Предметно-практическая деятельность детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 08:10, контрольная работа

Описание работы

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Содержание

1. Значение и место трудового воспитания в становлении личности дошкольника.

2. Своеобразия детского труда.

3. Задачи, средства и методы «трудового воспитания».

4. Виды труда детей.

5. Формы организации детского труда.

6. «Труд» сегодня.

7. Практическая часть.

Работа содержит 1 файл

дош. пед..doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Есть и аспект, связанный с патриотическим воспитанием: с одной стороны педагог рассказывает о «земле-кормилице, земле-матушке», а с другой – землю руками брать нельзя. Опасения тех, кто вносил такое предложение, понятно. Но неужели почва на территории дошкольных учреждений нашей страны, где дети играют, ползают, падают, так уж отличается от грунта, который продается в магазине? Многие воспитатели говорят, что согласны, чтобы дети работали в перчатках (хотя это, кончено, уже совсем другие ощущения) или хотя бы могли копать, рыхлить землю с помощью несложных детских орудий труда. Понятно, что не все, выращенное на участке детского сада, можно использовать в пищу. Если огород располагается в крупном городе, возле автомобильной трассы, урожай детям лучше не давать. Некоторые детские сады, правда, нашли выход из положения: в день сбора урожая моркови готовят блюда из такого же овоща, но покупного. Но это скорее уже проблема безопасности.

Еще один вопрос, который сегодня волнует практически всех воспитателей, – это запрет на содержание аквариумов в группах. Уход за рыбками – труд, который доступен даже малышам и который их необыкновенно привлекает. Аквариумы в группах были всегда. Это не только труд, но и наблюдение, и знакомство с природой и объект для психологической разгрузки и адаптации ребенка в детском саду. Да, есть дети с аллергией на сухой корм, но в таком случае родители приносят соответствующую справку, и аквариум из группы убирают. Более того, одну из самых любимых «детсадовских» рыбок – золотую – многие кормят живым кормом, а современные аквариумы плотно закрываются. В аквариумах могут обитать не только рыбки, но и черепахи, декоративные лягушки. Вопрос об аквариуме задают не только педагоги, его задают и родители: «Почему мой ребенок должен лишиться возможности ухаживать за рыбками? У нас дома нет аквариума, поэтому он шел с радостью в детский сад, чтобы понаблюдать за любимой рыбкой». Безусловно, животные детского сада должны быть здоровыми. Безусловно, ребенок не должен убирать клетки животных. Но положить кусочек моркови в клетку или налить с помощью взрослого воды в поилку? Теперь дети лишены и этой радости.

И, наконец, традиционная трудовая деятельность по уходу за комнатными растениями. Откроем сборник, в котором участники всероссийского конкурса «Воспитатель года» рассказывают о себе. В графе «хобби» многие пишут: «цветоводство», «садоводство». Действительно, многие воспитатели любят выращивать комнатные растения и передают эту любовь детям. Группы с комнатными растениями уютны по-домашнему, у многих детей есть свои горшочки с цветами, которые они лично посадили. Но ситуация меняется. Комнатным растениям практически не остается места в групповых помещениях. Многие педагоги пытаются найти растения, высота которых вместе с горшком достигала бы 15 см, но удается это далеко не всем. Воспитатели говорят и о том, что для традиционного уголка природы при новых нормах площади на ребенка просто не остается места. А отдельное помещение для растений и животных при современной наполняемости детских садов могут выделить очень немногие.

Труд – это и знакомство с различными профессиями, среди которых в последнее время появилось очень много новых, о которых в образовательных программах пока не упоминается: «Мой папа – системный администратор», «Моя мама – риелтор». Для многих детей слова «работа», «труд» ассоциируется с сидением за компьютером. Поэтому так важно, с одной стороны, рассказывать о самых разных традиционных профессиях, а с другой – объяснять значение новых, приглашать в детский сад людей разных профессий. В западных странах, следуя педагогике Реджо-Эмилии, организуют творческие мастерские, в которых настоящие архитекторы, гончары и люди других профессий выполняют с детьми различные проекты. Есть интересный опыт и в наших детских садах.

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

· развитие трудовой деятельности;

· воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

· формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. www.obruch.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.     Практическая часть

Занятие по конструированию из природных материалов в средней группе.

Тема: «Лодочка с парусом».

Цели: Научить детей соединять детали кусочком пластилина, ознакомить детей с приемами конструирования из природного материала. Развивать мелкую моторику, усидчивость, трудолюбие.

Материалы: Половинка скорлупы грецкого ореха, листок любого дерева с черенком или кукурузного початка, поколотый палочкой; флажок, вырезанный из бумаги; пластилин, клей ПВА; образец поделки, Лягушка-квакушка (игрушка или иллюстрация, персонаж сказки «Теремок»).

Подготовка к работе: Чтение сказки «Теремок», беседа по ее содержанию. Рассматривание иллюстраций разных видов транспорта, дидактическая работа «На том будем ездить, а на том плавать».

Ход занятия: Появляется Лягушка-квакушка, которая хочет отправится в путешествие по реке в гости к своим друзьям, героям сказки «Теремок».

Чтение стихотворения:

Лодка по реке плывет,

Парус надувается,

Дует ветер озорной,

Лодочка качается.

Предложить детям:

   Помочь Лягушке  и построить для нее лодочку с парусом.

   Рассмотреть образец и отметить:

- из каких частей состоит лодочка (корпус и мачта с парусом);

- из чего сделан корпус лодочки (из половинки скорлупы ореха);

- из чего сделан парус (из листочка)

- для чего нужна палочка (чтобы смастерить мачту).

Выполнить лодочку:

- размять кусок пластилина и заполнить им скорлупу ореха;

- приклеить к палочке (концу мачты) бумажный флажок, предварительно сложив заготовку пополам и смазав клеем.

Анализ детских работ: Отметить как много получилось красивых лодочек, поэтому все ваши друзья могут отправиться в путешествие.

Анализ эффективности проведенной работы: Дети с интересом принялись за работу, им понравилось, что в работе использовался не только пластилин, но и природные материалы, на которые обычно не обращают внимание. Конечно не у всех получалось прикрепить парус к мачте, но было видно их желание и усердие. Дети с гордостью смотрели на готовые свои работы. Занятие прошло успешно.

Используемая литература:

«Конструирование из природных материалов в детском саду» И.В. Новикова. 2009.



Информация о работе Предметно-практическая деятельность детей дошкольного возраста