Предмет и задачи психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Предмет и задачи психологии. Ее место и роль в деятельности людей.
Предмет педагогики, ее основные категории.

Работа содержит 1 файл

Педагогика и психология.docx

— 44.63 Кб (Скачать)
      1. Основные  категории педагогики  
 

       Любое теоретическое построение требует  четкого разграничения между  обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается  повседневная практика воспитания и  обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме.

     К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.  В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

       «Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».[4] В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель: 1) передает опыт, накопленный человечеством; 2) вводит в мир культуры; 3) стимулирует к самовоспитанию; 4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

     В свою очередь воспитанник: 1) овладевает опытом человеческих отношений и  основами культуры; 2) работает над собой; 3) обучается способам общения и  манерам поведения. В результате воспитанник изменяет свое понимание  мира и отношение к людям и  самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано  с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств  личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

     Накопление  и передача опыта культуры и цивилизации  во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его  развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры. Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

     Вторая  категория«обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. При этом учитель: 1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; 2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; 3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления). В свою очередь ученик: 1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно; 2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

     3) проявляет инициативу в поиске  новых знаний, дополнительных источников  информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием. Таким образом, диалектическое отношение «обучение - воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков. В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

     Третья  категория педагогики«образование» — понимается как: 1) ценность развивающегося человека и общества; 2) процесс обучения и воспитания человека; 3) как результат последнего; 4) как система. Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

     На  протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные  учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника. Как соотносятся три главные категории педагогики? По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему.

     «Воспитание»  выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать»  означало выращивать и обучать ребенка  правилам поведения, давать ему образование. Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем  «обучения». Порой имеют место  попытки отождествить «воспитание» и «образование». В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория.

     Эта категория определяется как «целенаправленный  процесс обучения и воспитания в  интересах личности, общества, государства». Внимательное рассмотрение различных  точек зрения ученых и практиков  позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в  основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности. Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать  как особым образом организованную деятельность, результатом которой  является развитие человека.

     Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и  воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы  выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса. Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека.

     Если  процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в  случае самообразования мы имеем  дело только с учением. То есть, когда  человек самостоятельно преобразует  себя — свои знания умения и навыки.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.,2001-320 с.
  2. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 2004-158с.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 2003-453 с.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б Введение в общую психологию. – М., 2005-321 с.
  5. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. ВУЗов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-432 с.
  6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2005-420 с.
  7. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М.: Издательство "Институт психологии", 2006.-250 с.
  8. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М.:Издательский центр «Академия», 2001.
  9. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991.
  10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  11. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М.: Прометей, 1996.
  12. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с. Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
  13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – В 2-х т. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 416 с.
  14. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  15. Психология и педагогика / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1996.
  16. Психология и педагогика: Учебное пособие / Отв. ред. В.М. Николаенко.– М.: ИНФРА-М;Новосибирск, 2000.
  17. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского – М., 1990.
  18. Педагогика (уч. пособие для студентов пед. ин-тов), под ред. Ю.К. Бабанского. –М.: Просвещение, 1983.
  19. Педагогика. Уч. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  20. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995.
  21. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: Владос, 1995.
  22. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  23. Столяренко Л.Д. Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  24. Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых. – М.–Л., 1931.
  25. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990.
  26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб: Питер, 1997.
  27. Хрестоматия по истории психологии./ Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н.- М.: Изд-во МГУ, 1980.

Информация о работе Предмет и задачи психологии