Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ взаимодействия семейного права и семейного воспитания и их роли в формировании и становлении личности ребенка.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- определить роль семейного воспитания в формировании личности;
- рассмотреть основы правового регулирования семейного воспитания в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Роль семейного воспитания в формировании личности………………5
1.1. Семья - социальный институт формирования личности. Функции и проблемы современной семьи…………………………………………………....5
1.2. Роль семьи в развитии ребенка ……………………………………..11
II. Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1. Правовые основы семейного воспитания…………………………..20
2.2. Права и обязанности родителей и детей……………………………24
Заключение………………………………………………………………..29
Литература………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Семейное право.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Для правового разрешения таких ситуаций, возникающих в новых условиях жизни общества, Государственной  Думой в 1995 г. принят Семейный Кодекс РФ [3], который наметил меры по укреплению семьи, определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры уплаты алиментов на содержание детей и др. 

      
 

 

      2.2. Права и обязанности родителей и детей 

     Семейный  кодекс [4] кардинальным образом регулирует личные отношения между родителями и детьми, усиливает гарантии правильного и человечного воспитания ребенка, закрепляет его право на защиту и на выражение своего мнения.

     Права родителей по отношению к ребенку (которым считается лицо, не достигшее 18 лет) обладают рядом особенностей.

     Они имеют срочный характер, т.е. существуют только в отношении несовершеннолетних детей. Кроме того, права родителей прекращаются при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (на сегодняшний день это эмансипация).

     В правах родителей гармонично сочетаются интересы родителей и детей. Родительские права не могут противоречить  интересам детей. Предметом основной заботы родителей должно быть обеспечение  интересов детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Действующее законодательство напрямую запрещает пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

     Родительские  права предоставляются родителям  на равных началах. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному  согласию. Родители (один из них) при  наличии разногласий между ними вправе обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или в суд. Законодательство представляет гарантии участия в воспитании ребенка и отдельно проживающему родителю.

     В родительских правах сочетаются личные и общественные интересы, поэтому родительские права в основном одновременно являются и их обязанностями, исполнение которых гарантируется санкциями, предусмотренными законодательством [26, 243]. Обязанностям родителей корреспондируют права детей.

     Впервые в отечественном законодательстве выделена отдельная глава «Право несовершеннолетних детей», где предусмотрен достаточно широкий Круг гарантий правильного воспитания детей.

     Какими  же правами личного характера  обладают несовершеннолетние дети?

     В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка (1989), в Семейном кодексе РФ закреплено право ребенка жить и воспитываться в семье, право на заботу родителей, право на совместное с ними проживание (если это не противоречит интересам ребенка); право на выражение собственного мнения, на имущество, на защиту его прав; право на общение с членами расширенной семьи (бабушками, дедушками, сестрами, братьями и другими родственниками).

     Определены  формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, оговорены  процедуры изъятия детей из семьи  и устройство таких детей в приемные семьи. Подробно рассматриваются условия воспитания детей в учреждениях интернатного типа (домах ребенка, школах-интернатах, детских домах).

     Ребенок имеет право жить и воспитываться  в семье (насколько это возможно), право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

     Вышеперечисленные права не относятся к категории  так называемых «мнимых«, «голых»  прав, не имеющих правовой защиты, прав-деклараций. Законодательство гарантирует их осуществление  институтом истребования ребенка от лиц, незаконно его удерживающих, институтами лишения и ограничения родительских прав и др.

     Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание  его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

     Ребенок, находящийся в экстремальной  ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.), имеет право  на общение со своими родителями и  другими родственниками в порядке, установленном законом.

     Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Семейный кодекс установил право ребенка независимо от возраста самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет-в суд.

     Семейный  кодекс закрепил право ребенка выражать свое мнение при решении в семье  любого вопроса, затрагивающего его  интересы, а также быть заслушанным  в ходе любого судебного или административного  разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, Когда это противоречит его интересам.

     В некоторых случаях (например, при  изменении фамилии, имени ребенка, достигшего 10 лет, при восстановлении в родительских правах родителя такого ребенка, при усыновлении такого ребенка и др.) органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка.

     Какими  же правами и обязанностями личного  характера обладают родители по отношению  к детям?

     Родители  имеют право дать ребенку имя, отчество и фамилию.

     По  совместной просьбе родителей до достижения ребенком 16 лет орган  опеки и попечительства может  разрешить изменить имя ребенку, а также присвоенную ему фамилию  на фамилию другого родителя. В  любом случае изменение фамилии, имени ребенка производится исходя из интересов ребенка с учетом мнения родителей. Кроме того, если ребенок достиг 10 лет, необходимо получить его согласие.

     Родители  имеют право на защиту интересов детей, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Однако родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия.

     Например, так бывает в судебном процессе о  лишении родительских прав. Родитель, лишаемый прав, не может одновременно представлять интересы своего ребенка, В этом случае, а также при разногласиях между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

     Родители  имеют право на определение места  жительства ребенка. Оно выражается в том, что родители могут требовать  возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Однако суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

     Главным правом родителей, однако, является право воспитывать своих детей, которому в большей степени, чем другим правам, свойствен характер обязательности, родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.

     При этом они с учетом мнения детей  имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей.

