Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:59, отчет по практике
Целями педагогической практики являются:
1. Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.
2. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности.
3. Знакомство со спецификой деятельности преподавателя психологии.
4. Формирование профессиональной позиции преподавателя психологии, освоение профессиональной этики.
Введение стр. 2
Основная часть стр. 3
Глава 1 стр. 3
Глава 2 стр. 6
Глава 3 стр. 12
Заключение стр. 17
4.
Содержание сочинения,
Тест – игра «Почта» помогает выявить эмоциональное отношение ребёнка к членам своей семьи, а также уверенность – неуверенность в родительской любви.
Ход игры: Ребенку предлагается роль «почтальона», разносящего письма адресатам — членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить свое эмоционально оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма - послания по собственному усмотрению. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него ни умственного напряжения, ни обязательного участия речи, т. к. он получает готовое содержание посланий.
Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Психолог сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? (Ребенок отвечает) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка — машина, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других членов твоей семьи». Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи детей и взрослых. Отобранные фигурки легко устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой — свой почтовый ящик.
«В нашей игре пожелал еще участвовать Незнакомец, — сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигуру Незнакомца. — В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».
Чтобы предупредить механическое раскладывание писем «по очереди» в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): Подумай: к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».
Чтобы у ребенка не возникало сомнений, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным «адресом». Располагается такая фраза-«адрес» на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.
Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании игры ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.
В игре используется 20 писем, из них 10 — с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи (приложение А).
Другие 10 содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлении); (приложение Б).
По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.
При
обработке данных учитывается то,
как распределились между всеми
адресатами письма с положительной
и с отрицательной
Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю». «Этого человека я не люблю». «Этот человек меня любит» «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью, информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщения с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый, хороший», веселый», «...часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим человеком, доверие со стороны малыша к этому человеку.
Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», — такой факт говорит об эмоционально не выраженном отношении к данному лицу (индифферентное). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью»; «Этот человек никогда не играет со мной» и др.
О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.
Адресованность одному и тому же лицу писем, как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.
Кто-то
из детей может адресовать послания «я…
люблю», «...меня любит» эмоционально нейтральной
фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует
об отсутствии у ребенка объема любви
и привязанности из числа близких людей.
Анкетирование и беседа с родителями позволяют выявить личностные качества детей, проблемы и поведенческие трудности в кругу семьи, увидеть детей глазами родителей. В первой анкете родители описывали особенности развития ребенка до поступления в детский сад и особенности детского поведения с начала посещения детского сада, отмечали, кто занимается воспитанием в семье и к кому ребенок наиболее привязан, какие трудности встречают в поведении и в воспитании ребёнка и как их решают.
Во второй анкете выявлялись личностные качества, которые присуще конкретному ребёнку. В форме перечисления личностных качеств, таких как агрессивный, глупый, инициативный, несдержанный, болтливый, весёлый, приветливый, упрямый, конфликтный, способный, хитрый, активный, общительный, честный, грубый, пассивный, послушный, трудолюбивый, наглый, своевольный, аккуратный, беззащитный, ответственный, замкнутый, лидер, ленивый, равнодушный, скромный, неряшливый, дерзкий, застенчивый, злой, внимательный, невоспитанный, исполнительный, отзывчивый, доверчивый.
Родители
описывали портрет личности сына
или дочери путём выбора из предложенных
характеристик. В анкете было задание
– составить личностный профиль
ребенка, для этого нужно было выбрать
пять самых ярких качеств ребенка, а в
конце отметить кем, по мнению родителей
является их дошкольник: идеалом, личностью,
ребенком-исключением, ребенком-раздражением,
ребенком, как все.
Анализ по тесту «Почта» в котором каждый ребёнок выражал своё эмоциональное оценочное отношение к каждому из адресатов и распределял письма-послания по собственному усмотрению показал следующее, а именно положительное отношение к маме и бабушке в 70% случаев; противоречивость чувств ребёнка к маме в 25%; негативное отношение к маме в 5%. Индифферентное (эмоционально невыраженное) отношение ребёнка к папе в 30%; противоречивое отношение в 20%; негативное отношение в 10%; положительное отношение в 40%.
В ходе исследования детско-родительских отношений был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями: реальное взаимодействие родителя с ребенком; отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя; отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.
