Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ взаимодействия семейного права и семейного воспитания и их роли в формировании и становлении личности ребенка.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- определить роль семейного воспитания в формировании личности;
- рассмотреть основы правового регулирования семейного воспитания в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Роль семейного воспитания в формировании личности………………5
1.1. Семья - социальный институт формирования личности. Функции и проблемы современной семьи…………………………………………………....5
1.2. Роль семьи в развитии ребенка ……………………………………..11
II. Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1. Правовые основы семейного воспитания…………………………..20
2.2. Права и обязанности родителей и детей……………………………24
Заключение………………………………………………………………..29
Литература………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Семейное право.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     У человека как существа общественного  имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте [12, 60]. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта.

     Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.

     Большие проблемы возникают в общении  с ребенком, если воспитание стало  единственной деятельностью, реализующей  потребность смысла жизни.

     Удовлетворением потребности смысла жизни может  стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

     У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми.

     Подобное  родительское поведение неосознанно  для самих родителей приобретает  элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...» [10, 111].

     Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. Но может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

     Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом  реализации потребности достижения.

     Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и  направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания [10, 99].

     Это обычно очень компетентные, эрудированные  родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

     Проблемы  независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.

     Под влияние прошлого опыта, истории  развития личности человека в его  сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

     Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми мотивами, которые «осмысливают» воспитание.

     Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность  эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности.

     При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы.

     Но  проблема независимости отчетливо  проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств.

     Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные  мотивы родителей ограничивают свободу  развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его  гармонию, а иногда и искажая его  ход.

     Итак, из вышеизложенного следует.

     К функциям семьи следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную.

     В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения  и функции семьи. Мужские и женские роли тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена.

     Вследствие материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей, возникают новые нетипичные проблемы воспитательного характера. Увеличение числа разводов ведет к увеличению количества неполных семей. Урбанизация и проблемы материального характера влияют на рост семей с одним ребенком  

 

     II. Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации

     2.1. Правовые основы семейного воспитания

     Семья чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной  и общественной жизни страны. Процессы внутри семьи в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Необходима постоянная забота государства о семье.

     В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка [19], принятая в 1989 г.

     Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.

     Конвенция — это документ, обращенный не только в будущее, но и настоящее, ибо  дети, в первую очередь, - наш сегодняшний мир, а уж затем - наше будущее. Этот документ для нашей страны очень своевременный. В эпоху разрушения политизированных стереотипов, пересмотра многих жизненных ориентиров дети особенно нуждаются в социальной и родительской опеке и заботе.

     Современная цивилизация, ее гуманистические предпосылки  приобретают в наши дни общечеловеческий характер. В то же время известно довольно значительное количество факторов лишений и злоупотреблений, жертвами которых становятся дети. Вот почему родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

     Им  также» необходимо усвоить три принципа осуществления Конвенции, первый из которых - знание ее основных положений; второй - понимание провозглашенных  в ней прав; третий — поддержка  и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.

     В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье  как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства.

     Если  родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, если вольно или невольно они наносят вред физическому или нравственному  здоровью детей, соответствующие компетентные органы на основании судебного решения лишают их родительских прав, а детей определяют на воспитание в государственные учреждения. Особо подчеркнута роль семьи в Плане действий по осуществлению Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей: «В семье начинается приобщение детей к культуре, ценностям и нормам общества. Семья несет основную ответственность за обеспечение питания и защиту детей с младенческого до подросткового возраста» [25, 120].

     Конвенция предупреждает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.

     Семейная  педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а  не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы  стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

     Таким образом, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. вобрали  в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье.

     В полном согласии с этими всемирными документами находятся нормативные  и законодательные акты, регламентирующие положение детей в России, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребенка.

     Правовые  основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции  РФ, принятой в 1993 г. [], и Законе РФ «Об образовании» [1].

     Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие.

     Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (статья 38).

     Фонды общественного потребления гарантируют  каждому ребенку общее бесплатное образование. Значительную помощь семье  оказывают государственные меры по охране прав материнства и детства.

     Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Он охватывает все стороны жизни детей в семье и означает, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто из них не имеет преимущества друг перед другом.

     Этот  принцип обеспечивает наилучшие  условия для соблюдения интересов  детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений [26, 140].

     Родители  обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей - это моральный долг родителей. К матерям и отцам, не выполняющим свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера - лишение родительских прав.

     Основанием  к такому решению может послужить  жестокое обращение с детьми, оказание на них вредного, аморального влияния, антиобщественное поведение родителей: алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство, тяжелые психические расстройства.

     Недобросовестное  выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей не бывает бесследным, оно обязательно отразится на личности ребенка. В этих случаях органы опеки и попечительства осуществляют надзор, регулируют отношения родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер и других родственников, если складывается сложная, трудная ситуация по воспитанию детей.

Информация о работе Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации