Предмет и объект педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека.

Содержание

1. Введение 3
2. Основная часть 4-14
2.1 Предмет педагогики 4-5
2.2 Цели образования и воспитания 5-7
2.3 Средства и методы психического 7-9
воздействия на личность
2.4 Нравственно-психологические 9-12
взаимоотношения поколений
2.4.1 Отношения родителей и детей как 9-10
психолого-педагогическая проблема
2.4.2 Рациональные условия отношений 11-12
родителей и детей
2.5 Межличностные отношения в коллективе 12-14
3. Заключение 15
4. Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Педагогика - Предмет и объект педагогики.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Тот или иной отрицательный  вариант отношений в семье  вовсе не является непреодолимой  фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически  грамотно разобраться в сложившейся  стадии отношений, то преодоление отрицательных  факторов возможно.

Глубокие контакты с  родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности  и надежности. А родителям приносит радостное чувство удовлетворения.

 

2.5 Межличностные отношения в коллективе

 

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и времени; 2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок членов коллектива; 4) структурированности – определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива; 5) организованностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения  совместной коллективной жизнедеятельности; 6) открытостью, то есть готовностью к принятию новых членов.

Качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием социально-психологический климат коллектива. Понятие социально-психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое  субъективное отражение в групповом  сознании всей совокупности элементов  социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой стороны, возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.

Одним из важных показателей  социально-психологического климата  в коллективе являются конфликтные  ситуации. Конфликтность или социально-психологическая напряженность в коллективе негативно отражается на всех сторонах его жизнедеятельности. Время послеконфликтных эмоциональных переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушение делового контакта, во много раз способно превосходить время самого конфликта.

В основе конфликта лежат  столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с  точки зрения психического состояния  противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале  находятся в скрытом состоянии, при котором конфликтующие стороны  выражают скрыто свои претензии. При  этом предпринимаются попытки удовлетворения этих претензий «мирным» путем. Если такой способ не вызывает позитивной реакции, игнорируется или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытую форму. Эта стадия развития конфликта называется конфликтным поведением.

Конфликтное поведение – это пик развития конфликта. Оно не может длиться вечно и в конце концов, конфликтующие стороны должны будут выбирать одну из программ поведения: 1) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 2) искать способы полного разрешения конфликта.

Разрешение конфликта  осуществляется как через изменение  объективной ситуации, так и через  субъективную, психологическую перестройку, то есть изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон.

Изучение закономерностей  функционирования коллективов показывает, что даже в самых малых, неорганизованных коллективах возникает распределение  власти между членами. Коллектив  делится на рядовых членов и лидеров. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и коллектив в целом, направлять их усилия на достижение каких-либо целей.

Различают формальных и  неформальных лидеров. Неформальный лидер  – это член коллектива, добровольно принявший на себя значительно большую ответственность, чем это требуют формальные предписания и нормы. Формальный лидер – это носитель административной власти. Его задача состоит в организации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива для достижения его целей. Для этого руководитель должен обладать психофизиологическими характеристиками, а также знаниями, навыками, умениями и качествами.

К психофизическим качествам  руководителя как личности относятся: волевые данные, профессиональное воспитание, обостренное внимание, объемная и точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность и другие. Особое значение имеют волевые качества руководителя. Волевого руководителя, как правило, характеризуют разумная настойчивость, решительность, энергичность, упрямство в достижении цели, высокая самодисциплина, целеустремленность.

Немаловажное значение для руководителя имеет контактность – общительность, интерес к людям, способность располагать к себе людей, выслушивать, понимать и убеждать их, способность взглянуть на проблему «глазами другого».

В совокупности неотъемлемых психологических качеств руководителя выделяется доминантность, которую  следует понимать как свойство властности, честолюбия.

Среди деловых качеств  выделяются знания и умения. Так, например, для руководителя предприятия важны знания в области техники и технологии, организации производства, экономики и права, психологии и педагогики, менеджмента. В качестве наиболее важных навыков отмечаются: умение видеть перспективу, найти главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлять кадры, пойти на оправданный риск, своевременно принимать решения и проводить их в жизнь, делегировать полномочия, пробуждать людей к труду, организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива.

К деловым качествам  и умениям тесно примыкают  также профессионально-организаторские  черты, поскольку одной из основных задач руководителя является создание команды единомышленников, то есть формирование условий для оптимизации  процесса самоорганизации трудового коллектива, с этой точки зрения важными качествами руководителя также являются такие, как предприимчивость и деловитость, научный системный подход к решению проблем.

Не менее важна для  руководителя коммуникабельность: способность  срабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов – вышестоящими руководителями и подчиненными, способность сплачивать, объединять разных людей, налаживать их совместную работу.

Важное значение для  социально-психологического климата  коллектива имеют также особенности стиля руководителя коллективом. Под стилем руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Определение стиля руководства коллективами осуществляется по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы пробуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирования деятельности исполнителей.

 

 

3. Заключение

 

Педагогика востребована везде, где  осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в  процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состоянии принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по вопросам своей компетенции.

Изучение педагогики в системе высшего образования  призвано вооружить студентов знаниями, умениями и способностью использовать ее данные в жизни и профессиональной деятельности, а также сформировать понимание необходимости и желание делать это постоянно, лично совершенствоваться педагогически. Педагогика – одна из самых практичных наук.

Педагогика располагает  рекомендациями, интенсивными педагогическими технологиями, богатым педагогическим опытом, которые нужны практически всем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы

 

  1. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва, 2000 г.
  2. Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика – Москва, 1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Предмет и объект педагогики