     Законодатель  не регулирует детально вопросы воспитания детей и правильно делает. Роль права сводится к защите родителей и детей от возможных злоупотреблений и нарушений в этой области [25, 132]. Поэтому в правовом преломлении воспитание детей выражается в урегулировании споров о детях, а также в институте лишения и ограничения родительских прав.

     Таким образом, основными принципами семейного законодательства в России являются требования уважения прав родителей, равенства прав и обязанностей матери и отца, равной ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, приоритета семейного воспитания детей, защиты их прав и интересов. Ребенок по закону является не объектом воспитательных воздействий родителей, а полноправным, самостоятельным субъектом в структуре семьи. В случае расторжения брачных отношений права и обязанности по воспитанию и развитию ребенка сохраняются в отношении отца и матери. Родители также обеспечивают материальное содержание детей до их совершеннолетия (и далее, в случае, если дети относятся к категории нетрудоспособных). 
 
 
 
 

 

Заключение 

     Семейное  воспитание - воспитание детей, осуществляемое родителями, опекунами или старшими в семье.

     Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

     Важность  семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

     Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

     Положительное воздействие на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье  людей  не относится к ребенку  лучше. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

     Правовые  отношения семьи и государства  регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями.

     Семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней  путем создания и развития сети общеобразовательных  учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а также путем предоставления других видов пособий и помощи семье.

     Основными принципами семейного законодательства в России являются требования уважения прав родителей, равенства прав и обязанностей матери и отца, равной ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, приоритета семейного воспитания детей, защиты их прав и интересов. Ребенок по закону является не объектом воспитательных воздействий родителей, а полноправным, самостоятельным субъектом в структуре семьи.

     Законодатель  не регулирует детально вопросы воспитания. Роль права сводится к защите родителей и детей от возможных злоупотреблений и нарушений в этой области. Поэтому в правовом преломлении воспитание детей выражается в урегулировании споров о детях, защите прав детей, а также в институте лишения и ограничения родительских прав.

     Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие плечи, - мы своими руками строим себе будущее, в котором нас будут окружать, может быть, успешные и деловые, но равнодушные люди. 
 
 
 

     Литература 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //Российская газета». – 2009. - N 7.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации  от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 23.12.2010)// Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 1. - ст. 16.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 23.12.2010)//Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 1. - ст. 16.
  4. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(принят ГД ФС РФ 21.05.1999) Собрание законодательства РФ. - 1999, N 2. - ст. 3177.
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)//Собрание законодательства РФ. – 1998. -  N 31. - ст. 3802.
  6. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»//Собрание законодательства РФ». – 1996. - N 3. - ст. 150.
  7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/Г. М. Бреслав. - М, Просвещение, 2000. – 201 с.
  8. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. / под ред. М.И. Рожкова - М., 2004. – 280 с.
  9. Возрастные особенности психического развития детей./ под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М, Академия, 2002. – 298 с.
  10. Гарбузов, В.И. Практическая психология семьи/В. И. Гарбузов. – СПб.:. Питер, 2004. – 311 с.
  11. Гребенников, И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа семейного воспитания школьников/И. В. Гребенников. - М.: Педагогика,1971. – 209 с.
  12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю. Б. Гиппенрейтер. -  М.: Просвещени 2005. – 298 с.
  13. Гришина, Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты/ Н. В. Гришинга. - СПб, "Сова", 2003. – 110 с.
  14. Детский психолог./ под ред. Е.И.Рогова. Вып.1. Ростов-на-Дону, Прогресс, 2002. – 203 с.
  15. Евграфова, И.Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации/ И. Н. Евграфова. - М.: Психология, 2001.- 265 с.
  16. Клайн, В. Как подготовить ребенка к жизни/В. Клайн. - М, Просвещение, 2003. – 286 с.
  17. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, Литера, 2003г., с. 67-206.
  18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М, 2004г., с.132.  
    16. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М, Педагогика, 2004г., с.15.
  19. Международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989). – М.: Право, 1990. – 102 с.
  20. Майдиков, И.М. Основы социологии/И.М.Майдиков.-М.: Радуга, 2005. – 324 с..
  21. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети/ Л.И. Маленкова.-М.: Педагогика,1999. – 231 с.
  22. Махов, Ф.С. Кого мы растим/ Ф.С.Махов.- М.: АЛМА-ПРЕСС, 2003. – 271 с.
  23. Минаваров, А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания/А. К. Минаваров. – М.: Педагогика, 2006. – 206 с.
  24. Паренс, Г. Агрессия наших детей/ Г. Паренс. - М, Лайнер, 2004. – 298 с.
  25. Педагогика/под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
  26. Протопопова, О. В. Семейное право/О. В. Протопопова. – М.: Юрист, 2008. – 389 с.
  27. Раншбург, Й. Секреты личности/Й. Раншбург, П.  Поппер. – М.: Прогресс, 2003. – 209 с.
  28. Стрекалова, Н.И. Взаимодействие школы и семьи по профилактике нарушений психического здоровья ребенка младшего школьного возраста/ Н. И. Стрекалова. - М.: Педагогика, 2004. – 252 с.
  29. Турьян В.А. Социально-педагогические факторы семейного воспитания. М., 1986. – 240 с.
  30. Хоментаускас, В. Семья глазами ребенка/ В. Хоментаускас М,

Информация о работе Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации