Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:53, курсовая работа
Цель данной работы – анализ взаимодействия семейного права и семейного воспитания и их роли в формировании и становлении личности ребенка.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- определить роль семейного воспитания в формировании личности;
- рассмотреть основы правового регулирования семейного воспитания в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Роль семейного воспитания в формировании личности………………5
1.1. Семья - социальный институт формирования личности. Функции и проблемы современной семьи…………………………………………………....5
1.2. Роль семьи в развитии ребенка ……………………………………..11
II. Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1. Правовые основы семейного воспитания…………………………..20
2.2. Права и обязанности родителей и детей……………………………24
Заключение………………………………………………………………..29
Литература………………………………………………………………...31
Для
правового разрешения таких ситуаций,
возникающих в новых условиях
жизни общества, Государственной
Думой в 1995 г. принят Семейный Кодекс
РФ [3], который наметил меры по укреплению
семьи, определил права и обязанности
родителей по воспитанию детей, упорядочил
размеры уплаты алиментов на содержание
детей и др.
2.2. Права и обязанности
родителей и детей
Семейный кодекс [4] кардинальным образом регулирует личные отношения между родителями и детьми, усиливает гарантии правильного и человечного воспитания ребенка, закрепляет его право на защиту и на выражение своего мнения.
Права родителей по отношению к ребенку (которым считается лицо, не достигшее 18 лет) обладают рядом особенностей.
Они имеют срочный характер, т.е. существуют только в отношении несовершеннолетних детей. Кроме того, права родителей прекращаются при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (на сегодняшний день это эмансипация).
В правах родителей гармонично сочетаются интересы родителей и детей. Родительские права не могут противоречить интересам детей. Предметом основной заботы родителей должно быть обеспечение интересов детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Действующее законодательство напрямую запрещает пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родительские
права предоставляются
В родительских правах сочетаются личные и общественные интересы, поэтому родительские права в основном одновременно являются и их обязанностями, исполнение которых гарантируется санкциями, предусмотренными законодательством [26, 243]. Обязанностям родителей корреспондируют права детей.
Впервые
в отечественном
Какими же правами личного характера обладают несовершеннолетние дети?
В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка (1989), в Семейном кодексе РФ закреплено право ребенка жить и воспитываться в семье, право на заботу родителей, право на совместное с ними проживание (если это не противоречит интересам ребенка); право на выражение собственного мнения, на имущество, на защиту его прав; право на общение с членами расширенной семьи (бабушками, дедушками, сестрами, братьями и другими родственниками).
Определены формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, оговорены процедуры изъятия детей из семьи и устройство таких детей в приемные семьи. Подробно рассматриваются условия воспитания детей в учреждениях интернатного типа (домах ребенка, школах-интернатах, детских домах).
Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (насколько это возможно), право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Вышеперечисленные права не относятся к категории так называемых «мнимых«, «голых» прав, не имеющих правовой защиты, прав-деклараций. Законодательство гарантирует их осуществление институтом истребования ребенка от лиц, незаконно его удерживающих, институтами лишения и ограничения родительских прав и др.
Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Семейный кодекс установил право ребенка независимо от возраста самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет-в суд.
Семейный
кодекс закрепил право ребенка выражать
свое мнение при решении в семье
любого вопроса, затрагивающего его
интересы, а также быть заслушанным
в ходе любого судебного или
В некоторых случаях (например, при изменении фамилии, имени ребенка, достигшего 10 лет, при восстановлении в родительских правах родителя такого ребенка, при усыновлении такого ребенка и др.) органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка.
Какими
же правами и обязанностями
Родители имеют право дать ребенку имя, отчество и фамилию.
По
совместной просьбе родителей до
достижения ребенком 16 лет орган
опеки и попечительства может
разрешить изменить имя ребенку,
а также присвоенную ему
Родители имеют право на защиту интересов детей, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Однако родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия.
Например, так бывает в судебном процессе о лишении родительских прав. Родитель, лишаемый прав, не может одновременно представлять интересы своего ребенка, В этом случае, а также при разногласиях между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
Родители имеют право на определение места жительства ребенка. Оно выражается в том, что родители могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Однако суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.
Главным правом родителей, однако, является право воспитывать своих детей, которому в большей степени, чем другим правам, свойствен характер обязательности, родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.
При этом они с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей.
Законодатель не регулирует детально вопросы воспитания детей и правильно делает. Роль права сводится к защите родителей и детей от возможных злоупотреблений и нарушений в этой области [25, 132]. Поэтому в правовом преломлении воспитание детей выражается в урегулировании споров о детях, а также в институте лишения и ограничения родительских прав.
Таким
образом, основными принципами семейного
законодательства в России являются требования
уважения прав родителей, равенства прав
и обязанностей матери и отца, равной ответственности
родителей за воспитание и развитие ребенка,
приоритета семейного воспитания детей,
защиты их прав и интересов. Ребенок по
закону является не объектом воспитательных
воздействий родителей, а полноправным,
самостоятельным субъектом в структуре
семьи. В случае расторжения брачных отношений
права и обязанности по воспитанию и развитию
ребенка сохраняются в отношении отца
и матери. Родители также обеспечивают
материальное содержание детей до их совершеннолетия
(и далее, в случае, если дети относятся
к категории нетрудоспособных).
Заключение
Семейное воспитание - воспитание детей, осуществляемое родителями, опекунами или старшими в семье.
Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями.
Семья
находится под защитой
Основными принципами семейного законодательства в России являются требования уважения прав родителей, равенства прав и обязанностей матери и отца, равной ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, приоритета семейного воспитания детей, защиты их прав и интересов. Ребенок по закону является не объектом воспитательных воздействий родителей, а полноправным, самостоятельным субъектом в структуре семьи.
Законодатель не регулирует детально вопросы воспитания. Роль права сводится к защите родителей и детей от возможных злоупотреблений и нарушений в этой области. Поэтому в правовом преломлении воспитание детей выражается в урегулировании споров о детях, защите прав детей, а также в институте лишения и ограничения родительских прав.
Проблемы
семейного воспитания могут стать глобальными
проблемами того общества, в котором нам
предстоит жить. Если мы плохо воспитываем
своих детей или вовсе стараемся переложить
заботу о них на чужие плечи, - мы своими
руками строим себе будущее, в котором
нас будут окружать, может быть, успешные
и деловые, но равнодушные люди.
Литература
Информация о работе Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации