Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ взаимодействия семейного права и семейного воспитания и их роли в формировании и становлении личности ребенка.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- определить роль семейного воспитания в формировании личности;
- рассмотреть основы правового регулирования семейного воспитания в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Роль семейного воспитания в формировании личности………………5
1.1. Семья - социальный институт формирования личности. Функции и проблемы современной семьи…………………………………………………....5
1.2. Роль семьи в развитии ребенка ……………………………………..11
II. Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1. Правовые основы семейного воспитания…………………………..20
2.2. Права и обязанности родителей и детей……………………………24
Заключение………………………………………………………………..29
Литература………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Семейное право.doc

— 159.50 Кб (Скачать)
 
 
 

     Введение…………………………………………………………………….3 

     I. Роль семейного воспитания в формировании личности………………5

     1.1. Семья - социальный институт формирования личности. Функции и проблемы современной семьи…………………………………………………....5

     1.2. Роль семьи в развитии ребенка ……………………………………..11 

     II. Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации………………………………………………………………………..20

     2.1. Правовые основы семейного воспитания…………………………..20

     2.2. Права и обязанности родителей и детей……………………………24 

     Заключение………………………………………………………………..29

     Литература………………………………………………………………...31

 

Введение 

     Важность  семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней  ребенок находится в течение  значительной части своей жизни, один из институтов воспитания не может  сравниться с семьей.

     «Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения - присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага» [].

     Актуальность темы обусловлена тем, что семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.

     В основе семейного воспитания лежит  семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

     В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей  к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).

     Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).

     В отечественной науке и практике изучались детско-родительские взаимоотношения. В литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

     Правовые  аспекты семейного воспитания рассматривались  В. Толстым, 1969; .С. Я. Паластиной, 1976; С.Н. Бондовым, 2002; А. Г. Харчевым, 1994; Н. Н. Тарусиной, 2001.

     Цель данной работы – анализ взаимодействия семейного права и семейного воспитания и  их роли в формировании и становлении личности ребенка.

     Поставленная цель требует решения следующих задач:

     - определить роль семейного воспитания в формировании личности;

     - рассмотреть основы правового регулирования семейного воспитания в Российской Федерации.

     Правовые  отношения семьи и государства  регламентируются Конституцией РФ, Семейным кодексом, законами, указами и постановлениями. Данные законодательные акты явились нормативной базой работы.

     Семья чутко реагирует на все, происходящие в обществе перемены. Кризисы семейных отношений наблюдаются в современной  России. Этой проблеме посвящен ряд работ, как в педагогических, так и в правоведческих изданиях, анализ которых способствовал актуальности разработки темы.

     Структура работы – введение, две главы, заключение, список литературы.

     I. I. Роль семейного воспитания в формировании личности

     1.1. Семья - социальный  институт формирования  личности. Функции  и проблемы современной  семьи

     Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном  родстве, члены которой связана  общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью [10, 45].

     Этот  древнейший институт человеческого  общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений.

     Брак  как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.

     Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что  повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети [29, 27].

     Слабая  социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее  время, привели к сокращению рождаемости  в России и формированию нового типа семьи - бездетной.

     Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных  функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности  ее членов.

     К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную [26, 57].

     Социологи считают репродуктивную функцию  семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное  стремление человека к продолжению  своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости.

     Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

     Для каждого человека семья выполняет  эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и  экстремальных ситуаций.

     Сущность  и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.

     В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения  и функции семьи. Ведущей в  историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции [26, 59].

     В настоящее время экономическая  функция семьи не отмерла, но изменилась.

     Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей  разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого «главнее» и в семье.

     Изменяется  сам тип зависимости в семье  людей друг от друга. Социологи говорят  о том, что мужские и женские  роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена [15, 47].

     Семья особо чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т.д. Все чаще говорится о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности.

     Помимо  падения рождаемости отмечается и такой негативный факт в институте  семьи, как увеличение числа разводов. И как следствие, наблюдаются  отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.

     Развод  родителей автоматически переводит  семью в категорию "нетипичных", то есть неполных, малообеспеченных, проблемных.

     Одними  материальными затруднениями, сколь  бы то ни было острыми, кризис российской семьи не исчерпывается. Можно отметить несколько симптомов «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов - отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень тяжелое воздействие, иногда подталкивая ее к распаду

     Две наиболее распространенные точки зрения существуют на проблему  воспитания единственного ребенка в семье.

     Первая: единственный ребенок оказывается  более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает  волнений, связанных с соперничеством братьев.

     Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры [15, 49].

     Что бы там ни говорили психологи, жизнь  одного - единственного ребенка в  семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и, тем не менее, встречаются часто.

     Бесспорно, родители, имеющие единственного  ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся  о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый.

     Некоторые помехи психическому развитию детей  имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка  холят, нежат, балуют, ласкают - одним  словом, носят на руках.

     Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно  замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей [9, 105].

     В результате общение с людьми будет  для него гораздо труднее, чем  для других детей. Он начнет уходить  от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

     Можно утверждать, что воспитание единственного  сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей

     Для развития психики каждый ребенок  требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя  свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Информация о работе Правовое регулирование семейного воспитания в Российской Федерации