Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 08:10, контрольная работа
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
1. Значение и место трудового воспитания в становлении личности дошкольника.
2. Своеобразия детского труда.
3. Задачи, средства и методы «трудового воспитания».
4. Виды труда детей.
5. Формы организации детского труда.
6. «Труд» сегодня.
7. Практическая часть.
По отношению к каждому ребенку младшего возраста поручения не могут расцениваться как обязанности в силу того, что дети еще не в состоянии их выполнять. Под обязанностью понимается многократное выполнение каких-либо определенных заданий. Например, воспитатель предлагает ребенку покормить рыбок в аквариуме, и ребенок это сделал. Здесь речь идет о выполнении поручения. Если ребенку предлагается кормить рыбок, предположим, в течение недели и он регулярно выполняет задание, это уже обязанность.
Поручения могут перейти в обязанности только тогда, когда деятельность, их составляющая, станет прявычной. Смысл обязанностей заключается прежде всего в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело, которое хотя и не является трудным, но должно выполняться систематически даже тогда, когда к этому нет желания. Здесь уже многое исходит от самого ребенка. Он должен проявить активность, инициативу, самостоятельность, т. е. действовать не только по требованиям взрослого.
В процессе выполнения отдельных поручений дети постепенно осваивают круг тех маленьких дел, которые составляют обязанности. Не зная их, они не смогут выполнять никакие поручения, а тем более воспринимать их как обязанность.(2)
Дежурства — более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребенка большей самостоятельности.
Привлекая ребенка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого-либо дела на ряд последовательных заданий, например: «Принеси салфетки»; «Теперь разложи ложки»; «Поставь на стол хлебницы» и т. п.
Дежурные же приучаются выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде: «Накрой на стол» или «Полей растения», «Подготовьте столы к занятиям» и пр.
Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другим, более интересным для него занятием или отвлечься от дела, переключаясь на игру, которую затевают сверстники.
Несмотря на кажущийся незначительный результат работы детей, дежурства имеют большое значение в их нравственном воспитании: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных, конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.
Согласно «Программе воспитания в детском саду» дежурства вводятся либо во второй младшей группе (в конце года), либо в средней группе детского сада. Такие указания «Программы» не следует рассматривать как противоречивые. Они исходят из того, что опыт участия детей четвертого года жизни в поручениях, как показывают наблюдения, может складываться различно: если группа имела постоянный состав и первые поручения организовывались в группе детей третьего года жизни; если с начала года во второй младшей группе воспитатель активно включал детей в самые разнообразные поручения и добился развития у них некоторой самостоятельности, активности, желания принять участие в труде. В таких условиях воспитатель имеет возможность в конце года ввести дежурства по столовой (так как самыми разнообразными регулярными поручениями обычно бывают те, что связаны с накрыванием стола).
Если же в силу разных причин (смена состава детей, большой контингент вновь поступивших детей, несистематическая работа в первой младшей группе по организации поручений и т. д.) такие условия не были соблюдены во второй младшей группе, естественно, дежурства следует организовать позднее, при переходе детей в среднюю группу. (2)
В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др., обусловленные конкретными условиями детского сада, наличием участков, цветников, огородов и пр.
Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий.
Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Это особенно важно учесть воспитателю старшей группы, ибо нередко в средней группе дети несистематически объединяются для общего труда в небольшие коллективы (из 5—7 участников).
Целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.
Для повышения интереса к выполнению разного рода дел может быть рекомендована организация в группе «мастерской добрых дел», которая будет выполнять разнообразные «заказы», поступающие от других групп: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол. Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы.
Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.
Рассмотрим, как в коллективном труде решаются разные воспитательные задачи и какие методические приемы могут быть применены.
В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, процесс выполнения задания детьми, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства детьми.(2)
В подготовительной к школе группе имеет место еще более сложная организация труда, объединяющая детей непосредственно в процессе трудовой деятельности.
Особенность такого объединения детей в труде — наличие в нем ряда последовательных этапов. Например, когда дети моют кубики, то удобнее выполнять работу, если она распределена следующим образом: двое моют, трое вытирают, предварительно споласкивая в чистой воде, один складывает чистые кубики на стеллажи.
Или: при поделке качелей для кукол одни дети заняты распиливанием брусков, другие — сколачиванием деталей, третьи — сборкой игрушек. Здесь каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше. При этом дети оказываются в зависимости друг от друга в самом процессе деятельности.
При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты труда. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, распилить брусок дольше, чем зачистить его края шкуркой, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник.
Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручать 2—3 детям. Например, наилучшим распределением работы во время стирки кукольного белья можно считать такое, когда трое детей стирают, один полощет, а затем все вместе вешают.
