Причины речевого нарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение причин речевых нарушений.

В задачи курсовой работы входит: изучение вопроса речевой патологии и выявления причин приводящих к нарушению речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________________2


Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ_________________________________3


Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРИЧИНАМ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ_________7


Глава 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе____________________10


Глава 4. ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ___________________________________14


Глава 5. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ_________________________________________16


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________________23


БИБЛИОГРАФИЯ_________________________________________________________24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа отформатированная.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     3 критический период

     возраст 6-7 лет.Связан с подготовкой ребенка  к школе и с началом обучения в ней.Основная его особенность  состоит в том,что возрастает нагрузка на центральную нервную  систему.Если к ребенку  предявлять в это время повышенные требования,то происходят своего рода срывы нервной деятельности,которые могут стать причиной возникновения заикания

     Названные критические периоды являются предраспологающими условиями для возникновения  речевых расстройств.Они могут  иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами: генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др. 

                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА IV

      Этиология РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 

     Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) видел причину ряда речевых нарушений, в частности заикания, в поражении мозга.

     Другой  греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывая процессы речеобразования  с анатомическим строением периферического  речевого аппарата, усматривал причины  речевых расстройств в нарушении  последнего.

     Таким образом, уже в исследованиях  античных учёных наметились два направления  в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившие от Гиппократа, ведущую роль в возникновении  речевых нарушений, отдавало поражениям головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, - нарушениям периферического речевого аппарата.

       На последующих этапах изучения  этиологии речевых нарушений  сохранились эти две точки  зрения. Эти выводы были подтверждены  подлинно научными фактами. Мозг  специализирован для речи. В 1861 г французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи. Поле находится в складках лобной доли. Область Брока контролирует поток слов от мозга ко рту. Каждую минуту две сотни слогов четко синхронизируют нашу речь. Когда слова услышаны, звуки доходят до слуховой области коры, откуда переходят в виде неврологического кода к соседней области Вернике (открытие сделано Вернике в 1874 г). Эта область находится в левой височной доле и делает нас способными понимать речь.

     Наиболее  интенсивно вопросы этиологии речевых  нарушений начали разрабатываться с 20-х годов прошлого столетия. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения. Так, С. М. Доброгаев (1922) среди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», патологические изменения в анатомическом речевом аппарате, недостаточность воспитания в детстве, а также «общие невропатические состояния организма».

     Большой вклад в решение данной проблемы внесли исследования крупнейшего отечественного патофизиолога И. В. Давыдовского, который писал: «Всякое истинное значение восходит к причинам, т. е. к понятиям каузальности и детерминизма. Это два смежных, но разных понятия, трактующие, с одной стороны, о причинности, т. е. о причинно-следственных отношениях (таков именно должен быть смысл понятия "этиология"), с другой - о познании сущности, явления, т. е. закономерностей, которые лежат в его основе (детерминизм в собственном смысле слова)»1.

       С конца прошлого века особый  интерес начинает вызывать детская  речь, особенности ее развития  и причины нарушения, формируются  научные представления о некоторых  клинических формах речевых расстройств  (А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.). Современный этап развития связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления. Становление изучения патологии детской речи в нашей стране связана с именами Ф. А. Рау, М. Е. Хватцева, .,Р.Е. Левиной

       Развитие этиологии как учения  о причинах тесно связано с  общим научным прогрессом ряда  медицинских  и естественных  дисциплин.

     « Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть»(Логопедия:Учебник для вузов/Под ред.Л,С.Волковой.М.,1999, с30).

     Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава V

     ВИДЫ  НАРУШЕНИЙ РЕЧИ 

     Речевые нарушения  могут быть обусловлены  как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами нервной системы, речедвигательного  и речеслухового ее отделов.

     М. Е. Хватцев выделил следующие  причины речевого нарушения:

     - органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т. п.);

     - функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);

     - социально-психологические  причины  

     Существуют  три периода развития речевой патологии органического происхождения:

     периотальный  период:

     Нарушения внутриутробного развития и  внутреутробное поражение головного мозга может быть обусловлено патологией беременности,заболевания матери(вирусные инфекции,сердечно-сосудистая и почечная недостаточность, психические и физические травмы, радиация ,лекарственная интоксикация)Особенно опасные первые 3 месяца беременности При этих причинах ребенок рождается с патологией,которая может проявиться не сразу например:разные парезы проявляются по мере созревания пирамидных путей. 
 

     Натальный период

     Поражение головного мозга ребенка во время  родов: это может быть черепно-мозговые травмы.кровоизлияния в мозг.рождение ребенка с асфиксией и др.поражения

     Проявления

     Вследствии  паретичности мышц языка, губ грудное вскармлевание затруднено,к груди ребенка прикладывают поздно, омечается вялое сосание,частые срыгивания, поперхивания.

     Постнатальный период

     Менингиты,менинго-энцефалиты,черепно-мозговые травмы,в ранний период развития ребенка .Эти заболевания могут обуславливать недоразвитие или поражения премоторно-лобной,теменно-височной областей головного мозга

     Проявления

     Дизартрия у детей с минимально-мозговой дисфункцией.Эта форма дизартрии  встречается наиболее часто среди  детей специально дошкольных и школьных учереждений.Уних на ряду с недостаточностью звуко-произносительной стороны речи наблюдается обычно не резко выраженное нарушение внимания,памяти,интелекта,эмоционально-волевой сферы,легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций. 

     Рассмотрим  несколько заболеваний вызванные  органическими нарушениями:

    • афазии - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых  зон.
    • алалии - системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых  речевых зон в доречевом периоде.
    • дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрий.

       Афазия - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

     Синонимы: распад, утрата речи.

     У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

     Афазия  у детей встречается реже, чем у взрослых, и существенно отличается по своим проявлениям. при этом, чем младше возраст ребенка, тем больше детская афазия по своей картине приближается к аллалии ,т.е не к нарушению речи ,а к глубокому недоразвитию всех сторон речи. В более старшем возрасте детская афазия приближается к афазии взрослых.

     Детская афазия проявляется менее стойко и более диффузно. Это говорит о том, что детский мозг имеет тенденцию к росту и развитию

     Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

     Один  из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены ема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

     Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

     Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

     Дизартрия является следствием органического  нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

     Чаще  всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний. 

     Речевые нарушения, связанные  с дефектами строения артикуляционного аппарата. 

       При анатомических дефектах нарушения  носят органический характер, а при их отсутствии - функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата - в любом возрасте.

     Описанные дефекты являются избирательными, и  каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

     Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, 
обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным, вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).

     При этом дефекте часто встречаются  и просодические нарушения, 
речь при ринолалии малоразборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба (грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата).

Информация о работе Причины речевого нарушения