Предмет и объект педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека.

Содержание

1. Введение 3
2. Основная часть 4-14
2.1 Предмет педагогики 4-5
2.2 Цели образования и воспитания 5-7
2.3 Средства и методы психического 7-9
воздействия на личность
2.4 Нравственно-психологические 9-12
взаимоотношения поколений
2.4.1 Отношения родителей и детей как 9-10
психолого-педагогическая проблема
2.4.2 Рациональные условия отношений 11-12
родителей и детей
2.5 Межличностные отношения в коллективе 12-14
3. Заключение 15
4. Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Педагогика - Предмет и объект педагогики.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Гуманизм предполагает признание данной личностью в  качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не случайно под термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не случайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей русского национального самосознания.

В нашей стране традиционно  в качестве главной цели учебно-воспитательного  процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно рассматриваться сознание предпосылок для самореализации личности.

 

2.3 Средства и методы психического воздействия на личность

 

        Технологическая схема педагогического  процесса выглядит примерно так.  Прежде всего, педагог убеждает  воспитуемого в важности и  целесообразности решения конкретной  задачи, затем он должен научить учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как  минимум, пять групп методов воздействия  на личность:

  1. убеждение;
  2. упражнения и приучения;
  3. обучение;
  4. стимулирование;
  5. контроль и оценка

 

           Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и  волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-либо научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

Приучение – это организация  планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Упражнение занимает большое место в обучении, так  как лежит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-ученических этапах.

Упражнение как метод  педагогического воздействия применяется  для решения самых разнообразных  задач гражданского, нравственного, физического и эстетического  восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.

В практике воспитательной работы применяются в основном три  типа упражнений:

  1. упражнения в полезной деятельности;
  2. режимные упражнения;
  3. специальные упражнения.

           Номенклатура и классификация  методов обучения характеризуется  большим разнообразием в зависимости  от того, какое основание избирается  для их разработки. Подразделяют  методы по доминирующим средствам  на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на:

  1. методы приобретения новых знаний;
  2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
  3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков

           Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

  1. объяснительно-иллюстративный метод;
  2. репродуктивный метод;
  3. метод проблемного изложения;
  4. частично-поисковый метод;
  5. исследовательский метод.

           Стимулировать – значит побуждать,  давать импульс, толчок мысли,  чувству и действию. Определенное  стимулирующее действие уже заложено  внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых – оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.

К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.

Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются  учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.

Наказание – один из самых старейших методов воспитания. Наказание корректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание – это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности – чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного воспитанника – чувство переживания, отчужденности, отстраненности от других воспитанников, от коллектива.

 

 

 

2.4. Нравственно-психологические отношения  поколений

2.4.1 Отношения родителей и детей  как психолого-

педагогическая проблема

 

В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность  ее – в скрытом, интимном характере  человеческих отношений, щепетильности  «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при  всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

Отношения родителей  и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема их общения и отношений. Конфликт – жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, - сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе развития заболевания.

В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных, жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Изучение множества  разнообразных документов позволило  выявить некоторые основные тенденции  отношений родителей и детей  в семье. В основу анализа положено видоизменение потребности в  общении – одна из фундаментальных  характеристик межличностных отношений. Под конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами.

Существуют следующие стадии отношений родителей и детей:

  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;
  • чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с родителями;
  • поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители;
  • поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети;
  • конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;
  • полное взаимное отчуждение и враждебность.

 

2.4.2 Рациональные условия отношений  родителей и детей

 

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних  лишь платонических пожеланий и  стремлений родителей. Для этого  должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

Первая и главная  из них – разумная организация  семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений  служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.

В коллективной жизни  семьи можно наиболее успешно  создавать обстоятельства воспитательного  процесса, подкрепляющие словесные  требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.

Дети ожидают от родителей  глубинного, пристального интереса к  их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и качеств.

Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения воспитательных влияний на различных ступенях становления личности.

Подход к детям требует  от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого  и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

Важная сторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.

Следование по следам интересов и увлечения детей  предполагает также и привлечение  детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется  тогда, когда родители и дети по-человечески  близки друг другу, связаны узами  не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка  успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.

Информация о работе Предмет и объект педагогики