Анализируя результаты бесед, анкетирования, тестирования родителей, и личность дошкольников-респондентов в ходе наблюдения, бесед, тестирования, выявлено несколько категорий детей с особенностями в личностной сфере, изучены стили воспитания родителей, типы взаимоотношений их с ребенком и выделено несколько групп семей с различными вариантами детско-родительских отношений:
I. Контролирующая семья - родители ограничивают поведение ребенка, однако при этом отсутствует разногласие между родителями и детьми, есть уважение, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Если требования порой достаточно жесткие, то у детей формируется слабый самоконтроль, развиваются чувства вины, порой страха, злобы, раздражения повышенной тревожности и застенчивости по отношению к взрослым членам семьи. С большим трудом проявляется душевная близость родителей с ребёнком, родители скупы на похвалу и выражения чувств, поэтому между ними редко возникает чувство привязанности. Родители характеризовали своих детей, как застенчивых, добрых, аккуратных, трудолюбивых, послушных. Считали, что их ребенок в одном случае ребенок – исключение или идеал, в другом – ребенок, как все остальные. Дети в этих семьях, наиболее эмоционально уязвимые, часто проявляется в отношении родителей агрессивность, вспышки гнева у ребенка, с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками. Эмоциональную недостаточность такой ребенок стремится компенсировать за счет неадекватного тактильного контакта с взрослым (цепляние, прижимание, приставание). Отсутствие взрослого дезорганизует поведение ребенка и толкает его к регрессивной аутостимуляции. Для детей из таких семей характерна сниженная самооценка с высоким уровнем притязаний. Контролирующие семьи показывают средний и низкий уровень взаимодействия со своим ребенком. Выражены эмоциональная дистанция, контроль, повышенная требовательность, отсутствие сотрудничества и неудовлетворённость отношениями с ребенком.
II. Демократическая семья - родители в таких семьях опираются на потребности и чувства ребенка, помогают вместе преодолевать трудности, чутко реагируют на их запросы, проявляют симпатию и уважение к своему малышу. Проявляют твердость, сталкиваясь с капризами, гневом ребенка. Дети из таких семей более инициативны, открыты, общительны, эмпатичны, более уверены в себе, развит самоконтроль. Родители в таких семьях авторитетны, пользуются уважением своих детей, они выделяют в ребенке, такие личностные черты, как общительность, лидерство, активность, отзывчивость, способности. Считают, что их ребенок является личностью и ребенком – исключением. Дети в таких семьях, с устойчиво хорошим настроением уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций, характеризуются стабильной привязанностью к родителям, развитыми кооперативными способами взаимодействия со сверстниками, богатой конструктивной игрой. При этом дети имеют адекватную и несколько завышенную самооценку при высоком и среднем уровне притязаний. Демократические семьи показывают высокий и средний уровень взаимодействия с ребенком. У родителей выражены симпатии, близость, уважение к своему малышу, средняя строгость и требовательность, присутствует сотрудничество, существует близость между всеми членами семьи и удовлетворённость отношениями с ребенком.
III.
Попустительские семьи - родители не требуют
ответственности и самоконтроля от ребенка,
не достаточно контролируют поведение
своих детей, не обращают внимание на вспышки
агрессии, злости, конфликтности ребенка.
Чаще всего родители проявляют неуважение
и в единичных случаях антипатию к своему
ребенку, выражена эмоциональная дистанция
между детьми и родителями, поэтому такие
дети испытывают недостаток близости,
любви, внимания, сочувствия со стороны
взрослых мам и пап. Снисходительные родители
своим равнодушием формируют отклонения
в поведении ребёнка, проявляющееся в
нарушениях дисциплины, правил, норм, требований.
Такие родители часто применяют физическое
наказание, кроме этого лишают детей своей
любви, внимания, сочувствия. Незрелые
дети, неуверенные в себе с плохим самоконтролем,
с реакциями отказа во фрустрационных
ситуациях, они игнорируют близкого взрослого,
защищаясь от дополнительной негативной
стимуляции. Такие дети характеризуются
повышенной уязвимостью к неуспеху, на
который они реагируют уходом, сильным
регрессом, смещенной активностью. Родители
выделяют в личностных качествах своих
детей – общительность, веселость, инициативность,
своевольность, доверчивость, а также
способности, лидерство, упрямство, хитрость,
конфликтность. Своего ребёнка в одних
случаях родители считают ребенком-исключением,
в других ребенком-раздражением, в-третьих
- ребенком обычным. Дети часто проявляют
себя импульсивно и агрессивно по отношению
к окружающим, они имеют высокую самооценку
со средним уровнем притязаний, в единичных
случаях низкую самооценку с низким уровнем
притязаний. Такие семьи показывают низкий
уровень детско-родительского взаимодействия.
В таких семьях отсутствует сотрудничество
с ребенком, последовательность в его
воспитании, присутствует мягкость, эмоциональная
дистанция, неудовлетворенность в отношениях
с их ребенком.
Информация о работе Преподавание психологических дисциплин в ДОУ