Преподавание психологических дисциплин в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:59, отчет по практике

Описание работы

Целями педагогической практики являются:
1. Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.
2. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности.
3. Знакомство со спецификой деятельности преподавателя психологии.
4. Формирование профессиональной позиции преподавателя психологии, освоение профессиональной этики.

Содержание

Введение стр. 2
Основная часть стр. 3
Глава 1 стр. 3
Глава 2 стр. 6
Глава 3 стр. 12
Заключение стр. 17

Работа содержит 1 файл

Отчет по педагогической практике Емельянова МВ ЗП-802.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Новосибирский
Вид работы Отчет по практике
Название  дисциплины Педагогическая  психология
Тема Преподавание  психологических дисциплин в  ДОУ
Фамилия студента Емельянова
Имя студента Марина
Отчество  студента Владимировна
№ контракта 06000080701005
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание  
Направление на практику

 

     Содержание

Введение стр. 2

Основная  часть стр. 3

Глава 1  стр. 3

Глава 2 стр. 6

Глава 3 стр. 12

Заключение стр. 17

Приложение  А                                                                                       стр. 19

Приложение  Б стр. 19

     Введение

 

     Я, Емельянова Марина  Владимировна, студентка 4 курса факультета психологии Новосибирского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходила педагогическую практику в МБОУ СОШ №15, дошкольное подразделение. Продолжительность практики – 5 недель, с 17 октября 2011года по 18 ноября 2011 года. 

     Целями педагогической практики являются:

  1. Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.
  2. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности.
  3. Знакомство со спецификой деятельности преподавателя психологии.
  4. Формирование профессиональной позиции преподавателя психологии, освоение профессиональной этики.
 

     Были  выполнены следующие работы:

  1. Ознакомление с функциями психологического просвещения в детском саду.
  2. Раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
  3. Работа с родителями - беседы.
  4. Проведено анкетирование родителей.
  5. Проведена оценка межличностных отношений детей с их родителями.
  6. Проведено тестирование в игровой форме детей и их родителей.
  7. Коррекционные занятия с детьми и их родителями.
  8. Анализ эффективности проведенной работы в ДОУ.

     Основная  часть

     1глава основной части

     Детский сад – первый социальный институт для ребенка 

     Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

      Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, а также в их индивидуальных особенностях. Специалист по детской психологии должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.

     Основные  функции психолога в детском  дошкольном учреждении связаны с  охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное  и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

     Успешность  работы психолога зависит от места, которое он может занять в коллективе, от его взаимоотношений с персоналом детского сада. Он должен выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.

     Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому  важно, чтобы основной составной частью работы  дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы устранить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях.

     В ходе практики были проведены занятия  с родителями детей посещающих детский  сад. Данные занятия были проведены в виде уроков и консультаций, в ходе которых был произведен ряд исследований.

     2 глава основной части

     Исследования 

     Опросник  И.И. Марковской позволяет увидеть  взаимодействие родителя с ребенком, по следующим шкалам: нетребовательность – требовательность; мягкость – строгость; автономность – контроль; эмоциональная дистанция – близость; отвержение – принятие; отсутствие сотрудничества – сотрудничество; тревожность за ребенка; непоследовательность – последовательность; воспитательная конфронтация в семье; удовлетворенность отношения с ребенком.

     Каждая  строка бланка для ответов принадлежит  одной шкале.

     1-я  шкала: нетребовательность –  требовательность родителя

     Данные  этой шкалы показывают тот уровень  требовательности родителя, который  проявляется во взаимодействии его с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

     2-я  шкала: мягкость – строгость  родителя

     По  результатам этой шкалы можно  судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

     3-я  шкала: автономность — контроль по отношению к ребенку

     Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку либо любования им. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

     4-я  шкала: эмоциональная дистанция  — эмоциональная близость ребенка к родителю

     Следует обратить специальное внимание, что  эта шкала отражает представление  родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана  зеркальной формой опросника, по которой  дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с ними. Сравнивая данные родителей и ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости ребенка к родителям.

     5-я  шкала: отвержение — принятие ребенка родителем

     Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

     6-я  шкала: отсутствие сотрудничества  — сотрудничество

     Наличие сотрудничества между родителями и  детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признанием его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие может быть результатом нарушения отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

     7-я шкала: тревожность за ребенка.

     8-я  шкала: непоследовательность — последовательность родителя

     В этой шкале отражается, насколько  последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем  отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.

     9-я  шкала: воспитательная конфронтация  в семье

         10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем

     По  данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности  отношениями между родителями и  детьми — как с той, так и  с другой стороны. Низкая степень  удовлетворенности может свидетельствовать  о нарушениях в структуре родительско - детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

     Методика  «Родительское сочинение» обрабатывалась методом контент-анализа. Контент-анализ родительских сочинений осуществлялся  по следующим категориям: симпатия-антипатия к ребенку, близость - отдаленность между детьми и родителями, уважение - неуважение к своему малышу. При этом учитывались следующие обстоятельства:

     1. Облегчающим моментом для анализа  являлся тот факт, что многие  данные о ребенке известны заранее, например: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т.д.

     2. Объем сочинения обычно не  превышал 30 предложений, а ценность  проекционной продукции возрастала  с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит, не ребенок, не его проблемы являлись истинным мотивом обращения.

     3. Все сочинение в целом связано  с мотивом обращения в консультацию. Существенным показателем актуальности  проблемы являлась временная  перспектива, в которой излагалась  информация: если автор использовал в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

Информация о работе Преподавание психологических дисциплин в ДОУ