Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 08:10, контрольная работа
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
1. Значение и место трудового воспитания в становлении личности дошкольника.
2. Своеобразия детского труда.
3. Задачи, средства и методы «трудового воспитания».
4. Виды труда детей.
5. Формы организации детского труда.
6. «Труд» сегодня.
7. Практическая часть.
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Факультет дошкольной педагогики и психологии
Контрольная работа по курсу
«Дошкольная педагогика»
Тема: «Предметно-практическая деятельность детей дошкольного возраста»
Студентка 2 курса группы «А»
Проверила:
Чебоксары 2011
План:
1. Значение и место трудового воспитания в становлении личности дошкольника.
2. Своеобразия детского труда.
3. Задачи, средства и методы «трудового воспитания».
4. Виды труда детей.
5. Формы организации детского труда.
6. «Труд» сегодня.
7. Практическая часть.
Используемая литература:
1. "Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
2. "Воспитание дошкольника в труде". Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
3. Буре Р. С, Година Г. Н. "Учите детей трудиться"
Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1983 г.
4. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
М. А. Васильева, начальник Управления по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР
5. "Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой
Воспитание должно развить в человеке привычку и
любовь к труду; оно должно дать ему возможность
отыскать для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
1. Значение и место трудового воспитания в становлении личности дошкольника.
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Разумно организованный труд укрепляет физические силы. здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями— здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.
Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.
В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе. . http://www.vseodetishkax.ru
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.
Подготовка к производительному труду и участие в нем требуют освоения основ наук, раскрывающих учащимся принципы организации современного производства. Без широкого научного образования, развивающего умственные способности каждого, невозможно овладение трудовыми навыками и умениями, современными орудиями труда. Вместе с тем творческое участие в современном, быстро прогрессирующем производстве побуждает к овладению новыми научными знаниями, к их применению, что в свою очередь обеспечивает развитие творческого мышления, способов чувственного и логического познания, накопления опыта трудовой деятельности. В процессе освоения основ наук у молодежи складывается верное понимание роли труда в жизни общества, в жизни людей, его преобразующей направленности, воспитывается нравственное отношение к труду и людям труда, желание и стремление встать в их ряды. С другой стороны, овладение современной техникой, трудовыми умениями и навыками делает возможным для каждого подростка, молодого человека участие в общем труде. В результате формируются нравственное сознание, активная позиция каждого в коллективе, лучшие качества характера: трудолюбие, ответственность, настойчивость, взаимопомощь, коллективизм, умение и стремление трудиться с максимальной отдачей сил и способностей. В этом связь нравственного и трудового воспитания.
Нравственное отношение к труду раскрывает эстетику труда — красоту нравственного облика труженика, его преобразующей деятельности, формирует стремление своим трудом создавать и утверждать прекрасное на Земле.
Физическое воспитание обеспечивает физическую готовность к труду: развитие мышечного аппарата, произвольность, координи-рованность, точность движений. Участие в труде на любом возрастном этапе совершенствует духовную и физическую организацию человека. Трудовой образ жизни человека — основа его физического здоровья и здорового деятельного долголетия.
Опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма, Н. К. Крупская и А. С. Макаренко разработали важнейшие вопросы теории и практики трудового воспитания детей и молодежи в условиях детского сада, школы и семьи. Н. К. Крупская в своих работах определила значение и место трудового воспитания в формировании личности советского человека. Она подчеркивала, что трудовое воспитание должно занять важное место в работе детского сада, школы, а также в семье с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Труд детей как главное средство трудового воспитания должен рассматриваться не как самоцель, а как мощное средство всестороннего воспитания и развития детей.
Идеи классиков марксизма-ленинизма о трудовом воспитании детей и подростков нашли свое блестящее воплощение в теоретических трудах и педагогическом опыте А. С. Макаренко. Он положил в основу организации и становления детского коллектива идею соединения обучения с производительным трудом, создал научно обоснованную систему трудового воспитания детей. А. С. Макаренко показал возможность использования в целях воспитания разных видов труда: сельскохозяйственного, промышленного, хозяйственно-бытового. Это позволило ему сформулировать важнейший тезис советской педагогики: «...правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».
Особое внимание А. С. Макаренко уделял приучению к труду самых маленьких. Он подчеркивал, что надо воспитывать «не молодую рабочую силу», а творческих людей социалистического труда. Очень важную роль в этом играет организация труда. Чтобы сформировать инициативный и творческий подход к делу у маленького ребенка, нельзя регламентировать каждое его действие: после того как ребенок освоит необходимые трудовые навыки, нужно ставить перед ним конкретную цель и предоставлять ему некоторую свободу в выборе средств. Важно, чтобы дети имели постоянные поручения и отвечали за их выполнение. А. С. Макаренко предупреждал о необходимости учитывать возможности ребенка и связывать труд малышей с игрой, а учебу младших школьников с домашним трудом.
Определяя методы и приемы трудового воспитания, А. С. Макаренко подчеркивал, что решающим должна быть обязательность труда для всех. Нужно втягивать детей в труд путем поручений, показа способов выполнения, контроля за работой. Но при любых обстоятельствах важно, чтобы дети работали с увлечением, радостно, добивались высокого качества труда.(1)
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием — терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им — требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.(3)
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.(4)
Конечно же, трудовая деятельность и раньше являлась важной составляющей дошкольного образования, но в последнее время она не была выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего» труда должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто неспособны. Существуют разные определения того, что такое труд: «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для своих потребностей», «целесообразная, формально материальная (прямо фиксируемый – физический труд) и нематериальная (косвенно фиксируемый – умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей общества». То есть труд – это, прежде всего, деятельность взрослых. Тем не менее в силу особенностей развития нашего общества трудовая деятельность (трудовое воспитание) давно стала частью образования. Отметим, что в большинстве стран термин «труд» по отношению к дошкольникам не применяется, хотя они участвуют и в уходе за растениями, и знакомятся с разными профессиями, и приобретают навыки самообслуживания.
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
· развитие трудовой деятельности;
· воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
· формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. www.obruch.ru
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.
Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу.
Информация о работе Предметно-практическая деятельность детей дошкольного возраста