигофазия).

     Маниакально-депрессивный психоз — при повышенном настроении речь громкая, торопливая, неумолкающая ни на минуту, "телеграфный стиль", скачки идей, отвлекаемость. Возникновение  большого числа ассоциаций по созвучию, отсюда изобилие рифмующихся слов.

     Шизофрения  — речевые симптомы очень разнообразны, что отражает многообразие форм болезни. В целом речь больных характеризуется  нарушением механизмов опоры ее на прошлый речевой опыт, распадом закономерностей  выбора слов, нарушением закономерной связи вербального и предметного значений понятий. Характерны преднамеренные искажения слов и "словотворчество" (неологизмы), замена конкретных понятий абстрактными и наоборот. Речь часто обстоятельная и резонерская, встречается семантическая разорванность или бессмысленность того или иного предложения при грамматической его целостности. Речь однотонная или больные иногда усиливают интонацию на второстепенной, вспомогательной части высказывания в ущерб основной смысловой части. Эхолалия — повторение слов собеседника или вербигерация — бессмысленное выкрикивание одного и того же слова или высказывания.

     Нарушения речи при локальных поражениях мозга  изучаются нейролингвистикой (раздел нейропсихологии), а нарушения и  коррекция речи при задержке ее развития являются предметом исследования логопедии (отрасль педагогики).

     В становлении нейролингвистики как  науки большое значение имеют  работы отечественного психолога А.Р. Лурия, который во время Великой  Отечественной войны занимался  восстановлением деятельности воинов, получивших травму головного мозга. Он и его ученики собрали и обобщили огромный материал, подробно исследовали языковые функции левого полушария.

     История изучения нарушений различных форм речевой деятельности при локальных  поражениях мозга начинает свой отсчет в 1861 г., когда французский анатом П. Брока показал, что поражение задней трети первой лобной извилины левого полушария приводит к своеобразной патологии, когда больной теряет возможность говорить, хотя и понимает обращенную к нему речь (моторная афазия). Спустя тринадцать лет, в 1874 г., немецкий психиатр К. Вернике описал второй факт не меньшего значения. Он показал, что больные с поражением трети первой височной извилины левого полушария сохраняют возможность говорить, однако лишаются способности понимать обращенную к ним речь {сенсорная афазия). Обе речевые зоны соседствуют с более общими зонами деятельности: центр Брока соседствует с двигательным, а центр Вернике — со слуховым. Эти открытия положили начало клиническому изучению мозговой организации речевой деятельности человека.

     Исследования  последних двух десятилетий изменили и устоявшееся представление  о роли правого полушария в  речевой деятельности человека. Ответ  на этот вопрос был получен при  лечении некоторых психических заболеваний с использованием унилатерального электросудорожного шока. Процедура лечения заключается в том, что электроды подключаются только к одной половине головы. При этом происходит подавление активности только одного полушария, второе продолжает работать нормально. Отечественными нейролингвистами Л.Я. Балоновым, В.Д. Деглиным и др. проведена серия экспериментов по изучению речи в условиях "выключения" одного из полушарий. Результаты показали, что прямое значение слов воспринимается главным образом левым полушарием, а переносное — правым. Левое полушарие отвечает за тонкий механизм словесной передачи объектно-объектных отношений и полноту вербальной реализации текста, а правое опирается на более общие и обобщенные принципы построения предложений, ориентировано на целостный смысл при пересказе текста. Эти факты дали возможность Л.В. Сахарному говорить о существовании как бы двух грамматик — левополушарной и правополушарной. Левое полушарие отвечает за абстрактно-логический анализ информации. Эти механизмы описаны в традиционных учебниках грамматики. Правое полушарие обрабатывает информацию с опорой на подсознание, его деятельность связана с конкретным, но и глобальным освоением ситуации. Правополушарная грамматика оперирует готовыми клишированными предложениями, целостными текстами.

     В логопедии для обозначения нарушений  речи часто используются термины "недоразвитие речи" и "нарушение речи". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III глава.

     Развитие  речевой деятельности в онтогенезе 

     Выделяют разное количество этапов развития речи детей. В данной работе мы будем придерживаться периодизации А. А. Леонтьева, который выделил Ведущие специалисты в области лингвистики, психологии, педагогики следующие этапы развития речи: подготовительный (до 1 года), преддошкольный - этап первичного овладения языком (от 1 года до 3 лет), лу до ее окончания).(Леонтьев А.А.Язык,речь и речевая деятельность)

     Развитие  речи ребенка начинается с 3-х месяцев, с периода гуления  - это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звука. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи - импрессивная речь. Ребенок начинает различать интонацию, затем слова, обозначения предметов и действий; лепет характеризуется производством сочетаний звуков неопределенно-артикулируемых. К 6 месяцам пытается произнести звуки, похожие на слова.

     В 9-10 месяцев ребенок произносит отдельные  слова, состоящие из одинаковых парных слогов (папа, мама). К концу первого года словарь достигает 8-12 слов.

     На 2-м году жизни ребенка слова  и звукосочетания становятся средством речевого общения -  развивается экспрессивная речь. Развитие речи ребенка осуществляется по подражанию, следовательно, большую роль в ее формировании играют родители и речевая обстановка в семье. В период 1-го года жизни ребенок перенимает все элементы звучащей речи. Во 2-м полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. В это время ребенок реагирует на весь комплекс воздействия, ситуацию, интонацию, слова. Все это помогает образованию временных связей.

     С 1,5 лет у ребенка появляется возможность  понимания словесной речи взрослых. На протяжении 2-го и 3-го годов происходит значительное накопление словаря: в 1,5 года — 10-15 слов, к концу 2-го — 300 слов, к концу 3-го — около 1000 слов. Значения слов становятся более определенными.

     К началу 3-го года жизни начинает формироваться  грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания одним словом, потом примитивными фразами, словами без согласования, соподчинения слов в предложении. К 2-м годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа, имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи значительно превосходит произносительные возможности.

     После 3 лет начинается этап становления  активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Первые слова ребенка носят обобщенно смысловой характер -  одними и теми же словами он выражает разные чувства. Понять ребенка можно по ситуации общения. Переход от данного вида речи к контекстной происходит к 5 годам.

     В дошкольный период развития речи у  большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Развивается навык слухового варный запас. Активный словарный запас к 4-6 годам составляет 3000-4000 слов. Значения слов обогащаются и уточняются. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка.

     Параллельно идет развитие грамматического строя. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенные формы высказывания - простое распространенное предложение. К 5 годам дети относительно свободно пользуются структурой сложноподчиненного и сложносочиненного предложения. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее количество предложений. К 5 годам дети овладевают монологической речью и могут выполнить пересказ сказки без дополнительных вопросов из 40-50 предложений.

     В 4 года ребенок должен дифференцировать все звуки. У ребенка заканчивается  формирование правильного произношения. К школьному возрасту у ребенка формируется контекстная (отвлеченная), обобщенная на наглядной основе речь.

     За  время обучения в школе происходит сознательное усвоение собственной речи и вообще языка. Ведущая роль принадлежит письменной речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. После окончания школы идет процесс саморазвития речи.

     Все вышеперечисленные факторы в  значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие. 

Критические периоды в развити речевой функции 

     Речевая функция является одной из важнейших  психических функций человека.

     В процессе речевого развития формируются  высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.

     Овладение способностью к речевому общению  создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

     Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

     Нарушения речи в той или иной степени (в  зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

     Нарушения речи, ограниченность речевого общения  могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

     Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.  

 В  развитии речевой функции выделяют  три критических периода: 

     1 период

     приходится  на первые два года жизни ребенка, когда появляются предпосылки речи и начинается ее активное формирование.В  это время наиболее интенсивно развиваются корковые речевые зоны, в частности,зона Брока,критический период который приходится на возраст 14- 18 месяцев.Даже незначительные неблагоприятные факторы,действующие в этом периоде, могут отразиться на речевом развитии.

     2 критический период-

     трехлетний  возраст ребенка. На этом этапе развития  происходятсущественные изменения: развивается связная речь,начинается переход от ситуативной к контекстной речи,что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы с переферическими механизмами речи и другими функциями.Однако в связи с их незрелостью может возникнуть некоторая рассогласованность в работе нервной системы,эндокринной,сосудистой системах, что приводит к изменениям в поведении ребенка, проявляющихся в негативизме,упрямстве и определяет ранимость речевой системы.По этим причинам  может развиться заикание,наблюдается отставания речевого развития.Заикание может также возникнуть из-за возрастной неравномерности созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и других психических функций.

Информация о работе Причины речевого нарушения