Учитывая это, следует предусмотреть такое распределение работы, чтобы все дети одновременно могли включиться в труд, ибо детям дошкольного возраста трудно ждать, оставаться без дела, когда другие работают. В подобных случаях воспитатель дополняет задание тем детям, которые будут включаться в общее дело позже.
Например, ребенку, расставляющему растения, можно предложить вначале протереть подоконники, и он будет занят этим делом, пока его товарищи вымоют растения. Или: воспитатель заранее готовит необходимые детали для каждою из участников, с тем чтобы дети могли вместе начать работу.
Например, когда они приступают к изготовлению качелей, то уже имеют часть заготовленных деталей: часть планок уже распилена (их надо теперь зачищать шкуркой), другая — зачищена (их можно сколачиаать), а остальные еще надо распиливать. Теперь, имея материалы, дети все одновременно могут приступить к работе: одни распиливают планки, другие зачищают края и т. д.
Закончив свое задание раньше других, первый участник не уходит от дела, а помогает своим товарищам.
Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3—4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результата, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.
Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естественно, непосредственно в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. В процессе общения между собой по поводу деятельности дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.(2)
6. «Труд» сегодня.
«Труд», «Безопасность» и «Социализация» являются относительно новыми образовательными областями и вызывают у педагогов немало вопросов. А еще больше вопросов педагоги задают по поводу того, как одновременно выполнить требования ФГТ и СанПиНов, которые, на взгляд руководителей ДОУ, нередко противоречат друг другу. Особенно это касается образовательных областей «Труд» и «Безопасность»
Образовательная область «Труд»
Конечно же, трудовая деятельность и раньше являлась важной составляющей дошкольного образования, но в последнее время она не была выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего» труда должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто неспособны. Существуют разные определения того, что такое труд: «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для своих потребностей», «целесообразная, формально материальная (прямо фиксируемый – физический труд) и нематериальная (косвенно фиксируемый – умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей общества». То есть труд – это, прежде всего, деятельность взрослых. Тем не менее в силу особенностей развития нашего общества трудовая деятельность (трудовое воспитание) давно стала частью образования. Отметим, что в большинстве стран термин «труд» по отношению к дошкольникам не применяется, хотя они участвуют и в уходе за растениями, и знакомятся с разными профессиями, и приобретают навыки самообслуживания.
Одним из важных направлений, которое всегда было отражено во всех образовательных программах, был труд в природе. Наверное, ни в одной стране нет столько разнообразных и интересных методических рекомендаций по организации трудовой деятельности в природе, как в России. В процессе такого труда у детей формировались и личностные качества – ответственность, бережливость, умение обращаться с различными предметами, эмоциональное отношение к природе; вырабатывались трудовые навыки, а главное – они видели результат: посаженные вместе со взрослыми растения на клумбе и в группе, активные здоровые животные. Собственно, это и есть реализация требования ФГТ «воспитание ценностного отношения к собственному труду». Важно и то, что современные дети особенно нуждаются в общении с живой природой. Во многих странах сейчас стараются организовать среду так, чтобы у детей была возможность такого общения.
У нас же получается наоборот: ФГТ вводят образовательную область «Труд», а новые требования СанПиНов практически делают невозможным труд детей в природе, о чем пишут и говорят многие читатели «Обруча». Теперь дети не должны даже дотрагиваться до земли, единственное, что они могут делать – это поливать то, что посадили взрослые. И это в стране, где посадка растений, уход за растениями на огороде, на клумбе всегда считались важной частью воспитания, где большинство семей имеют дачи и участки! Практически во всех дошкольных учреждениях дети с воспитателями выращивают в группах рассаду, которую потом высаживают на территории детского сада, или комнатные растения в подарок мамам к 8 Марта. Для многих сельских детских садов (а таких в стране немало) овощи с детсадовского огорода оказываются серьезным подспорьем в организации питания. Это, собственно, и есть настоящая трудовая деятельность, которая дает реальный результат. И как можно объяснить детям, которые помогают дома родителям сажать растения (особенно в сельской местности, в малых городах), почему дома делать все можно и нужно, а в детском саду к земле нельзя прикасаться?
Для сугубо городских детей такой труд имеет особое значение. Многие педагоги отмечают, что дети не знают, как растут картофель, морковь, свекла. Выращивание разных овощей вызывает у них особую радость. В одном детском саду малыши, которые вырастили вместе с воспитателем урожай фасоли, через некоторое время с огромным энтузиазмом стали вылавливать фасолины из супа с предложением вырастить из них новый урожай. Фактический запрет на посадку растений ограничивает и экспериментирование, наблюдения. Теперь ребенок не может принести из дома семечко лимона или авокадо и посадить его в группе для наблюдений. Это, конечно, может сделать педагог, но эффект от такого эксперимента будет уже совсем другим.
Информация о работе Предметно-практическая деятельность детей дошкольного возраста