Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение причин речевых нарушений.
В задачи курсовой работы входит: изучение вопроса речевой патологии и выявления причин приводящих к нарушению речи.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________________2
Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ_________________________________3
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРИЧИНАМ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ_________7
Глава 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе____________________10
Глава 4. ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ___________________________________14
Глава 5. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ_________________________________________16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________________23
БИБЛИОГРАФИЯ_________________________________________________________24
3 критический период –
возраст 6-7 лет.Связан с подготовкой ребенка к школе и с началом обучения в ней.Основная его особенность состоит в том,что возрастает нагрузка на центральную нервную систему.Если к ребенку предявлять в это время повышенные требования,то происходят своего рода срывы нервной деятельности,которые могут стать причиной возникновения заикания
Названные
критические периоды являются предраспологающими
условиями для возникновения
речевых расстройств.Они могут
иметь как самостоятельное значение,
так и сочетаться с другими неблагоприятными
факторами: генетическими, общей ослабленностью
ребенка, дисфункцией со стороны нервной
системы и др.
ГЛАВА IV
Этиология
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) видел причину ряда речевых нарушений, в частности заикания, в поражении мозга.
Другой
греческий философ Аристотель (384-322
гг. до н.э.), связывая процессы речеобразования
с анатомическим строением
Таким образом, уже в исследованиях античных учёных наметились два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившие от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых нарушений, отдавало поражениям головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, - нарушениям периферического речевого аппарата.
На последующих этапах
Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нарушений начали разрабатываться с 20-х годов прошлого столетия. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения. Так, С. М. Доброгаев (1922) среди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», патологические изменения в анатомическом речевом аппарате, недостаточность воспитания в детстве, а также «общие невропатические состояния организма».
Большой вклад в решение данной проблемы внесли исследования крупнейшего отечественного патофизиолога И. В. Давыдовского, который писал: «Всякое истинное значение восходит к причинам, т. е. к понятиям каузальности и детерминизма. Это два смежных, но разных понятия, трактующие, с одной стороны, о причинности, т. е. о причинно-следственных отношениях (таков именно должен быть смысл понятия "этиология"), с другой - о познании сущности, явления, т. е. закономерностей, которые лежат в его основе (детерминизм в собственном смысле слова)»1.
С конца прошлого века особый
интерес начинает вызывать
Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин.
« Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть»(Логопедия:Учебник для вузов/Под ред.Л,С.Волковой.М.,1999, с30).
Таким
образом, существует две группы причин,
приводящим к нарушениям речи: внутренние
(эндогенные) и внешние (экзогенные).
Глава V
ВИДЫ
НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Речевые
нарушения могут быть обусловлены
как органическими поражениями,
так и функциональными
М. Е. Хватцев выделил следующие причины речевого нарушения:
- органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т. п.);
- функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);
-
социально-психологические
причины
Существуют три периода развития речевой патологии органического происхождения:
периотальный период:
Нарушения
внутриутробного развития и внутреутробное
поражение головного мозга может быть
обусловлено патологией беременности,заболевания
матери(вирусные инфекции,сердечно-сосудистая
и почечная недостаточность, психические
и физические травмы, радиация ,лекарственная
интоксикация)Особенно опасные первые
3 месяца беременности При этих причинах
ребенок рождается с патологией,которая
может проявиться не сразу например:разные
парезы проявляются по мере созревания
пирамидных путей.
Натальный период
Поражение головного мозга ребенка во время родов: это может быть черепно-мозговые травмы.кровоизлияния в мозг.рождение ребенка с асфиксией и др.поражения
Проявления
Вследствии паретичности мышц языка, губ грудное вскармлевание затруднено,к груди ребенка прикладывают поздно, омечается вялое сосание,частые срыгивания, поперхивания.
Постнатальный период
Менингиты,менинго-
Проявления
Дизартрия
у детей с минимально-мозговой
дисфункцией.Эта форма
Рассмотрим
несколько заболеваний
Афазия - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Синонимы: распад, утрата речи.
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.
Афазия у детей встречается реже, чем у взрослых, и существенно отличается по своим проявлениям. при этом, чем младше возраст ребенка, тем больше детская афазия по своей картине приближается к аллалии ,т.е не к нарушению речи ,а к глубокому недоразвитию всех сторон речи. В более старшем возрасте детская афазия приближается к афазии взрослых.
Детская афазия проявляется менее стойко и более диффузно. Это говорит о том, что детский мозг имеет тенденцию к росту и развитию
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены ема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.
Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.
Чаще
всего дизартрия возникает
Речевые
нарушения, связанные
с дефектами строения
артикуляционного аппарата.
При анатомических дефектах
Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.
Ринолалия
- нарушения тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленные анатомо-физиологическими
дефектами речевого аппарата. Проявляется
в патологическом изменении тембра голоса,
который оказывается избыточно назализованным,
вследствие того, что голосовыдыхательная
струя проходит при произнесении всех
звуков речи в полость носа и в ней получает
резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное
произнесении всех звуков речи (а не отдельных,
как при дислалии).
При
этом дефекте часто встречаются
и просодические нарушения,
речь при ринолалии малоразборчива (невнятная),
монотонная. В отечественной логопедии
к ринолалии принято относить дефекты,
обусловленные врожденными расщелинами
нёба (грубыми анатомическими нарушениями
артикуляторного аппарата).